"Вместо урока – романтика путешествий"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Урок… Как много написано об этом маленьком промежутке времени, которое учитель проводит вместе со своими учениками. “Уроку отводится не менее 98 % учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посетит почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике. Его авторитет так высок и прочен, что не подвергается сомнению самых смелых критиков” (В.С. Безрукова).

А что может быть вместо урока? Традиционно в учебно-воспитательную систему работы каждой школы входят экскурсии, коллективные творческие дела (КТД), тематические беседы, посещение кинотеатров и театров, классные часы, занятия кружков. Заканчивается учебный год, выставлены итоговые оценки, сданы учебники, наступает лето. Радостная пора для детей и время тревог и забот для взрослых. Родители и педагоги озабочены: как организовать детский отдых? Каким образом, используя свободное от школьных занятий время, продолжить работу с детьми летом?

Я отношу себя к категории людей, которая с нетерпением ждет летних каникул, потому, что лето - это время путешествий. Туризм – одна из популярнейших форм активного отдыха. Рекреационная география получила широкое распространение во всем мире. Рекламные проспекты предлагают самые разнообразные туры по странам и континентам.

Но сегодня далеко не все родители могут предоставить своим детям возможность отдохнуть на заграничных курортах или просто в загородной поездке, а найти средства на туристический поход по территории родного края под силу каждому. Уходя с детьми в поход, мы сразу решаем проблему родителей и педагогов: дети уезжают из города, и продолжается процесс обучения и воспитания. Возможно, кто-то возразит: летом - обучение и воспитание? Да и не только, но еще и организованный отдых, и оздоровление детей. Общение с природой позволяет на практике применить и проверить теоретические знания, полученные в школе. Умеренные физические нагрузки, солнце, горный воздух, вода и здоровая пища делают ребят выносливее. Здесь качество воспитания определяется не объемом проведенных мероприятий, а качеством отношений между детьми и окружающими их взрослыми.

Вместо уроков – романтика путешествий. Мы отправляемся в поход по территории Республики Алтай. Город остался где-то позади. Автобус мчится по бескрайним просторам Алтайского края, городские постройки сменяются сельскохозяйственными угодьями, ничто не остается без внимания юных путешественников. Их интересует буквально все. Это озеро или болото? Как называется этот цветок? Какой населенный пункт мы проехали? Сколько километров до пункта назначения? И, наконец, когда же будут горы?

Медленно равнинные просторы сменяются горными массивами. Кто-то первый увидел горы… Горы! Огромные и таинственные. Специфический климат, необычайно чистый воздух, своеобразный и неповторимый по красоте пейзаж, бурная горная река, пышные альпийские луга, покрытые ароматными цветами, яркое солнце – все это восхищает и волнует воображение юного человека. Я ловлю себя на мысли, что много раз рассказывала ребятам о горах на уроках, показывала фильмы, картины, макеты, но их собственное ощущение природной красоты во много раз сильнее. Первое впечатление: как красиво! Теперь все убеждены в том, что “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.

Мы оказались наедине с природой. Дети из разных семей, разных классов, разных социальных слоев. Нет рядом родителей, нет привычных друзей. Вместо удобной комнаты – палатка на четырех человек, личные вещи поместились в туристический рюкзак, на несколько дней мы становимся одной командой. Философия туризма предлагает отношения высокого нравственного уровня. Необходимы: доброта и мужество, преданность и сила, уживчивость и умение прийти на помощь. Ю. Визбор отмечал:

“Поход – в этом смысле – идеальный прибор, снимающий точную электрокардиограмму душевных достоинств. Равно, как и недостатков. И вместе с тем уникальный точильный инструмент, способный вернуть сабельный блеск мужеству, покрывающемуся коррозией в вялой городской суете”.

В походе четко спланирован каждый день. Утренняя зарядка - обязательное мероприятие. Мы объявляем конкурс на лучший оздоровительный комплекс упражнений, победителей ждет приз. В программе похода находят свое место занятия по технике ориентирования и сбор гербария, радиальные выходы на природные объекты, экскурсии к памятникам природы, творческая мастерская (работа с природными материалами), экологическая игра “Знаешь ли ты природу” и, конечно же, поиск клада в “Последнем герое”. Ни слова об уроках, но дети даже и не подозревают о том, что, отдыхая, они учатся.

