Цель: Формирование у учеников интереса к предмету изобразительного искусства.
Познакомить учащихся с краткой историей возникновения карандашей и жанрами.
Развивать логическое мышление, память, речь, развивать творческие способности ребят.
Воспитывать уважение к людям создающих краски и карандаши.
Оборудование: Плакат “ Праздник красок и карандашей”, картины с изображением (пейзажа, натюрморта, портрета), магнитофон, костюмы, ребусы, краски, палитра, карандаши, кисточка.
Это мероприятие рассчитано для учащихся начальных классов, продолжительностью 40 минут. Материал преподается в игровой форме. На протяжение всего праздника детям даются интересные задания. К празднику заранее объявлен конкурс на лучшее сочинение о карандашах.
ХОД ПРАЗДНИКА
Отгадайте загадки и вы узнаете о чём пойдёт речь.
Загадки:
1. Я чёрный, красный, жёлтый, синий.
С начинкой твёрдой в древесине.
Я с острым ножиком дружу
И, что хочу изображу.2. Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкой этой могу построить я
Башню, дом и самолёт
И большущий пароход.3. Я становлюсь волшебником, когда они со мной
Хочу и дождь из облака прольётся проливной.
Хочу, и волны синие заплещутся в реке.
И взять могу я радугу и подержать в руке.4 Для меня резинка, братцы страшный враг
Не могу я подружиться с ней ни как
Сделал я кота и кошку – красота!
А она прошлась немножко нет кота!
С ней хорошую картину не создашь!
Так вовсю ругал резинку … (карандаш).
Учитель: Итак ответом на наши загадки является слово “ карандаш” .
Вот о карандашах, таких привычных, без которых не обходится ни один ученик, о них простых и цветных тружениках мы сегодня поговорим.
Выступление ребят: Интересно, кто придумал карандаши – эти волшебные палочки, приносящие столько радости? До появления карандашей люди рисовали углём на стенах пещер. Позже чертили острой палочкой на глиняных дощечках. Древние китайцы и японцы выводили иероглифы кисточками из верблюжьей шерсти, которые макали в тушь. На Руси были в ходу гусиные перья. Ими писали на берёзовой коре, а позже на бумаге. Карандаши появились не так давно. Современным карандашам около 200 лет. Само слово “ карандаш” в переводе с тюрского языка означает “ чёрный камень” Почему? Он состоит из тонкого графитового стержня и деревянной трубочки, которая нужна для того, чтобы не ломался графитовый камень, не пачкались руки, а карандаш было удобно держать. А как делают цветные карандаши? В состав стержня добавляется краситель нужного цвета . знаете ли вы, что одного карандаша хватит на то, чтобы провести линию длиной 60 метров. Карандаши верно служат и надёжно людям много лет. Их берут с собой аквалангисты для записей и зарисовок под водой. Безотказен карандаш в условиях невесомости, поэтому он верно служит космонавту. На полярных станциях и ледниках, там где очень низкая температура воздуха, шариковые ручки могут замёрзнуть, а карандаш – нет.
Учитель: А теперь хотелось бы услышать ваши высказывания (продолжи предложение).
- Я хочу сказать спасибо карандашам за то, что…
- Если бы не было карандашей…
- К карандашам нужно относиться бережно…
- Карандаши – хороший подарок, потому что …
- Когда мне становится скучно, я беру карандаши, и тогда…
1 ученик.
И в 10 лет, и в 7, и в 5
Все люди любят рисовать
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует
Всё вызывает интерес
Далёкий космос, ближний лес
Цветы, машины, сказки, пляски.
2 ученик.
Всё нарисуем – были б краски
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле!
Учитель: Послушаем разговор красок.
Красная:
Красная редиска выросла на грядке
Рядом помидоры – красные ребятки
Красные тюльпаны на окне горят.
Оранжевая:
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится
На лисий хвост похожа
Оранжевая тоже.
Жёлтая:
Жёлтое солнце на землю глядит
Жёлтый подсолнух за солнцем следит
Жёлтые груши на ветках висят
Жёлтые листья с деревьев летят.
Зелёная:
У нас растёт зелёный лук
И огурцы зелёные
А за окном зелёный луг
И домики белёные
С зелёной крышей каждый дом
И в нём живёт весёлый гном
В зелёных брючках новых
Из листиков кленовых.
Голубая:
Глаза голубые у куклы моей
А небо над нами ещё голубей
Оно голубое, как тысячи глаз
Мы смотрим на небо, а небо на нас.
Синяя:
В синем море островок
Путь до острова далёк
А на нём растёт цветок.
Синий синий василёк.
Фиолетовая:
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу
Я сорву её и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
2 ученик.
Краски сегодня ужасно устали
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски.
Радуга вышла красивой как в сказке.
Вся разноцветная вот красота!
