Самостоятельная работа на уроках математики, как средство познавательной деятельности в системе МПЦУ

Разделы: Математика


Сложность, нередко абсурдность современных условий обучения и воспитания, колоссальное социальное напряжение, увеличение психических нагрузок, падающих на личность, повышение требований к уровню развития человека, вызывают у многих ощущение бесперспективности своей работы. В силу неоднозначности оценок деятельности, отсутствии социальной мотивации, преобладающего мышления “штампами” возникает, как следствие, вывод о раскрытии мотивации внутренней, потребности в мышлении самостоятельном, в умении личности сознательно познавать мир, владея навыками самостоятельной работы.

Для того чтобы урок стал более эффективным и результативным требуется организовать и самостоятельную мыслительную деятельность учащихся и их самостоятельную работу. Здесь в качестве помощи приходит идея об использовании системы управления на основе стимульных ситуаций:

СУ - ситуация установки
СП - ситуация поиска
СКС - ситуация критической самооценки
СУс - ситуация успеха
СДИ - ситуация делегированной инициативы
СВИ - ситуация встречной инициативы
СОЛУ - ситуация оптимальности личного участия в деятельности управляемой системы
СОРУ - ситуация оптимальности ролевого участия членов управляемого коллектива
СВк - ситуация включения члена управляемого коллектива в значимую для него деятельность
СВн  
СССП  
СПр   

В процессе самостоятельной работы включаются все компоненты и состояния: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, воли, эмоций и т. п. Поэтому организация деятельности учащихся включает в себя не только обеспечение внимательности, но и большой мотивирующей работы, богатой по своему психологическому содержанию. Ученик внимателен лишь к тому, что в структуре выполняемой им деятельности обеспечивает конкретный результат. Именно это будет объектом умственной активности, входит в сознание и память, и при этом запоминание, обработка материала будет проходить без специальных мнемических усилий учащихся. Конечно, реально организовать это бывает довольно сложно. Тем более что к любой деятельности и ученика, и учителя побуждает не потребность, а личностный смысл: зачем это нужно именно мне и именно сейчас. Поэтому любая работа должна в себе нести определённые мотивационно-смысловые компоненты и иметь определённую оценку и степень их удовлетворения. Возможно, что тогда любая работа будет не только более эффективной, но и более интересной и содержательной.

Самостоятельная работа подразумевает не только применение имеющихся знаний, но и способность учащихся логично, гибко, последовательно, оперативно и творчески мыслить. Таким образом, самостоятельная работа является посылкой, побуждением делать самостоятельные мыслительные операции. И, в основном, только самостоятельная работа развивает способности.

Элементы интенсификации мышления:

Блочное изложение учебного материала, компактность, игровые моменты, занимательность, проблемно-поисковый метод и т. п. – элементы, повышающие эффективность усвоения ЗУНов, развивающие интеллект учащихся и, таким образом, направленные на самостоятельность.

СУ направляет учителя на целевую технологическую информацию для учащихся.

СП на организацию активной поисковой деятельности учащихся, целенаправленное восприятие учебного материала, творческую интерпретацию общих правил, положений, теорий, учебных механизмов.

СВк требует от учителя такой организации деятельности учащихся, которая обеспечивает включение всех в процесс восприятия и деятельности.

СКС, создаваемая учителем опосредованно, заставляет учащихся критически оценивать свои возможности, пробуждая детей к познавательной деятельности.

СУс побуждает учащихся к действиям, обеспечивая их психологическую комфортность и удовлетворённость учебной деятельностью.

СОЛУ определяет оптимальное соотношение деятельности учителя и коллектива учащихся.

СОРУ позволяет распределить ролевое участие педагога и учеников для эффективной деятельности и максимального участия в ней учащихся.

СДИ создается учителем в случае затруднений учащихся в учебной деятельности и провоцирует учащихся на достижение успеха.

СВИ, которая ведет учащихся к самостоятельному добыванию знаний, умений, навыков, способствует воспитанию творческих задатков и способностей.

СВн действует на протяжении всего урока, опосредованно воспитывая учащихся, качественно совершенствуя их в соответствии с целями, поставленными учителем по достижению нормы-образца.

