Проведение мониторинга по истории

Разделы: История и обществознание


В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указана одна из основных задач образовательной политики – создание условий для повышения качества образования. Важным условием повышения качества образования является систематический анализ данных о состоянии результатов образовательного процесса, получаемый при проведении педагогического мониторинга, без которого трудно оценить эффективность работы школы и отдельных учителей.

По мнению Д. Матроса, Д. Полева, Н. Мельниковой (“Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга”, М.: Педагогическое общество России, 1999) понятие “мониторинг” пришло в педагогику из экологии и социологии. В экологии мониторинг – это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. В социологии мониторинг подразумевает определение небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной среды. Однако потребность общества в объективной информации способствовала расширению мониторинга. Это понятие стали использовать в педагогике, рассматривающей мониторинг с двух позиций: как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе и как средство получения информации в процессе проведения научного исследования или организации управленческого контроля.

Понятие “педагогический мониторинг” появилось в среде образования сравнительно недавно.

Педагогический мониторинг – процесс непрерывного научно обоснованного контроля качества образования с целью повышения результативности качества образования. Педагогический мониторинг имеет смысл в том случае, если перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы.

Рособрнадзор планирует проведение в России независимых мониторингов знаний и умений по типу международных исследований оценки качества образования PISA (Program International Student Assessment), для того, чтобы иметь независимую оценку, чтобы проводить объективную диагностику и использовать ее результаты при создании системы управления качеством образования.

Для эффективного решения задач, поставленных перед современной школой, необходимо построить свою деятельность на диагностико-прогностической основе, обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Педагогический мониторинг направлен на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие индивидуальности каждого обучаемого, создание таких условий, при которых обучаемый может и хочет хорошо учиться.

Существует 4 уровня образовательного мониторинга:

  1. Федеральный (ЕГЭ).
  2. Региональный.
  3. Муниципальный.
  4. Внутришкольный.

В нашем учебном заведении МОУ “Муниципальная общеобразовательная школа №11” систематически проводится внутришкольный мониторинг по предметам. Мониторинг отражает состояние образования в школе, позволяет обобщить результаты деятельности, и спрогнозировать развитие дальнейшей деятельности.

Для создания целостной системы мониторинга воспитательно-образовательного процесса в школе разработана программа, где определены цели, задачи, объекты мониторинга, направления, этапы, методы сбора и обработки информации.

Основной целью мониторинга является непрерывное отслеживание результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося. Педагогический мониторинг обеспечивает учителей информацией, определяет насколько рациональны формы, методы обучения, учитываются ли возрастные особенности школьников. Педагогический процесс эффективен, если учитель опирается не только на информацию об уровне качества образования, но и проводит анализ, на основе которого ищет способы повышения эффективности учебного процесса.

Соответственно, проведение мониторинга делится на три этапа:

1 этап. Подготовка к мониторингу:

  • постановка цели;
  • изучение литературы;
  • разработка компьютерной основы для сведения, обобщения, классификации и первичного анализа информации;
  • разработка основ и критериев стандартизации;
  • установка сроков проведения;

2 этап. Практический.

Сбор информации:

  • наблюдение;
  • собеседование;
  • тестирование.

3 этап. Аналитический.

  • систематизация и анализ полученных данных;
  • выводы, на основе которых определяется методика обучения и происходит коррекция учебного процесса.

Главная цель при организации и проведении мониторинга является непрерывное отслеживание результатов качества знаний.

В течение учебного года проводим мониторинг по следующему плану:

  • начало учебного года – стартовый контроль по предмету;
  • за две недели до окончания второй четверти промежуточный контроль;
  • за две недели до окончания учебного года – итоговый контроль.

Мониторинг составляется по ключевым точкам учебного материала, касающихся разных аспектов истории: социальных отношений, внутренней и внешней политики, материальной и духовной культуры. Необходимо подбирать задания разного типа и уровня сложности, например:

I группа – задания с выбором ответа, в ней проверяется знание дат, фактов – места, обстоятельств, участников событий, характерных признаков событий и явлений.

II группа – более сложные задания, они предусматривают следующие виды деятельности:

  • соотнесение двух рядов информации – дат и названий событий, имен исторических деятелей и названий политических течений, к которым они принадлежали;
  • установление последовательности событий.