Ты полюбуйся какие цвета.
Загадка: Любо бегать по бумажке остроносому Аркашке. (Карандаш)
Учитель: Давайте позовём в гости Карандаша.
Карандаш: Здравствуйте ребята! Извините, что опоздал на ваш праздник. Но у меня для вас сюрприз. Я очень люблю рисовать цветы, и хочу загадать вам загадки про цветы.
1. На поляне у реки
Гордо держат стебельки
Как фарфоровые чашки
Белоснежные … (Ромашки)2. Ветка в грозди разодета
Фиолетового цвета
Это в летний, жаркий день
Расцвела в саду … (Сирень)3. Вот шершавый стебелёк
В середине уголёк
Лепестки блестят, как лак
Распустился … (Красный мак).4. Эй, звоночки, синий цвет
С языком, а звону нет. (Колокольчик)
Учитель: На протяжении многих столетий художники изображали в своих картинах окружающий мир, всю его многообразную природу, животных, предметы, человека и его жизнь. Отсюда возникло деление картин на жанры.
Пейзаж.
Если видишь на картине нарисована река
Живописные долины и дремучие леса
Белокурые берёзки, или старый крепкий дуб
Или вьюга, или ливень, или солнечный денёк
Нарисованным быть может, или север илди юг
И любое время года, мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем, называется пейзажем.
Натюрморт.
Если видишь на картине, чудо – вазу на столе
В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем
Стоит множество посуды, и стеклянной и простой
Может, чашка или блюдце с золочёною каймой.
А еще и так бывает нарисована там дичь.
В завершении положим спелых персиков и слив.
А ещё в картине может нарисованным быть торт
А поэтому картина назовётся натюрморт.
Портрет.
Если видим на картине, чей-то профиль иль анфас.
Или, может быть задорный и весёлый, чей-то глаз.
Может грустный или смелый, может добрый или злой.
В нарисованной картине это главное лицо.
Может, папа или мама, может дедушка и я.
Нарисованы в картине, может вся моя семья.
Догадаться тут несложно, неуверенности нет.
Что красивая картина называется портрет.
Учитель: К нам пришёл гость Незнайка. Здравствуй Незнайка. Незнайка: Здравствуйте ребята. А что вы тут собрались? Я тоже люблю рисовать. Могу показать свои рисунки (показывает рисунки ребятам).
Учитель: Помидоры бывают синими?
Дети: Нет.
Учитель: А морковь зелёной?
Дети: Нет.
Учитель: А огурцы красные ?
Дети: Нет.
Учитель: Таких горе – художников, как Незнайка, ещё не мало. И про них наши весёлые частушки.
1. Рисовал картину Вася
Он художник спору нет
Но зачем он нос раскрасил
В красный, жёлтый, синий цвет.
2. На платке для красоты
Рисовал Антон цветы
А телёнок посмотрел,
И цветы чуть – чуть не съел.
3. Краски Саша в руки взял
Зоопарк нарисовал
Но никто не разберёт
Где здесь слон. где бегемот.
4. На уроках рисованья
Ты лентяя не найдёшь
Прилагаем все старанья .
Чтоб рисунок был похож.
5. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли
А теперь мы вас попросим
Чтоб вы нам похлопали.
Учитель: Ребята, назовите песни в которых встречаются цвета.
Например: голубой вагон.
Учитель: А сейчас отгадайте загадки.
1. Длинная коробочка для карандашей и ручек. (Пенал)
2. Непохож на человечка, но имеет он сердечко
И в работе круглый год, он сердечко отдаёт.
А сегодня вечерком, он раскрасит мне альбом.
3. Лес, река, весенний луг, там трава, цветы
вокруг
Представляет наша Зина, эту яркую … ( картину).
4. Белый камушек растаял, на доске следы оставил (мел).
5. Разноцветные сестрицы, заскучали без водицы
Дядя, длинный и худой, носит воду бородой
И сестрицы вместе с ним, нарисуют дом и дым.
Учитель: А сейчас отгадайте ребусы.
Акварель
|
Гуашь
|
Карандаш |
Учитель: Где работает художник? Сейчас мы решим кроссворд и узнаем. Я показываю предметы, а вы их называете. По выделенным буквам прочитаем слово.
1 – Бумага
2 – Рама
3 – Кисть
4 – палитра
5 – мел
6 – карандаш
7 – краски
8 – картина
9 – стакан
10 – я
Учитель: Правильно, это слово “ Мастерская”. Здесь художник создаёт свои работы, а потом уже проводит выставки картин.
А нам предстоит поиграть в игру “ Узнай себя”.
1 ученик.
Лучистое солнце
Не делится на части
И вечную землю нельзя разделить.
2 ученик.
Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен, ты в силах
Друзьям подарить.
Подведение итогов.