Конспект открытого урока по русскому языку в 3-м классе "Что я знаю о предложении"

Разделы: Начальная школа


Цели:

обучающие:

  • обобщить знания учащихся о предложении;
  • учить анализировать, сопоставлять, рассуждать;
  • учить применять предложения различные по цели, по интонации, по наличию второстепенных членов в речи.

развивающие:

  • развивать умение работать в сотрудничестве;
  • развивать творческие возможности детей;
  • развивать память, самооценку, внимание.

воспитательные:

  • воспитывать интерес, любовь и уважение к родному языку;
  • воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

2. Объявление цели и темы урока.

Тема сегодняшнего урока “Что я знаю о предложении”. Цель нашего урока – обобщить наши знания о предложении и учиться употреблять различные предложения в речи.

3. Настрой на работу. Упражнение, успокаивающее дыхание.

Вдох выдох пауза
4 с 4 с 2 с
4 с 5 с 2 с
4 с 6 с 2 с

4. Орфографическая разминка.

1) Записать слова в столбик, поставить перед собой орфографические задачи. (Задание выполняется на доске и в тетради.)

весело

хрустеть

снег

под ногами

2) Самостоятельная работа учащихся.

Решить орфографические задачи, рядом доказать выбор букв.

3) Проверка (по цепочке)

- Зачем на каждом уроке повторяем орфограммы? (чтобы писать без ошибок)

- Почему мы учимся писать без ошибок? (чтобы понимать друг друга, потому что на родном языке писать с ошибками стыдно)

5. Составление предложения из отдельных слов.

  1. Что мы записали? (слова)
  2. Являются ли слова частями речи? (да)
  3. А являются ли они членами предложения? (нет)
  4. Что нужно, чтобы слова-части речи стали членами предложения? (Нужно поставить слова в определённом порядке, связать их по смыслу и грамматически.)
  5. Что выражает предложение? (законченную мысль)
  6. Попробуйте составить предложение из этих слов.
  7. Что пришлось менять? (форму слова)
  8. Какую часть слова меняли? (окончание)
  9. Зачем? (чтобы слова были связаны грамматически)
  10. Запишите предложение в тетрадь. (Весело хрустит снег под ногами.)
  11. Сколько в предложении частей речи? (5)
  12. А сколько в нём членов предложения? (4)
  13. Почему? (Членами предложения могут быть только самостоятельные части речи.)
  14. А для чего нужны служебные части речи? (для связи слов, для связи членов предложения)

6. Обобщение знаний учащихся о предложении.

1) Виды предложений по цели высказывания.

- Какая может быть цель у высказывания? (что-то сообщить – повествовательные, что-то спросить – вопросительные, побудить к действию – побудительные)

- Вам нужно разобраться, какие предложения по цели высказывания записаны.

1 ряд выписывает повествовательные предложения,

2 ряд – побудительные предложения,

3 ряд – вопросительные предложения.

  1. Зима – таинственное и волшебное время года.
  2. Помоги птицам зимой.
  3. Чем рисует мороз?
  4. Береги родную природу.
  5. В поле белеет пороша.
  6. Кто оставил следы на снегу?

Проверка: взаимопроверка. (Оцените работу своего товарища с помощью сигнальной карточки.)

Один ученик от каждого ряда читает предложения и объясняет свой выбор, остальные оценивают ответ с помощью сигнальной карточки.

Вывод. Какие бывают предложения по цели высказывания?

по цели

повествовательные

побудительные

вопросительные

2) Виды предложений по интонации.

- Какие предложения по интонации мы записали? (невосклицательные)

- Попробуйте сделать предложение “Помоги птицам зимой” восклицательным.

- Какой знак препинания теперь поставим в конце предложения? (!)

- Запишите это предложение. Отметьте все орфограммы. Приготовьтесь устно доказать выбор букв.

Помоги птицам зимой!

Вывод. Какие же предложения бывают по интонации?

по интонации

восклицательные

невосклицательные

3) Виды предложений по наличию второстепенных членов.

- По какому ещё признаку мы характеризуем предложения? (По наличию второстепенных членов.)

- Расположите предложения в два столбика по этому признаку. (работа в парах)

Тают снежинки.

Снег искрится, блестит на солнце.

Зима набросила на всё вокруг лёгкое белое покрывало.

Наступила зима.

- Почему так расположили предложения? (Учащиеся называют признаки распространённых и нераспространённых предложений.)

Вывод. Какие же бывают предложения по наличию второстепенных членов?

по наличию второстепенных членов

распространённые

нераспространённые

- Что обязательно должно быть в предложении? (основа)

- Что делают второстепенные члены предложения? (Они делают предложение более полным и более точным.)

7. Характеристика предложения.

Вернёмся к нашему предложению. Дайте ему полную характеристику.(Один ученик отвечает, остальные слушают и оценивают ответ с помощью сигнальной карточки.)

8. Составление словесной зарисовки о зиме.

А сейчас мы продолжим учиться использовать различные предложения в нашей речи. Каждый из вас попробует составить словесную зарисовку о зиме.

1) Подготовка.

- Рассмотрите картинки.

- Какой текст будем составлять: деловой или картинный? (картинный)

- Какова будет главная мысль? (красота природы зимой)

- Сколько частей будет в тексте? (3)

- О чём напишем в каждой части?

- Авторы учебника нам предлагают начало. Вы можете воспользоваться им или составить своё.

- Я просила вас подобрать слова и выражения к картинкам. Положите их перед собой.

- Какой знаем способ уйти от ошибок? (Не знаю, какую букву писать, оставляю “окошко”.)

- Как избежать повторов? (Местоимения, синонимы)

2) Чтение заранее подготовленным учеником отрывка из произведения М.М.Пришвина “Деревья в лесу”. (На экране телевизора – слайды с изображением зимних пейзажей.)

В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает.

Деревья окружены снегом.

Ели повесили громадные тяжёлые лапы.

Берёзы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками.

В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: “Отчего думаешь, они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?”

И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шёпот снежинок, как разговор между странными фигурами.

3) Упражнения, снимающие утомление глаз.

- сидя, крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть на 3 – 5 секунд. Повторить несколько раз (упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровоснабжения век и расслаблению мышц глаз);

- сидя, быстро моргать в течение 1-2 секунд (способствует улучшению кровоснабжения)

- сидя, закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальцев в течение минуты (способствует расслаблению мышц, улучшает кровоснабжение).

4) Самостоятельная работа учащихся.

5) Чтение нескольких работ вслух.

9. Итог урока.

- Что повторили на уроке?

- Чему учились?

10. Домашнее задание.

Составить кроссворд по теме “Предложение”.