Цель: расширить знания учащихся по географии, истории, литературе, культуре родного края; способствовать воспитанию нравственной чистоты, чувства любви к родному краю, чувства прекрасного; способствовать развитию творческого потенциала учащихся.
Оборудование: рисунки детей, плакат, фотографии, сочинения школьников, музыкальный центр.
Подготовительная работа:
1) Сочинение на тему “Башкортостан – мой край родной”.
2) Рисунки, посвященные 450-летию добровольного вхождения Башкортостана в состав России.
3) Сбор материалов и чтение литературы по теме.
ХОД УРОКА
Учитель. Мы с вами сегодня собрались, чтобы поговорить о Башкортостане – любимой нашей родине, ее истории, географии, литературе и культуре. Давайте представим себе, что мы едем в красивом скоростном поезде, который несется по необъятным просторам нашей родины – Башкортостану. В пути мы остановимся на шести станциях: первая – “Родина”, вторая – “450”, третья – “Мы”, четвертая – “Угадай”, пятая – “Я знаю”, шестая – Магическая”
(Звучит музыка)
1 станция “Родина”.
Учитель. Родина... Как вы представляете ее? Это, конечно, место, где вы родились, впервые увидели мир и начали познавать его. Сначала это был ваш дом, потом улица, поле, лес... Вы растете, и ваши знания о Родине постепенно расширяются: от родного очага, родного отцовского порога до необъятной Отчизны – России. Чтобы лучше узнать Родину, необходимо изучить и свою республику, свой край, тот “песчаный берег с низким ивняком”, о котором писал русский писатель Константин Симонов. Только с осознанием Родины в большом и малом, в единстве – Россия и свой край, Республика Башкортостан, вы воспитаете в себе настоящего гражданина своей страны.
Ребята, вы написали прекрасные сочинения на эту тему. Давайте послушаем своих одноклассников.
Ученик. (Читает сочинение).
Учитель. “Какими только дарами не наградила природа эту страну, – писал в прошлом веке писатель Ф.Д. Нефедов, – обширные и тучные пастбища, как море, без конца волнующиеся ковылем степи; дремучие леса, из края в край переполненные разными породами зверей и птиц, красавицы реки; целебные источники и озера и светлые, как утро мая, горные потоки...”
Ученик. (Читает сочинение)
Классный руководитель. Спасибо ребята. Двигаемся дальше.
(Звучит музыка)
2 станция “450”
Учитель. Что это за цифры, что они означают?
Ученик. Присоединение Башкортостана к Русскому государству состоялось в 1557 году. По соглашению об условиях присоединения Русское государство гарантировало башкирам защиту от внешних врагов, невмешательство во внутреннюю их жизнь и юридически закрепило за башкирскими племенами право владения теми землями, на которых они издавна жили. Башкиры приняли на себя обязательство за свой счет нести военную службу и платить казне ясак.
С присоединением к России в заселении и хозяйственном освоении Башкортостана наступает новый этап. Проникновение военных и служилых людей и крестьян-переселенцев. На территории Башкортостана и по его окраинам стали строиться города-крепости, которые служили военной опорой царизма в новом крае, защитой от враждебных ногайского и сибирского ханств и одновременно пунктами для сбора ясака. В них поселялись воеводы со служилыми людьми.
Наряду с военной колонизацией, организованной царизмом, шло стихийное массовое переселение в малоосвоенный Башкортостан русских, татарских, марийских, мордовских, чувашских и других крестьян, покинувших свои родные места и спасающихся от безземелья, феодально-крепостнической эксплуатации и религиозно-колонизаторских преследований царизма.
(Звучит музыка)
3 станция “Мы”
Учитель. Вы все нарисовали рисунки. Что вы чувствовали при этом занятии? Что вы хотели передать с помощью кисти или карандаша?
Ученики. (Отвечают)
(Звучит музыка)
4 станция “Угадай”
Кроссворд “Моя родина – Башкортостан” (Рисунок 1)
По горизонтали: 1. Как называли народного певца, импровизатора, выражавшего интересы народа? 4. Любимый инструмент башкир. 7. Известный башкирский писатель. 8.Наиболее развитая промышленность в республике. 9. Президент РБ. 13. Название первого месяца мусульманского календаря. 17. Какое животное изображено на рисунке 2.
По вертикали: 2. В Башкортостане существовало два вида школ: первый – начальная школа – мектебе. Как назывался второй? 3. Режиссер фильма “Салават Юлаев”. 5. Целебный напиток башкир. 6. Имя национального героя. 10. Известная гора в республике, что в переводе с башкирского означает “горелая гора”. 11. В каком районе находится пещера Шульган-Таш? 12. Самый известный памятник – городище на Южном Урале. 14. Столица Республики Башкортостан. 15. Кто изображен на рисунке 3. 16. Кто изображен на рисунке 4.
Рисунок 2 | Рисунок 3 |
Рисунок 4 |
Ответы
По горизонтали: 1. Сэсэн. 4. Курай. 7. Карим. 8. Нефтяная. 9. Рахимов. 13. Мухаррам. 17. Куница.
По вертикали: 2. Медресе. 3. Протазанов. 5. Кумыс. 6. Салават. 10. Янгантау. 11. Бурзянский. 12. Аркаим. 14. Уфа. 15. Биишева. 16. Гафури.
5 станция “Я знаю”
Учитель. Леса занимают около 40% территории края.
- Какие растения господствуют на нашей территории?
Ученики. (Отвечают)
Учитель. Животный мир Башкортостана разнообразен. Каких животных вы знаете?
Ученики. (Отвечают)
(Звучит музыка)
6 станция “Магическая”
Учитель. У башкир и татар был в древности обычай: если у кого-нибудь потух огонь, он шел за ним к соседу. И выражение есть такое – сосед по огню. У кого-нибудь да сохранялся в ауле огонек, – и вот снова плясало пламя в соседских очагах, вновь оживали, угасшие было соседские окошки... Получалось, что в избах и юртах жили не только родственники люди, но и родственники огни – братья, сыновья и внуки, берущие начало от общей матери – искры.
Не все в нашей республике, в нашей стране родственники по крови, но все мы родственники по огню. По тому огню, который переходит из сердца в сердце, из души в душу и который никогда не угасает – даже тогда, когда целые поколения уходят в землю, уступая место другим поколениям. Остаются товарищи по огню, остаются дети и внуки по пламени...
И бесконечна эта нить, и нескончаема эта эстафета.
Сегодня огонь и у нас. Встаньте все в круг и, держа свечу в руках, выскажите свои пожелания нашей Родине, людям, живущим в нашей стране, себе или еще кому-нибудь.
(Дети высказывают свои пожелания, передавая свечу из рук в руки по кругу)
Учитель. Счастье – чувствовать себя звеном этой цепи, ощущая ее начало и предчувствуя ее проникновение в далекие пределы, недоступные для вашей жизни, но открытые для вашей идеи, которая в общем-то есть главное содержание вашей жизни.
Спасибо всем. Мы приехали.
Литература
- География Башкортостана: Учебник для 9-го класса. / Уфа: Китап, 2002.
- Хакимов Р.Г. На семи дорогах. М., “Советская Россия”, 1974.