"Сотвори себя сам" (курс "Самосовершенствование личности школьника")

Разделы: Внеклассная работа


1. Полное название программы “Сотвори себя сам” (курс “Самосовершенствование личности школьника”)
2. Сроки реализации программы 1 учебный год
3. Цели и задачи программы Цель программы: Создание условий для творческой самореализации личности старшеклассника.

Задачи:

  • формировать актуальное для старшеклассника “информационное поле”;
  • формировать мотивы саморазвития, личностного роста для успешной социализации;
  • побуждать юношей и девушек к активным и сознательным действиям по улучшению своего физического и психического здоровья;
  • развивать умение гармонизировать различные стороны своей личности;
  • воспитывать лидерские качества.
4. Автор программы Лапутина Т.А.
5. Постановка проблемы, краткое содержание программы Проблема: Современный социум еще не полностью готов к созданию позитивного конкурентоспособного образа человека, быстро реагирующего на изменения в развитии экономики, политики и других сферах общества. Психологические особенности юношеского возраста показывают, что молодежь в большинстве случаев решают свои проблемы неадекватно. Поэтому современное юное поколение должно иметь представление о положительной альтернативе развития личности, формировать устойчивую внутреннюю мотивацию к саморазвитию и самореализации.

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, имиджелогии, правоведения.

Программа обучения состоит из четырех направлений:

  • мировоззренческое направление;
  • психологическое направление;
  • социально-правовое направление;
  • коммуникативное направление.
6. Количество участников, задействованных в реализации программы Учащиеся 11-х классов, 40 учащихся
7. Кадровое обеспечение программы Заместитель директора по воспитательной работе – Лапутина Татьяна Анатольевна;

Педагог – психолог – Москаль Ирина Владимировна;

Социальный педагог – Каменнова Елена Михайловна;

Руководитель историко-правового клуба “Политолог” – Пшеничный Юрий Иванович;

Руководитель НОУ “Optimus”– Балабаева Н.И.;

Руководитель СМИ “Школьная горка”– Старовойтова О.Ф.;

Педагоги ДО, классные руководители 11-х классов

8.Ожидаемый результат Приобретение учащимися навыков активных и сознательных действий по развитию процессов самосовершенствования.
9. Особые отметки и примечания В ходе реализации программы каждый классный руководитель и социально-психологическая служба школы отслеживают уровень вовлеченности каждого воспитанника в работу и степень активных и сознательных действий по развитию знаний, умений и навыков саморегуляции, самоуправления и самореализации.

Пояснительная записка

Возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности. Это возраст, когда физическое и психическое развитие гармонизируется, когда новым и главным видом психологической деятельности личности становится рефлексия, самосознание. Это самый ответственный период, поскольку в нем утверждаются жизненные позиции и принципы, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. В данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию. Поэтому старшеклассников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях.

Программа предлагает использовать самоуправляющие (психогенные) механизмы развития юной личности. Подростков необходимо вооружить знаниями и умениями саморазвития и за счет этого поднять уровень внутренней мотивации к самосовершенствованию. Побудить старшеклассника к активным и сознательным действиям, направленным на:

  • формирование саморазвития, становление активной жизненной позиции. Повышение собственной значимости и актуализации личностных ресурсов;
  • формирование мотивации самовоспитания и саморазвития для успешной социализации;
  • формирование информационного кругозора, потребности применять знания на практике;
  • формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих качеств, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей;
  • отказ от поведения, наносящего вред, как своему здоровью, так и здоровью окружающих;
  • формирование старательной, настойчивой, добросовестной, конкурентоспособной личности, умеющей реализовать свои притязания на право занять значимое место в обществе.

Предложенная программа является комплексной и последовательной системой обучения и воспитания юношества.

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, имиджелогии, правоведения.

Программа обучения состоит из четырех направлений:

  • мировоззренческое направление;
  • психологическое направление;
  • социально-правовое направления;
  • коммуникативное направление.

Выполнение программы рассчитано на 1 год обучения (11-й класс). Возраст обучающихся 16–17 лет. Количество детей в группе 40 человек.

Уровень подготовки детей определяется собеседованием, экспресс-анкетами, методом наблюдения.

Режим работы: 2 раза в неделю по одному академическому часу. Первый час – теоретический, ведется в урочном режиме. Второй час – практический, ведется в клубах и в творческих группах во внеурочное время.

