Цель:
- Развитие у учащихся интереса к художественной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения», воспитания у старших школьников ответственности и заботливого отношения к их младшим товарищам.
Оборудование:
- Крапивин В. П. Собрание сочинений. Кн. 16. Синий город на Садовой: Повести. - М., 2000.
- Книги В.П. Крапивина.
- Ноутбук.
- Проектор.
- Планшет.
Предварительная работа:
1. Выбор автора и книги учащимися 10- классов (начало сентября)
2. Проведение анкетирования учащихся 5-х классов (Знакомы ли они с творчеством В.П. Крапивина? Какие книги этого автора были прочитаны? Знакома ли им книга «Синий город на Садовой»?) (начало сентября)
3. Создание интерактивной презентации учащимся 10-го класса (сентябрь)
4. Подготовка художественного чтения учащихся 10-ого класса учителем и родителями.
Оформление:
Для создания атмосферы «семейного чтения» стулья для зрителей расставляются по кругу. Справа за столом, на котором стоит настольная лампа, сидит ведущий. Чтецы находятся вместе со зрителями и выходят по одному в центр круга для чтения отрывка. Слева оформлена выставка книг В.П. Крапивина, с которой до урока знакомятся пятиклассники, им помогают в этом учащиеся 10-х классов. У всех учащихся бейджи с именами, что создает доверительную обстановку.
На стене висит планшет, на котором будет показана интерактивная презентация, ученик с ноутбуком садится за ведущим (см. Приложение №1).
Ход урока
Слово учителя
Сегодня не обычный урок литературы, а открытый урок чтения, который приготовили для вас учащиеся 10-х классов, но прежде ответьте на вопрос: « Любите ли вы читать? Почему?»
Действительно, читать художественное произведение – это думать и мечтать вместе с автором, радоваться и плакать вместе с героями, узнавать неизведанные миры. (учитель садится вместе с пятиклассниками, урок продолжает вести ведущая, ученица 10 класса, которая садится за столик перед ребятами)
Ведущий: Приглашаем вас совершить путешествие в мир детской мечты замечательного уральского писателя В.П. Крапивина.
(выходит ученица и кратко рассказывает творческую биографию В.П. Крапивина, параллельно с этим учащиеся смотрят интерактивную презентацию) См. приложение № 1
Биографическая справка о писателе.
В.П. Крапивин родился в Тюмени14.10 1938 года в семье учителей. В 1956 поступил на факультет журналистики УрГУ им. М Горького. Во время обучения в университете был зачислен в штат газеты «Вечерний Свердловск». Позже работал в журнале «Уральский следопыт».
В 1961 году Владиславом Крапивиным был создан детский отряд «Каравелла». Профиль отряда – журналистика, морское дело, журналистика. Отряд существует и по сей день, им руководят молодые выпускники отряда «Каравелла». Первая книга Владислава Крапивина «Рейс «Ориона» вышла в 1962 году в Свердловске. Спустя 2 года автор был принят в члены Союза писателей СССР.
Книги Крапивина включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой культуры для детей», неоднократно издавались в Польше, Чехии, Венгрии, Германии, Японии, переводились на иностранные языки.
Некоторые произведения В.П.Крапивина были экранизированы, а фильм «Колыбельная для брата» был удостоен нескольких премий.
В.П.Крапивин – лауреат многих премий, за литературную и общественную деятельность награжден орденами и медалями, почетный гражданин города Екатеринбурга.
В настоящее время Владислав Петрович Крапивин проживает в городе Тюмень.
Ведущий (обращается к пятиклассникам): А вы читали книгу «Синий город на Садовой»?
Презентация книги «Синий город на Садовой»
Ведущий: Посмотрите на обложку книги, прочитайте ее заглавие и предположите:
- О чем может быть эта книга?
- Кто ее герои?
(предположения учащихся: книга о детях, которые живут в Синем городе; о приключениях; о зимнем городе т.д.)
Вы правы, эта книга о детях и их приключениях, книга, где мечты и реальность переплетаются, создавая особый мир, в котором живут герои книги.
Главным героем повести В. Крапивина «Синий город на Садовой» стал обычный семиклассник Федя Кроев. Он живет в городе Устальске вместе со своими родителями, сестрой Ксеней и племянником Степкой.
Однажды теплым июльским днем Федя, катаясь на велосипеде по родному городу, попал в ДТП, а если точнее, то сбил с ног девочку Олю. И наша история началась…
(выходит 1-ый чтец)
1-ый чтец: Чтение отрывка «Знакомство» (С. 212-214)
Ведущий: Познакомившись с Олей поближе, Федя узнал, что она интересуется киносъемкой, что у нее есть старая кинокамера, которая досталась ей по наследству от дедушки. Так у ребят возникла идея снять фильм.
(выходит 2-ой чтец)
2-ой чтец: Чтение отрывка «Великолепная идея» (С. 223-225)
Ведущий: В скором времени Федя и Оля приступили к съемке, но…
(выходит 3-ий чтец)
3-ий чтец: Чтение отрывка «Начало съемок». (С. 242-244)
Ведущий: В одиночку трудно делать большие дела, так появилась студия «Табурет», куда помимо Феди и Оли вошли их друзья Боря Штурман и Нил Березкин.
Почему «Табурет»? Все очень просто. Ребят было четверо, как четыре ножки у табурета, и если одна сломается, то табурет будет неустойчивым. Каждый из ребят играл большую роль в создании фильма, но самое главное – ребята так сдружились, что уже не мыслили друг без друга своей жизни.
Много интересных приключений было на их пути, но бывали и препятствия…
(выходит 1-ый чтец)
1-ый чтец: Чтение отрывка «Нападение». (С. 309-312)
Ведущий: Случались и более серьезные неприятности, но и их с честью выдерживали ребята, а помогала им в этом дружба.
(выходит 2-ой чтец)
2-ой чтец: Чтение отрывка «Воспитание совестью». (С. 352-355)
Ведущий: И вскоре фильм был готов…
(выходит 3-ий чтец)
3-ий чтец: Чтение отрывка «Конец съемок». (С. 424-426)
Ведущий: Но на этом приключения ребят не закончились, впереди было еще много интересного. Предлагаем вам прочитать книгу «Синий город на Садовой» целиком.
4. Подведение итогов.
Ведущий: Вы познакомились только с одной книгой В. П. Крапивина, но это только малая доля того, что создал этот автор. Надеемся, вы продолжите знакомство с его произведениями и не расстанетесь уже никогда.
(ведущий уходит, выходит учитель)
Учитель: Оправдались ли ваши предположения, которые вы сделали до начала урока? (ответы учащихся)
Предлагаю нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду книги В.П. Крапивина «Синий город на Садовой»