Цели:
- Ввести число 7 и цифру 7; закрепить взаимосвязь между частью и целым, сравнение чисел с помощью составления пар, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.
- Развивать мыслительные операции, речь.
- Воспитывать умение активно действовать на протяжении урока.
Оборудование: Учебник математики первый класс (автор Л. Г. Петерсон), рисунки с изображениями сказочных героев, конверт с равными полосками бумаги на каждого ученика, таблица Шульте.
Ход урока
1.Самоопределение к деятельности.
- Проверьте друг у друга все ли нужные предметы к уроку математики на месте?
- Чему вы уже научились на уроках математики? Вы уже встречались со многими сказочными героями на уроках математики.
- И сегодня вместе с героями сказки “Белоснежка и семь гномов” мы вновь отправляемся в путешествие по стране Математики. Злой Повелитель страны гномов рассердился на крепкую дружбу гномов с Белоснежкой и спрятал ее в замке. Мы обязательно должны помочь гномам выполнить все задания Повелителя гномов и дойти до замка.
- Отправляемся в путь.
2. Актуализация опорных знаний.
1) Устный счет (можно использовать линейку)
- Счет до 20 (прямой и обратный по таблице Шульте в парах)
- Сосчитайте от 6 до 11, от 14 до 5.
- Назовите предыдущее число 8, 13. Как получить предыдущее число? На сколько предыдущее число меньше последующего?
- Назовите последующее число 6, 19. Как получить последующее число? На сколько последующее число больше предыдущего?
- Какое число стоит между 3 и 5, 14 и 16?
- Какое число стоит справа от 17, слева от 11?
- Назовите соседей числа 13.
2) – Придумайте и запишите в тетрадь два примера с ответом 6.
- Проверьте друг у друга.
- Расскажите все, что знаете о числе 6.
-Ответы детей:
(Число 6 стоит в натуральном ряду чисел на шестом месте, меньше последующего числа 7 на 1, больше предыдущего 5 на 1. Соседи числа 5 и 7.)
3) Шли гномы день и ночь .
Игра “День – ночь”. Учитель зачитывает пример, дети с закрытыми глазами считают, поднимают руку. Учитель подходит к детям, они шепчут ответ на ушко. К трем прибавить два, вычесть четыре, прибавить шесть.
4)
- Решите задачу:
У Сашки в кармашке
Конфеты в бумажке.
Он дал по конфете
Свете и Пете,
Ирине, Галине,
Марине и Нине.
И сам съел конфету.
А больше нету.
Сколько было конфет?
- Обозначьте ответ на числовом отрезке магнитиком. (На доске прикреплен числовой отрезок, состоящий из 6 отрезков.)
3. Постановка проблемы.
- Где поставим магнитик? (Затруднения детей)
- Почему мы пока не можем поставить точку? (Потому что ответ 7, а с этим числом мы пока не знакомы.)
- Догадались, какая тема урока? (Тема “Число 7. Цифра 7.”)
- Чему вы должны будете научиться? (Узнать подробнее все о числе 7, научиться писать цифру 7, выполнить различные задания…..и т.д.)
4) Построение проекта выхода из затруднения.
- Из скольких отрезков состоит наш числовой отрезок? (Из 6 отрезков)
- Почему? (Состоит из 6 частей.)
- Из скольких частей должен состоять отрезок, чтобы мы могли обозначить число 7? (Из 7 отрезков.)
- Выложите такой отрезок с помощью полосочек. (На партах равные полоски бумаги.)
- Как получили седьмой отрезок? (Добавили к шести еще 1.)
- Ответьте с помощью отрезка на каком месте в натуральном ряду чисел стоит число 7? (Число 7 стоит на седьмом месте в натуральном ряду чисел.)
- Назовите соседей числа 7? (6 и 8)
- На сколько 7 меньше последующего числа 8? (Меньше на 1.)
- На сколько 7 больше предыдущего числа 6? (Больше на 1.)
- Как можно получить число 7? (Дети предлагают свои варианты)
- Где вы встречались с числом 7? (Дни недели, цифра на часах и т.д.)
Историческая справка.
Число 7 играло большую роль в древней мифологии (7 римских богов, 7 чудес света в Древней Греции, счастливое число и т.д.)
- Как обозначить число 7? (С помощью цифры 7)
- Из каких элементов состоит цифра 7?
- На что похожа цифра 7?
Вот семерка – кочерга.
У нее одна нога.
С. Маршак
- Семь – точно острая коса.
Коси, коса, пока остра.