Цель программы: создание условий для творческой самореализации личности старшеклассника. Отсюда вытекают задачи в реализации программы:

  • формировать актуальное для старшеклассника “информационное поле”;
  • формировать мотивы саморазвития, личностного роста для успешной социализации;
  • развивать навыки адекватного восприятия профессионального мира и нахождения своего места в этом мире;
  • побуждать юношей и девушек к активным и сознательным действиям по улучшению своего физического и психического здоровья;
  • развивать умение гармонизировать различные стороны своей личности;
  • воспитывать лидерские качества.

Программа предусматривает совместные занятия родителей с детьми, родительский всеобуч по ключевым вопросам воспитания подростка.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ –
ведется классным руководителем (1 блок)

Дает философские представления о мире, о жизни, закономерностям существования Вселенной. Формирует такие понятия, как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть. Показать старшеклассникам необходимость принятия ответственности за свою жизнь, за свое будущее (личное, общественное, профессиональное).

Учебно-тематический план

Наименование тем Кол-во В т.ч.
  Теория Практика
1. Осуществить себя 2 1 1
2. Счастье. Каждый – сам кузнец судьбы 1 1  
3. У начала семьи 1 1  
4. Законы сохранения счастья 2 1 1
5. От самоопределения к самореализации 2 1 1*
  ИТОГО: 8 часов 5 часов 3 часа

ПРОГРАММА

Тема 1. Осуществить себя. Понятие “самоактуализации”. Самореализация. Условия самоосуществления (самореализации). Упражнение “Самооценка уровня самоактуализации”

Ситуация-проба “Утраченные возможности”.

Основная литература: Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя, М.; Народное образование. 2001, с. 5–10.

Тема 2. Счастье. Каждый – сам кузнец счастья. Счастье как состояние (по объему, как достижение жизненных смыслов, как процесс и результат деятельности, как состояние души).

Физическое здоровье. Психическое здоровье. Удача в делах. Счастье в личной жизни.

Основная литература: Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя, М.: Народное образование. 2001, с. 17–29.

Тема 3. У начала семьи. Социальные роли семьи. Мотивы создания семьи. Как найти свою половину.

Основная литература: Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя, М.: Народное образование. 2001, с. 30–36.

Тема 4. Законы сохранения счастья. Закон 1. Поддержание любви, физического влечения к друг другу. Закон 2. Психологическая совместимость и психологическая грамотность. Закон 3. Приятие семейно-бытовых обязанностей и согласие в их распределении. Закон 4. Минимум материального благополучия. Закон 5. Сохранение благоприятных отношений с родственниками. Закон 6. Культурно-духовная совместимость. Тест на совместимость. Упражнение “Я – готовность к браку”.

Основная литература: Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. М.; Народное образование. 2001, с. 37–47.

Тема 5. От самоопределения к самореализации. Самореализующая личность. Профессиональное самоопределение. Уровни перехода личности от самоопределения к самореализации. Анкета “Профессиональное самоопределение”.

Основная литература: Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя, М.; Народное образование, 2001, с. 54–59.

Результаты занятий для старшеклассника:

  • Иметь представление о мотивационно-потребностной сфере личности;
  • Знать понятия “самоопределения”, “самореализации”, “саморегуляция”, “жизненный выбор” и их связи с судьбой человека;
  • Уметь строить адекватные жизненные планы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ –
ведется педагогом-психологом школы (2 блок)

Знакомит учащихся с некоторыми психологическими особенностями, структурой личности, самоанализом, рефлексией и саморегуляцией, а также помогает старшекласснику на практике проверить важность развития навыков самореализации. Предлагает темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер, чувства успешности, на профилактику неконструктивного и асоциального поведения.

Учебно-тематический план

Наименование тем

Кол-во часов

Теория

Практика

1. Карьера 1 1  
2. Рынок труда 2 1 1*
3. Мотивация достижения 3 1 2*
4. Жизнь без розовых очков 1 1  
5. К своей социальной зрелости 1 1  
  ИТОГО: 8 часов 5 часов 3 часа

ПРОГРАММА

Тема 1. Карьера. Варианты профессионального развития (роста). Условия для успешной карьеры. Советы по построению карьеры. Тренинговые упражнения “Оптимисты и пессимисты”, “Отлично”.

Основная литература: Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя,

Тема 2.Рынок труда. Рынок. Предпринимательство. Конкурентоспособность. Конкурентоспособная личность. Бизнес. Тренинговые упражнения “Встреча на узком мостике”, “Гвалт”, “Чемодан ресурсов”.

Основная литература: Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя, М.: Народное образование. 2001, с. 67–86.