Чему мы научимся за один день летнего похода? Первое утро и первое недоумение: мы сами будем готовить завтрак? Да. И обед, и ужин! С интересом наблюдаю за тем, как неумело орудуют ребята ножом, как не поддаются овощи детским рукам, как не хочется мыть за собой посуду. Пройдет несколько дней, и они с удовольствием будут делать туристический торт из печенья со сгущенкой, готовить бутерброды и будет казаться, что нет ничего вкусней гречневой каши с тушенкой. Позади завтрак, а что будет дальше? Мы вместе обсуждаем распорядок дня, задание для вечернего костра и уходим на берег Катуни. Устроившись поудобнее, на береговых камушках, сами того не замечая, сравниваем речные системы Оби и Катуни и теперь уже на практике видим различия равнинных и горных рек. Извилистая горная река, каменистое дно, пороги, стремительное течение. Увы, не остается без внимания и воздействие человека: консервные банки, бутылки, битые стекла, бытовой мусор. Теперь экологические проблемы для нас становятся реальным фактом, мы вместе думаем над тем, каким образом человек может изменить сложившуюся ситуацию. Непринужденный разговор оставляет след в детских сердцах, и по возвращении в палаточный лагерь ребята уже тщательно прибирают туристический бивуак, старательно укладывают мусор в пакеты. Обед готовим все вместе, каждый занят своим делом. Мальчишки идут за валежником и водой, а девочки заняты приготовлением еды, очень хочется, чтобы все получилось по-домашнему, как у мамы. Разговоры о доме, нелепые и смешные истории делают нас абсолютно равными собеседниками, и мы забываем, кто из нас учитель, а кто ученик, сейчас мы вместе обсуждаем житейские проблемы и чувствуем, что интересны друг другу. Иногда кажется, что детская энергия неиссякаема, вопрос “что будет дальше?” преследует нас до самого окончания похода.

А дальше мы идем на свое первое восхождение. Небольшая гора уютно расположилась на противоположном берегу реки. Алтайские народы ее назвали Сугун-Ту, что в переводе означает “Луковка”. Почему “Луковка”? Такое название гора получила из-за того, что на ее северных склонах растет дикий лук. Высота горы около - 800м. Это совсем не много, но для школьников “Луковка” становится своеобразным испытанием. Папки для гербария, рюкзаки с сухим пайком и, конечно, карта и компас - теперь все это нам по-настоящему необходимо. Следуя по маршруту, аккуратно укладываем растения, они нам пригодятся потом, в новом учебном году, по карте рассматриваем топографические знаки, находим географические объекты. И вот лесная тропа приводит нас к подножию горы. Детские крики: “Какая она высокая!” Полные решимости мы начинаем свое восхождение. Пройдено всего несколько десятков метров, а кажется, что преодолен немалый путь. Дыхание становится тяжелым, хочется пить, жара, за спиной снаряжение. Здесь, на этом маленьком отрезке невысокой горы, каждый за несколько часов проверит себя на стойкость и выносливость. Именно на этой узенькой горной тропинке найдется тот, кто подхватит рюкзак отстающего, здесь окажется одна фляжка с водой на всю команду и нестерпимое желание пить. Первый привал, ребята немногословны, кажется, что в глазах мелькает тревожная мысль, а вдруг не дойду до вершины?! Несколько минут отдыха снимают усталость, и мы снова продвигаемся к заветной цели. Обрывистый уступ, нужно помочь идущему сзади. Пройден трудный участок - и вот она вершина. Каждый гордится тем, что стоит на вершине горы, теперь с высоты птичьего полета можно посмотреть на природу. Хочется сфотографировать все, чтобы дома обязательно поверили в то, что это восхождение стало реальностью.

Летнее солнце, уходя за горизонт, провожает нас до лагеря. Заканчивается первый день похода. Под общие воспоминания о прошедшем дне, незаметно проходит ужин. Наступает время вечернего костра. Детская фантазия находит свое отражение в стихах, песнях, танцах. Ребята с большим удовольствием поют туристические песни, но многие для себя впервые откроют имя Визбора Ю., Митяева О., Сергеева Л.., Никитина С.

Гимн туристов становится настоящим посвящением, теперь они знают “…счастлив, кому знакомо щемящее чувство дороги…”.

Пламя костра освещает лица ребят, и я замечаю в них что-то особенное, чего не видела раньше на уроках, в городе. Может быть, городская суета и четкая размеренность учебных занятий не дает нам по-настоящему сблизиться и понять друг друга. Пять дней похода, 120 часов летнего отдыха – это практически в два раза больше того, что предлагает школьная программа за год. Теоретические знания объединились с практической деятельностью и стали той силой, которая помогает человеку увидеть, узнать и понять тайны и загадки не только природы, но и человеческих отношений.

И я искренне надеюсь, что это время прошло с пользой для каждого моего ученика, хотя бы потому, что у них появилось стремительное желание вместо урока начать новое путешествие.