Цели:
- дать учащимся понятие о проекции, методе проекций, о видах проецирования;
- познакомить с элементами прямоугольного проецирования;
- научить проецировать предмет на плоскость проекций;
- развивать пространственное представление и пространственное мышление;
- воспитывать аккуратность в графических представлениях.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы, приемы проведения: презентация, объяснение, упражнения.
Материальное обеспечение: тесты “Сопряжение”, презентация “Проецирование”, таблица “Проецирование”.
План урока
Этапы урока |
Распределение времени (мин.) |
1. Организационный момент | 0,5 |
2. Повторение пройденного материала | 2 |
3. Повторение техники безопасности при работе с чертежными инструментами | 1 |
4. Сообщение темы, целей урока, мотивации учебной деятельности учащихся | 2 |
5. Изучение нового материала | 29,5 |
6. Физминутка | 2 |
7. Закрепление пройденного материала | 2 |
8. Итог урока | 1 |
Рекомендации к уроку
Метод проекций – особая тема. Она не имеет прямых аналогий в других предметах, изучаемых к этому времени восьмиклассниками. Преподавателю предстоит ввести учащихся почти в незнакомую им область знания, где с помощью воображаемых лучей происходит процесс воображаемого проецирования предмета на несколько плоскостей. При этом учащийся, выполняя или читая любой чертеж, не может воспроизвести этот процесс реально. Он будет иметь лишь лист бумаги, чертеж – задание или оригинал (предмет, деталь) и должен прийти к решению – определить форму модели, детали, предмета по чертежу или начертить проекции данного предмета, детали и модели. Справиться с подобной задачей ему поможет очень важная и полезная способность, которую принято называть пространственным представлением. Именно эта способность, это свойство человеческого мышления, помогает учащемуся заполнить этот пробел, который возникает перед ним, когда возможности практической реализации самого процесса проецирования с помощью физических средств отсутствуют, но задачу тем не менее можно решить, прибегая к помощи пространственных воображений. Здесь огромную помощь окажет использование информационных технологий.
Усвоение основных положений метода проекций важно потому, что они служат основанием принципа, используемого для построения технических чертежей. Представление о процессе проецирования позволяет понять, почему технический чертеж строится именно таким способом, почему проекции располагаются в определенном порядке и находятся в определенной взаимосвязи друг с другом, почему изображения на чертеже отличаются от тех, которые могли бы быть получены с помощью фотографии или рисунка с натуры, отличаются от того, каким мы видим изображаемый предмет в натуре.
Объясняя основы метода проекций, педагог не должен забывать, что малое количество часов, отведенных на черчение, не позволяет ему уделить этим основам много внимания. Изучение основ является одной из важнейших задач всего курса черчения. От методики изложения этой темы во многом зависит дальнейший успех обучения предмету. Именно использование информационных технологий способствует этому успеху. Уроки-презентации помогут детям в развитии воображения. Использование слайдов поможет сделать урок более красочным. Многие уроки станут намного богаче, насыщеннее, а самый трудный материал станет доступнее.
Литература:
- Василенко Е.А. Уроки черчения в 7-м классе. Мн.: Народная асвета. 1974.
- Обучение основам проецирования: из опыта работы. Пособие для учителей. М.:Просвещение, 1975.
- Ройтман И.А., Владимиров Я.В. Черчение: Учебное пособие для учащихся 9-х классов образовательных учреждений М.; ВЛАДОС 2000.
- Учебник “Черчение” под редакцией Н.Г.Преображенской. М. Вентана-Граф. 2005.
- Учебник “Черчение” Ботвинников А.Д., и др. М. Астрель АСТ 2001.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Добрый день и добрый час,
Я приветствую всех вас,
Напрягайте здравый ум
Намного больше, чем у Дум!
2. Повторение пройденного:
Учитель: у вас на столах карточки с тестом по теме “Сопряжение”.
Попрошу в течении 5 минут ответить на вопросы.
Поменяйтесь карточками с соседом и проверьте правильность ответов: 1–Б, 2–В, 3–В, 4–В, А, Б.
И передайте карточки на первую парту.
3. Сообщение темы, целей урока, мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Тема урока сегодня зашифрована. Не теряя ни минуты, отгадайте ее.
(Слайд 1)
Правильно, тема урока “Проецирование”. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Учитель: цели и задачи нашего урока:
(Слайд 2)
Учитель: обращаю внимание на то, что эта тема является основной для изучения дальнейшего курса черчения
4. Повторение техники безопасности при работе с чертежными инструментами.
Учитель: скажите, пожалуйста, как правильно пользоваться чертежными инструментами?
5. Изучение нового материала.
(Слайд 3и 4)
Учитель: что вы здесь видите?
(Ответы учащихся)
Учитель: изображения можно получить на бумаге при помощи рисования и фотографирования, на мониторе компьютера с помощью сканирования, на экране – с помощью эпидиаскопа, на земле – освещением предмета солнцем и другими источниками света.
(Слайд 5)
Учитель: для того, чтобы построить изображение предметов, пользуются проецированием. Слово “проецирование” происходит от латинского projectio, что в переводе означает бросание вперед.
Учитель: попробуйте сами сформулировать определение проецирования.
(Ответы учащихся)
(Слайд 6)
Учитель: запишите определение в тетрадь.
Учитель: посмотрите внимательно на таблицу и скажите : “С помощью чего получается проецирование?”
(Слайд 7)
Учитель: сейчас мы познакомимся с видами проецирования:
(Слайд 8)
(Одновременно делается чертеж учителем на доске и детьми в тетрадях)
Учитель: если проецирующие лучи выходят из одной точки (центра), проецирование называется центральным.
Учитель: рассмотрим другой вид проецирования.
(Слайд 9)
Учитель: если проецирующие лучи параллельны друг другу и направлены не под углом 90 градусов относительно плоскости проекции, проецирование называется параллельным косоугольным.
Физкультминутка
Учитель: мы познакомимся с еще одним видом.
(Слайд 10)
Учитель: если проецирующие лучи параллельны друг другу и направлены перпендикулярно плоскости проекции, такое проецирование называется параллельным прямоугольным.
Учитель: попробуйте назвать элементы проецирования.
(Ответы учащихся)
(Слайд 11)
Учитель: прямоугольное проецирование является основным, оно используется для построения чертежей.
(Слайд 12)
Учитель: чтобы получить проекцию, необходимо соблюдать условия проецирования.
(Слайд 13)
6. Закрепление пройденного материала.
Учитель: весь материал урока мы прошли, давайте проверим себя, как мы его усвоили.
(Слайд 14)
(Ответы учащихся)
7. Итог урока.
Учитель: с поставленными целями и задачами мы справились.
(Оценивание тех, кто хорошо работал)
Запишите домашнее задание.
(Слайд 15)
Учитель: урок окончен, спасибо, до свидания.