Тема 3. Мотивация достижения. Мотивация. Мотивировка. Этапы деятельности (целеполагания, планирование, организации, реализации, критической оценки). Два типа мышления. Комплекс неудачника. Комплекс победителя. Тренинг мотивации достижения. Упражнения “Пиктограмма”, “Четыре стихии”.

Основная литература: Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. М.: Народное образование. 2001, с. 87–97.

Тема 4. Жизнь без розовых очков. Коллизии отношений с людьми. Несправедливость. Жестокость. Насилие. Преступность. Жестокость рынка. Самооборона и ее пределы. Тренинговые упражнения “Ассоциация к понятию “время”, “Настоящее – это будущее”.

Основная литература: Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. М.: Народное образование. 2001, с. 137–147.

Тема 5. К своей социальной зрелости. Социально зрелый человек. Социальная зрелость. Адаптация и автономизация. Тест “Уровень социальной зрелости”. Психотерапевтические сказки для подростков и взрослых.

Основная литература: Селевко Г.К., Болдина В.И., Левина О.Г. Управляй собой. М.:   Народное образование, 2000, с. 47–52.

Результаты занятий для старшеклассника:

  • Уметь выстраивать иерархию своих потребностей, согласно нравственным ценностям семьи и общества;
  • Уметь рационально использовать время, научиться принимать ценность собственной обязанности как критерия надежности в отношениях с людьми;
  • Уметь регулировать свои отношения с окружающими.
  • Ознакомиться с основными способами разработки жизненных целей;
  • Уметь соотносить подлинные и мнимые ценности жизни;
  • Уметь принимать конструктивные решения.

СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ –
ведется социальным педагогом школы (3 блок)

Обеспечивает старшеклассников необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в обществе, формирует навыки правового поведения, дает понимание свободы и необходимости, принятие за собственное здоровье, как физическое, так и духовное, психическое и социальное.

Учебно–тематический план

Наименование тем

Кол-во часов

Теория

Практика

1. Свобода и ответственность. Гражданский Кодекс

2

1

1

2. Саморегуляция в любви. Уголовный и семейный кодекс

1

1

 
3. Вера и суеверия

2

1

1

4. Ваше здоровье, господа!

2

1

1

5. Социальная адаптация.

1

1

 
  ИТОГО:

8 часов

5 часов

3 часа

ПРОГРАММА

Тема 1. Свобода и ответственность. Границы свободы. Внешняя свобода. Внутренняя свобода. Мнимая свобода и истинные опасности. Личная ответственность за выбор. Долг, достоинства, честь. Побочные последствия для самого человека и для общества. Гражданский Кодекс. Развенчание. Диспут “Что ожидает человека, который вошел в алкогольную и никотиновую жизнь?”

Основная литература: Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя.

Тема 2. Саморегуляция в любви. Влюбленность. Страсть. Любовь. Безответное чувство. Основные понятия “близкие люди”, “близкие отношения – дружеские и интимные”. Выражение чувств. Эмоциональный, социальный и физический риск, присутствующий в близких отношениях.

Основная литература: Селевко Г.К., Болдина В.И., Левина О.Г. Управляй собой. М.: Народное образование. 2000, с. 116–126.

Тема 3. Вера и суеверия. Вера. Убежденность. Уровни верований. Религиозная вера. Предрассудки. Суеверия. Астрология. Гадания. Приметы. “Сглаз”. Мистика и оккультизм. Тест “Суеверия”.

Основная литература: Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. М.: Народное образование. 2001, с. 129–136.

Тема 4. Ваше здоровье, господа! Физическое здоровье. Психическое здоровье. Нравственное здоровье. Современные представления о здоровом образе жизни.

Дискуссия “Мифы и реальность в современном молодежном обществе”.

Основная литература: Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. М.: Народное образование. 2001, с. 149–154.

Тема 5. Социальная адаптация. Возможные препятствия и трудности. Права в сфере получения образования. Реализация прав на поступление в профессиональное учебное заведение. Источники получения информации о вакансиях. Как предъявить себя на рынке труда. Целевая контрактная подготовка кадров.

Основная литература: Аверкин В.Н. Путевка в жизнь. Образование, профессия, карьера. Учебный справочник. Пособие для 9–11-х кл. общеобразовательного учреждения. М.: Просвещение. 2005, с.39–81.

Результаты занятий для старшеклассника:

  • Иметь навыки работы с правовыми документами и их комментариями;
  • Знать критерии юридической ответственности;
  • Уметь практически применять правовые нормы к конкретным ситуациям;
  • Уметь отказаться от поведения, наносящего вред, как своему здоровью, так и здоровью окружающих его людей.

КОММУНИКАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ –
ведется заместителем директора по воспитательной работе (4 блок)

Обеспечивает повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста. Знакомит с психологическими закономерностями, механизмами и способами межличностного взаимодействия. Игры, упражнения, тренинги направлены на развитие интереса к себе, рефлексии, повышение самооценки и уверенности в себе, снятие эмоционального напряжения и накопление положительного эмоционального опыта.

Учебно–тематический план

Наименование тем

Кол-во часов

Теория

Практика

1. Ролевая игра “Необитаемый остров: очередное путешествие”    

2

2. Ролевая игра “Дилемма узника”    

1

3. Деловая игра “Инвентаризация”    

1

4. Деловая игра “Рыночная активность предпринимателя”    

2

5. Ролевая игра “Суд над компьютером” (прием “Шести шляп”)    

2

  ИТОГО:     8

ПРОГРАММА

Тема 1. Ролевая игра “Необитаемый остров: очередное путешествие”.

Объяснение правил, содержания игры. Учащиеся делятся на три группы. Игровые ситуации для участников: “Разбитая шлюпка”, “Конституция острова”, “Проектирование нового общества”, “Письмо в бутылке”, “Одноместный катер”, “Драматический выбор”, “Спасение пленников”. По окончанию игры подробно обсуждаются чувства и мысли старшеклассников, все высказанные предложения и те критерии, на которые они опирались при выборе своего поведения.

Основная литература: А.С. Прутченков. М.: Новая школа, 1996. с.79. Народное образование. 2001, с.189.

Тема 2. Ролевая игра “Дилемма узника”. Объяснение правил, содержания игры. Участникам необходимо сделать свой выбор и найти решение по теме “Вас подозревают в совершении преступления”. Игра предлагает старшеклассникам еще раз убедиться в своей проницательности в умении понимать людей, возможность проверить, насколько глубоко член группы понял за время игры своего партнера, сумел ли угадать его действия.

Основная литература: А.С. Прутченков. М; Новая школа. 1996, с.82. А. Грецов. Практическая психология для подростков и родителей. СПб, 2007.

Тема 3. Деловая игра “Инвентаризация”. Объяснение правил, содержания игры. Старшеклассники принимают решении о включении того или иного качества и умения предпринимателя в обобщенную модель (выступая в роли предпринимателя).

Основная литература: А.С. Прутченков. М.: Новая школа. 1996, с.109 А. Грецов.

Тема 4. Деловая игра “Рыночная активность предпринимателя”. Объяснение правил, содержания игры. В игре моделируются экономические процессы производства и выпуска продукции – потребительских товаров, их реализации на свободном рынке. Рефлексия.

Основная литература: А.С. Прутченков. М.: Новая школа, 1996, с.114. А. Грецов. Практическая психология для подростков и родителей. СПб, 2007.

Тема 5. Ролевая игра “Суд над компьютером” (прием “Шести шляп”).

Шесть шляп – шесть разных способов мышления. Участникам игры предлагается распределиться на шесть групп.

Приложение № 1

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Данная программа предполагает работу с учащимися 11-х классов, в количестве 40 человек. Кадровое обеспечение – 6 педагогов ДО: 2 классных руководителей и 3 специалиста (социальный педагог, педагог – психолог, ОВВР).

Рабочий план

Направление работы Сроки реализации
1. Мировоззренческое направление Сентябрь

Октябрь

2. Психологическое направление Ноябрь

Декабрь

3. Социально-правовое направление Январь

Февраль

4. Коммуникативное направление Март-апрель

Приложение № 2

Система контроля над исполнением программы.

Диагностический инструментарий Исполнитель Сроки
1. Изучение самооценки знаний, умений и качеств, учащихся в области самосовершенствования личности Педагог-психолог Сентябрь
2. Изучение уровня занятости старшеклассников в творческих группах ОВВР Октябрь
3. Посещение и анализ открытых мероприятий по программе Директор ОУ

ОВВР

Педагог-психолог

Декабрь
4. Диагностика уровня вовлеченности каждого воспитанника в работу над собой и формированию положительной “Я – концепции” Классный руководитель Январь

Апрель

Приложение № 3

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ
КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КТД ШКОЛЫ