Г. Виеру
- Давайте научимся красиво писать цифру 7. (Знакомство детей с написанием цифры 7)
Письмо цифры 7 в тетради по образцу (с.2).
- Найдите самую красивую цифру, дайте ей звание Мисс-цифра, нарисуйте корону.
Пальчиковая гимнастика.
- Мы капусту рубим, рубим.
- Мы морковку трем, трем.
- Мы капусту солим, солим.
- Мы капусту жмем, жмем.
- Проговорите, как можно получить число 7? (По игровым косточкам домино в учебнике, с 2.
(Ответы детей: 7это 6 и 1, 5 и 2, 4 и 3.)
-Давайте вернемся к нашему отрезку на доске. Мы не обозначили решение задачи. Добавим еще один отрезок и обозначим число 7. (Дети добавляют еще 1 равную полоску и обозначают число.)
Физминутка.
Ритмический счет.
- коснуться рукой правой ноги, 2 – коснуться рукой левой ноги, 3 – правой рукой коснуться левого плеча. 4 – левой рукой коснуться правого плеча, 5 – хлопнуть в ладоши над головой, 6 – хлопнуть в ладоши за спиной, 7 – хлопнуть в ладоши перед собой.
5. Первичное закрепление.
А) № 1, с.2. Отработка состава числа 7 с помощью разбивки отрезка на части. (Подробный разбор)
- Нашим гномам на пути встретились крутые горы, поможем их преодолеть.
- Что изображено на доске? Сколько отрезков? Назовите их. (Отрезок 7 – это целое. Он разбит на части – на отрезки 6,1.)
- Объясните равенство, записанное к чертежу.(6 + 1= 7)
(Если сложить части 6 и 1, то получится весь отрезок 7.)
- Объясните другие равенства?
- Если сложить части в другом порядке, то все равно получим весь отрезок 7: 1+ 6 = 7
- Если из всего отрезка взять часть 6, то останется другая часть 1: 7-6=1
- Если из всего отрезка взять часть 1,то останется другая часть 6: 7-1=6
Работа с равенствами 5+2=7, 4+3=7 аналогична.
Б) №2 Решение примеров в два действия с помощью числового отрезка.
- Перед гномиками две тропинки. Но они очень запутанные, мы должны помочь гномам, разобраться, в какую сторону им идти, влево или вправо?
- От какой точки начнем движение? (От точки 4)
- В какую сторону будем двигаться? (Вправо)
- Почему? (Число увеличивают)
- Сколько шагов выполним вправо? (3)
- В какую сторону будем двигаться дальше? (Влево)
- Почему?( происходит уменьшение числа)
- Сколько шагов выполним влево?(2)
- Какой ответ получили?(5)
Аналогичная работа со вторым числовым отрезком. Самостоятельная работа с самопроверкой по доске. Если были допущены ошибки, ученики их исправляют.
- Кто выполнил все, верно, нарисуйте рядом звездочку.
7. Включение в систему знаний и повторение.
а) № 3, с. 2 Сравнение чисел с помощью составления пар.
- В горах наши гномики встретили множество драгоценных камней, помогите посчитать их, иначе они не смогут продолжить свой путь.
(Дети составляют пары между геометрическими фигурами, ставят знаки сравнения)
7>3
3<7
7>2
Проверка осуществляется по доске (Отдельные ученики работают на доске.)
б) С.3, №6 Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
- Мы почти добрались. Но чтобы подойти к замку, надо пройти по дорожке из пеньков и развесить фонарики в нужной последовательности.
- Обратите внимание на образец, в какой последовательности нужно провести стрелки между пеньками? (От меньшего числа к большему)
- Как нужно развесить фонарики?(Провести стрелку от большего числа к меньшему)
- Проверьте работу друг у друга. (Взаимопроверка в парах)
в) С.3, №7
- Наконец-то мы добрались до замка, но вы должны догадаться в какой из них нужно зайти. Для этого выберите и вставьте нужную фигуру из пронумерованных.
- Какой фигуры не хватает? (Красного квадрата в треугольнике.)
-Почему? (Подробное объяснение)
(Учитель переворачивает карточку с фигурой, а там дети видят Белоснежку)
Итог урока. Рефлексия.
- Вот мы и добрались до нашей Белоснежки.
- Сколько гномов с нами путешествовали?
- Расскажите все, что вы узнали о числе 7?
- Какие задания вам понравились больше? Отметьте их знаком +.
- Какие задания были непонятны? Обведите их в кружок.