Практика взаимодействия специальной коррекционной школы и учреждений дополнительного образования

Разделы: Внеклассная работа


Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 44 (С (К) ОШ) реализует образовательные программы для детей, имеющих отклонения в развитии.

В школе обучается 199 детей в 18 классах-комплектах.

С (К) ОШ имеет богатую событиями восьмидесятилетнюю историю существования. Расположена в центральной части г. Кирова и обслуживает крупнейший промышленный район города.

В соответствии со своим Уставом школа решает задачи:

  • создания благоприятных условий лицам с умственными и физическими недостатками для коррекции отклонений в развитии средствами образования и трудовой деятельности;
  • социально-педагогической реабилитации для последующей интеграции в городское сообщество;
  • воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека.

Жизнедеятельность любой коррекционной школы, как правило, характеризуется некоторой замкнутостью по сравнению с массовой школой. Замкнутость образовательного пространства С (К) ОШ в свою очередь ведет, нередко, к заметному отставанию психологического возраста детей от календарного; эгоцентризму; отсутствию потребности в напряженной духовной жизни, особому состоянию сознания, когда мир человека с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии противопоставляются миру здоровых людей. Подобная “инвалидность” сознания и инфантилизм позволяет вступающему в жизнь поколению воспитанников С (К) ОШ легко втянуться в отношения конфронтации со всеми, кто не поощряет иждивенческую позицию, что еще более способствует изоляции. В рамках образовательного пространства С (К) ОШ такая картина искажает мотивационную базу образовательной деятельности.

Преодолеть такую опасную тенденцию нашей школе помогает практика взаимодействия с учреждения дополнительного образования (УДО). Формирующаяся интеграционная стратегия С (К) ОШ УДО рассматривается педагогическим коллективом и родителями воспитанников как позитивная и продуктивная основа работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Образовательные программы УДО, разрабатываемые для С (К) ОШ, направлены на организацию поэтапной, разноуровневой, дифференцированной, динамической и гибкой системы действий, которая ориентирована на восстановление ребенка в здоровье, в статусе, в правах, дееспособности как в собственных глазах, так и перед окружающими. При разработке образовательных программ УДО для воспитанников С (К) ОШ используются разные подходы. Один из них, когда образовательная программа разрабатывается для детей с аналогичными медицинскими диагнозами, диктующими специфику и особенности образовательного процесса. Другой подход основывается на редуцировании образовательных программ для так называемого аномального ребенка, что может обернуться примитивизацией, т.к. заранее программирует жизнь ребенка в строго изолированных пространствах.

“Опасность” узкодефектологического подхода в организации дополнительного образования детей в С (К) ОШ может предопределить потребительство в этой сфере деятельности (а возможно и других). Так, находясь в довольно замкнутом пространстве С (К) ОШ в условиях частичного (почти полного!) обслуживания, дети, имеющие отклонения в развитии, лишаются возможности вступать в широкий спектр живых и разнообразных коммуникаций.

Несмотря на различия в подходах каждая из “версий” организации дополнительного образования воспитанников С (К) ОШ направлена на социальную адаптацию личности, защиту ее права на получение образования, сохранение и укрепление здоровья, право на выбор и ведение разнообразной трудовой деятельности. В этих целях областная спортивная школа олимпийского резерва проводит в своем бассейне обучение плаванию воспитанников нашей школы. Выстроить систему педагогически целесообразной организации досуга помогают предлагаемые Детско-юношеским центром Октябрьского района культурно-массовые, игровые, театрализованные программы. Станция юных туристов через реализацию программы по основам туризма помогает нашим воспитанникам усвоить бытовые и туристские навыки самообслуживания, повышающие их уровень жизнеспособности.

Для расширения пространства социально-педагогической поддержки и укрепления стартовых жизненных возможностей с воспитанниками С (К) ОШ педагоги Областного центра детского технического творчества и Станции юных техников занимаются бисероплетением, лозоплетением, художественной обработки дерева.

Формированию представлений о здоровом образе жизни у воспитанников С (К) ОШ посвящена на протяжении трех лет деятельность отдела коррекционно-развивающего обучения Дома детского творчества “Вдохновение”.

“Уроки” в школе правовых знаний организованы Центром детского творчества с изучением прикладной экономики. Образовательная программа Центра по основам правовых знаний призвана научить использованию знаний законов в отстаивании своих прав; воспитать терпимость к чужому мнению и способность к сотрудничеству; обучить ненасильственному разрешению детьми проблем и конфликтов.

Посещение музея истории Военно-морского флота на Станции юных техников способствует воспитанию гражданственности и патриотизма на примере героических страниц истории Российского флота, написанных земляками в уникальной предметной сфере самодеятельного музея, где к истории и подвигам можно “прикоснуться”, а с ветеранами – лично пообщаться.

Возможности диверсификации образовательных программ УДО позволяют привлечь в С(К)ОШ к сотрудничеству уникальных мастеров и талантливых специалистов, что дает не только практически полную занятость учащихся в кружках, секциях и других детских творческих объединениях, но прежде всего повышение уровня адекватности притязаний воспитанников в процессе профориентации.