Наименование клубов,
МО учителей
Наименование тем Время проведения
1. Мэрия “Дримсити” (ученический орган самоуправления) Презентация ученического органа самоуправления Сентябрь
2. Мэрия “Дримсити” Организация долговременных общешкольных игр “Радужный дождь”, “Крутая троечка”, “Золотой улей” Сентябрь
3. Историко-правовой клуб “Политолог” Дискуссия “Темперамент, характер, воля, личность” Октябрь
4. НОУ “Оптимус” Презентация творческих проектов в рамках общешкольной игры “Золотой улей” Октябрь
5. Мэрия “Дримсити” КТД “Познай себя, узнай других” Сентябрь – октябрь
6. Мэрия “Дримсити” Конкурс “Ученик года” В течение года
7. Историко-правовой клуб “Политолог” Правовая акция “Мое право – мой выбор” Ноябрь
8. Педагоги дополнительного образования Конкурс творческих работ “Лики Севера”, “Пою тебя, Седой Ямал”, “Все краски Ямала” Ноябрь
9. Историко-правовой клуб “Политолог” Неделя “В единстве наша сила” (диспут, посвященный Дню Народного Единства”) Ноябрь
10. Мэрия “Дримсити” Неделя “Мы за здоровый образ жизни” (социальные проекты, акции) Ноябрь – декабрь
11. Историко-правовой клуб “Политолог” Дискуссия “Легко ли быть личностью?” Декабрь
12. НОУ “Оптимус”, клуб “Политолог” Презентация исторических исследовательских работ “Человек в истории. Россия – XX век” Декабрь
13. Клуб“Школьная горка” Выпуск школьной газеты Ежемесячно
14. Историко-правовой клуб “Политолог” Диспут “Уголовная ответственность и дети” Январь
15. Педагог-психолог Круглый стол “Профессиональная карьера и успех” Февраль
16. МО учителей физкультуры и ОБЖ Военно-патриотический и спортивный месячник Февраль
17. Мэрия “Дримсити” Презентация проектов “Я – гражданин” Февраль
18. Мэрия “Дримсити” Организация КТД “Славься Россия” Февраль
19. Мэрия “Дримсити” Дискуссия “Мифы и реальность в молодежном обществе” Март
20. НОУ “Оптимус” Менделеевские чтения Апрель
21. НОУ “Оптимус” Научно-практическая конференция “Познаю, удивляюсь, открываю…” Март
22. Историко-правовой клуб “Политолог” Дискуссия “Что такое принятие ответственности на себя?” Апрель
23. Мэрия “Дримсити” КТД “Моя семья” День здоровья Май
24. Мэрия “Дримсити” Итоговая игра по ССЛ Апрель

ЛИТЕРАТУРА

  1. Г.К.Селевко, В..И.Болдина, О.Г.Левина. Управляй собой. М.: Народное образование. 2000.
  2. В.Каппони, Т.Новак. Сам себе психолог. С.-Петербург. 1994.
  3. Г.К.Селевко, А.Г.Селевко, О.Г. Левина. Реализуй себя.  М.: Народное образование. 2001.
  4. Современная философия: словарь и хрестоматия. Р-на-Дону. Феникс. 1996.
  5. Д.А.Невярович. Нервность: ее духовные причины и проявления. М.: 2000.
  6. В.М.Астапов.  Педагогу психологу о психическом здоровье учащихся. М. Общество “Знание”. 1991.
  7. К.В.Ащеулова, Е.А. Бодина. Педагогические ситуации/пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ/ М, “Школьная пресса”. 2000.
  8. В.И.Богданович.  Психокоррекция в повседневной жизни. Сп-б. “Респекс”. 1994.
  9. П.С.Гуревич. Человек /учебное пособие для старшеклассников в общеобразовательной школе. 9 класс/. М.: Дрофа. 1995.
  10. А.О.Дробинская. Школьные трудности нестандартных детей. М.: “Школа-Пресс”. 1999.
  11. А.Б.Леонова, А.С.Кузнецова. Психопрофилактика стрессов. М.: Издательство Московского университета. 1993.
  12. А.С.Немов, А.Г. Кирпичник. Путь к коллективу. М.:1988.
  13. О.Л. Романова, Л.С. Колесова. Полезные навыки /для учителя/. М. “Управление специального образования Министерства образования РФ”. 2001.
  14. О.Л.Романова. Полезные навыки /учебное пособие/. М.: 2002.
  15. Г.К.Селевко. Руководство по организации самовоспитания школьников. М.: Народное образование. 2000.
  16. Г.К.Селевко, И.Н.Закатова. Освоение технологии саморазвития личности учащихся /методические рекомендации/. Ярославль. 2001.
  17. С.М. Стерденко. Основы релаксации. К. “Гарт”. 1994.
  18. М.И. Рожков. Развитие самоуправления в детских коллективах. М.: ”Владос”. 2002.