Количество участников команды может быть различно, но не очень велико: от 1 до 8, как экипаж спортивной лодки. Регатой руководит координатор – учитель. К каждой задаче предлагаются три варианта ответа А, В, С. Команда решает в течение 2-5 минут какой ответ поднять на «флажке» по сигналу ведущего, при чем можно поднять и четвертый флажок Н, что означает ни один из предложенных ответов А, В, С неверен.
Эта соревновательная форма урока может быть использована для проверки и углубления знаний обучающихся по конкретной теме, обобщения и систематизации знаний по одному из разделов программы.
Достоинства регаты: она даёт каждому участвующему в ней школьнику:
- Выбирать и выполнять те задания, которые ему по силам.
- Приобретать навыки коллективной учебной деятельности.
- Сразу после, окончания решения сравнить свое решение с «эталонным» и получить оценку результатов своей деятельности.
- Учиться отстаивать свою точку зрения (апелляции), приобретая навыки ведения дискуссии.
Цели: обобщающие: закрепить ЗУН обучающихся по теме: «Треугольники»; формировать навыки применения теоретических знаний; добиваться точных формулировок теорем и формул.
Развивающие: способствовать развитию аналитико-синтетического мышления; смысловой памяти; произвольного внимания и речи обучающихся.
Воспитательные: расширять кругозор обучающихся познакомить с фрагментами истории, геометрии; культуру общения, сотрудничество.
Дополнительные материалы:
- «Математика» (приложение к газете «Первое сентября») № 5/96, № 31/ 01, № 14/2000.
- Геометрия –7, учебник Л.С. Атанасян и др. М. «Просвещение», 2002 г.
- Геометрия – 7, для преподавателей, «Учитель» 2002 г.
- «Я иду на урок геометрии» 7 кл, книга для учителя, М, «Первое сентября», 2002.
- Н.Ф. Гаврилова, Поурочные разработки по геометрии, 7 кл, М, «ВАКО» 2004.
- Геометрия, рабочая тетрадь для 7кл, М.. «Просвещение» 2002.
- Рисунки 1,2,3 для устного счета, треугольники – 3.
- Тексты заданий для проведения регаты.
- Магнитофон, запись «Первые шаги в геометрии».
- Номера экипажей, «флажки» А, В, С, Н.
Этапы урока.
- Устная работа. Проверка знаний по теме «Треугольники».
- Математическая регата, закрепление материала по теме «Признаки равенства треугольников».
- «Первые шаги в геометрии» (из истории геометрии).
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Устная работа.
Проверка знаний по теме «Треугольники».
Учитель: Сегодняшний урок необычный. На уроке повторим тему «Треугольники». После небольшой разминки (устной работы), мы проведем математическую регату – соревнование между экипажами по теме «Признаки равенства треугольников» и применению их при решении задач.
Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник.
А уж вам-то как не знать.
Но совсем другое дело –
Очень быстро и умею
Треугольники «решать».
В стране Геометрии очень важно уметь смотреть и видеть, замечать и отмечать различные особенности геометрических фигур. Даю «установку»: развивать и тренировать своё геометрическое зрение.
Задача 1. Назовите и определите виды треугольников, изображенных на Рисунок 1.
Задача 2. В равнобедренном треугольнике одна сторона равна 3 см, другая – 8 см. Чему может быть равна третья сторона?
Задача 3. Как можно назвать равнобедренный треугольник, у которого основание равно боковой стороне?
Всякий ли равносторонний треугольник является равнобедренным?
Задача 4. Периметр равностороннего треугольника равен 6 см. Чему равна длина каждой его стороне?
Учитель: А теперь поговорим об углах.
Задача 5. Прочитайте Рисунок 2.
Задача 6. Вычислить сумму углов треугольника.
Каждой команде даётся по одному треугольнику. Открываем углы треугольника и складываем, находим сумму «оторванных» углов, получили развернутый угол. Величина развёрнутого угла равна 1800. Можно ли быть уверенным, что в любом треугольнике сумма углов равна 1800.
Измерить углы в «маленьком» треугольнике несложно, а если мысленно соединить такие яркие звезды как «Полярная звезда», «Вега», «Сириус». Можно ли «оторвать» углы у полученного треугольника ПВС?
Итак, чтобы доказать, что сумма углов любого треугольника равна 1800, нам пока не хватает знаний. Сейчас мы это можем только предположить и убедиться на практике. Такое предположение в науке называют гипотезой.
Используя гипотезу, что сумма углов в каждом треугольнике равна 1800, разберемся в этом «вычислительном лабиринте».
Задача 7. Найдите величину угла на Рисунке 3.
Учитель: Итак, мы провели подготовку к регате.
II. Математическая регата.
По теме «Признаки равенства треугольников».
Соревнуются 3 экипажа.
1 заплыв (тур). Проверка знаний теории. Приложение 1.
Каждому экипажу даются тесты с заданиями 1 тура. (За верный ответ – 1 бал).
По количеству набранных баллов 2 экипажа выходят во второй «заплыв» - тур, а проигравший экипаж отправляется в «утешительный» заплыв. Приложение 3.
2 заплыв (тур). Решение задач. Приложение 1.
Каждому экипажу даются задачи с выбором правильного ответа – задачи II тура. За каждый правильный ответ – 1 бал.
III. «Первые шаги в геометрии» (из истории геометрии). Приложение 4.
Экипажи приглашаются на «отдых» в кают-компанию, чтобы послушать радиогазету «Первые шаги в геометрии» (из истории геометрии). А в это время «Центр управления» регатой подводит итоги. Если итоги одинаковые, регата продолжается: экипажи отправляются в «дополнительный заплыв».
Задания «дополнительного заплыва». Приложение 2.
Количество дополнительных задач зависит от времени урока, можно ограничиться одной задачей (т.е. до победы одного из экипажей).
«Центр управления» регатой подводит итоги, а в это время экипажи получают «задание» (домашнее задание).
IV. Домашнее задание.
Повторить II главу «Треугольники» §1 - §3. Ответить на вопросы 1-15 стр. 49-50, № 156, № 157, № 167 (по желанию).
V. Итоги урока.
Сообщаются результаты «регаты» и оценивается работа обучающихся на уроке. За первое место – «5» всем членам экипажа, за второе место – «4», члены экипажа, который был в «утешительном заплыве» сдают тетради учителю (оценка на следующем уроке).
Если останется время, решить оставшиеся задачи.