Уроки математики дают прекрасную возможность организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Тем более что такая деятельность способствует более осмысленному и заинтересованному изучению материала, приобретению навыков самообразования, повышает прочность и осознанность знаний. Совместно с индивидуальной самостоятельной работой хорошо зарекомендовали себя групповые и парные формы работы (СУ, СП, СВк, СКС, СОЛУ, СОРУ, СУс, СДИ, СВИ)

Используя систему управления эту проблему можно решить, т. к. система управления по алгоритму универсальна (применима для всех классов и учебных дисциплин); применяемая методика индивидуальна, учитывает возрастные особенности учащихся, социальные и другие факторы.

Алгоритм проведения творческого урока в системе МПЦУ

Элемент урока

Блок стимульных ситуаций

1. Интенсивное закрепление (объяснение) учебного материала СУ, СП, СВк, СКС, СУс, СОЛУ, СОРУ
2. Многоканальная прямая, обратная, параллельная связь СОРУ, СОЛУ, СУс, СКС, СДИ, СВИ
3. Самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с учащимися СУ, СП, СВк, СКС, СОЛУ, СОРУ, СУс, СДИ, СВИ
4. Система оценки знаний учащихся (самооценка, взаимооценка учащихся, оценка учителя) СУ, СП, СКС, СДИ, СВИ, СУс, СВк
5. Дифференцированное домашнее задание СУ, СП, СУс, СВк, СВИ, СВн

Мотивационное программно-целевое управление опирается на взаимопроникновение обучения и воспитания, ориентированных на развитие учащихся; открывает широкие возможности индивидуализации обучения, позволяет оказать заметное воздействие на общее развитие учащихся. В программе МПЦУ заложены основы для совершенствования личности человека, овладения им приемами познания окружающего мира, самого себя, своих способностей и возможностей.

Приведу пример урока в 5 классе по теме

“Числовые и буквенные выражения”

Цели: повторить понятия буквенных и числовых выражений; развивать умение находить значения числовых выражений и буквенных выражений при заданных значениях переменных, составлять выражение по заданному условию.

Этапы урока

Стимулирующие ситуации

І. Организационный момент, включающий приветствие и постановку цели урока. СП, СУ, СВк, СУс
ІІ. Обучающая самостоятельная работа. СУ, СП, СВк, СКС, СУс, СОЛУ, СОРУ
ІІІ. Решение задач.
  1. По вариантам разобрать (в сильных классах устно) задание №35.
  2. Записать под диктовку следующие выражения:
  • произведение числа 10 и суммы чисел 42 и 91;
  • сумма произведения 5 и х и числа 123;
  • разность числа 542 и частного 21 и у;
  • произведение суммы а и 5 и разности 7 и b;
  • частное разности чисел 10 и 7 и числа 3.
  1. Разминка по примерам №43,47.
  2. Рассмотреть решение задач №53,54, 51.
СОРУ, СОЛУ, СУс, СКС, СДИ, СВИ
ІV. Самостоятельная работа

Вариант І

  1. Найти значения буквенных выражений при заданных значениях переменных:
  2. а) (х+13)?3, х=23;

    б) (а+2)?(b–16), а=7, b=116.

  3. Килограмм груш стоит х рублей, килограмм яблок стоит у рублей.
  4. а) сколько стоят килограмм груш и килограмм яблок вместе?

    б) сколько стоят 5 кг груш?

    в) сколько стоят 2 кг груш и 3 кг яблок?

  5. Скорость автомобиля а км/ч, скорость мотоцикла b км/ч.

а) какое расстояние проехал автомобиль за 4 часа?

б) с какой скоростью сближаются автомобиль и мотоцикл?

Вариант ІІ

  1. Найти значения буквенных выражений при заданных значениях переменных:
  2. а) (27–у)?10, у=13;

    б) (14–а)?(b+19), а=14, b=81.

  3. Килограмм груш стоит х рублей, килограмм яблок стоит у рублей.
  4. а) на сколько груши дороже яблок?

    б) сколько стоят 3 кг яблок?

    в) сколько стоят 4 кг груш и 5 кг яблок

  5. Скорость автомобиля а км/ч, скорость мотоцикла b км/ч.

а) какое расстояние проехал мотоцикл за 6 часов?

б) с какой скоростью разъезжаются автомобиль и мотоцикл?

СУ, СП, СВк, СКС, СОЛУ, СОРУ, СУс, СДИ, СВИ
V. Получение индивидуального домашнего задания, включающего в себя выполнение карточек разного уровня сложности по выбору учащегося. СУ, СП, СУс, СВк, СВИ, СВн