Подсчитываем абсолютную и качественную успеваемость и СОУ, оформляем в виде таблиц и диаграмм.

Результаты контрольных срезов по истории России в 10-х классах за 2006-2007 учебный год.

время проведения Абсолютная успеваемость % качественная успеваемость % СОУ %
19.09.06 95 43 48
19.12.06 100 63 54
17.03.07 100 75 57

Данная таблица и диаграмма показывает абсолютную и качественную успеваемость и СОУ (степень обученности учащихся). Для расчета СОУ в нашем учебном заведении используют формулу, предложенную В.П.Смирновой. Формула учитывает процентное отношение обучающихся, успевающих по определенной дисциплине, к общему количеству обучающихся в классе.

СОУ = n5*100% + n4*64% + n3*36% - n2*16%

n

n5 – количество пятерок,

n4 – количество четверок,

n3 – количество троек,

n2 – количество двоек,

n – общее количество учащихся.

В течение учебного года заполняются сводные таблицы “Результаты успеваемости по всеобщей истории в 11-х классах за 2006-2007 учебный год”.

  класс 11а 11б итого
кол-во уч-ся 21 18 39
I полугодие 5 1 1 2
4 15 11 26
3 5 6 11
2 --- --- ---
абс.усп.% 100 100 100
кач.усп.% 76 66 71
СОУ% 59 57 58
         
  5 5 3 8
  4 12 11 23
  3 4 4 8
  2 --- --- ---
  абс.усп.% 100 100 100
  кач.усп.% 81 78 79
  СОУ% 67 64 66
         
  5 5 3 8
  4 12 11 23
  3 4 4 8
  2 --- --- ---
  абс.усп.% 100 100 100
  кач.усп.% 81 78 79
  СОУ% 67 64 66

На основе данной таблицы выстраиваем диаграмму по классам и в целом по параллели:

Результаты успеваемости по всеобщей истории в 11а классе за 2006-2007 учебный год.

  Абс.усп.% кач.усп.% СОУ%
I полугодие 100 76 59
II полугодие 100 81 67
год 100 81 67

Такая же диаграмма выполняется по результатам успеваемости 11б класса, и итоговая диаграмма по 11-м классам.

Эффективным является проведение мониторинга, позволяющего контролировать изучение обязательных знаний и умений учащихся определенных Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (Стандарт основного общего образования по истории). Для этого разбиваем темы на блоки, и по каждому блоку составляем сводную ведомость заданий и контроля.

Например, тема “Русь в IX-XIII вв.”

Сводная ведомость контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся по теме: “Русь в IX-XIII вв.”

Ф.И. ученика Практи-
ческое занятие №1.

Работа со словарем, основными понятиями (глоссарное обучение).

Практи-
ческое занятие №2.

Работа с книгой.

Практи-
ческое занятие №3.

Алгоритмическое освоение

(работа с таблицами, схемами).

Практи-
ческое занятие №4. Повторное глоссарное обучение.
Практи-
ческое занятие №5. Развивающий тренинг (активный семинар, игра).
Тести-
рование

(контрольный тест)

Сооб-
щение
Карта “Русь в IX – начале XIIв.” Карта “Раздроблен-
ность Руси в XII – п.чт.XIIIв.”
Карта “Борьба против иноземных захватчиков”. Итоговая оценка за блок.
                       

В течение четверти заполняется и выставляется рейтинговая оценка по предмету.

Рейтинг учеников 7 б класса по истории за 2006-2007 учебный год.

Ф И ученика Оценки за I четверть Средний бал Место
       

Диагностика выявляет уровень успешности продвижения детей в ходе изучения нового материала, а также высвечивает проблемы и затруднения, которые возникали в процессе работы школьников.

Результаты мониторинга оформляются в виде графиков, таблиц сводных данных. Полученная информация рассматривается на заседаниях МО, доводится до учеников и родителей. Проанализировав информацию учитель вырабатывает стратегию корректировки для отстающих учеников и работу с сильными учащимися. Помогает мониторинг и в работе с родителями, т.к сведения приводимые учителем становятся убедительными, обоснованными.

Разработанная модель не должна быть статичной, она должна быть открыта изменяющимся образовательным запросам учащихся, значит, потребность в ней существует в любом учебном заведении.