“Карта – это альфа и омега географии, начальный и конечный момент географического исследования”.
Н.Н. Баранский
Как можно заинтересовать ученика в изучении географии? Наверно необходимо начинать с изучения своей “малой Родины”. Часто улицы населенных пунктов называют по названию географических объектов. Мне повезло, наша школа находится на улице, которая названа по главной артерии России – Волги. Школа окружена улицами, которые названы в честь географических объектов. Поэтому при изучении тем, как: “План и карта”, “Гидросфера”, “Литосфера” в 6 классе, “Внутренние воды”, “Рельеф и полезные ископаемые” в 8 классе я провожу аналогии изучаемых объектов с улицами нашей школы. Раскрывая этиологию слов, мы облегчаем запоминание и осмысливания топонимов. Это позволяет сделать преподаваемый предмет не только занимательным и интересным, но и шире использовать его в воспитательных целей, содействовать расширению активности учащихся, углублению их знаний, развитию мышления. В рамках недели “Естественных наук” проводится мероприятие по защите проекта “Моя улица на карте”.
При подготовке проекта, происходит активная работа ученика, стремление решать практические задания на базе теоретических знаний. В такой работе ярко проявляется индивидуальные особенности учащихся. Проектное обучение создает условие для самостоятельного освоения дополнительного материала, включая учащихся в процесс преобразовательной деятельности от идеи до ее практической реализации.
Урок-проект: “Моя улица на карте”
Цели урока:
- обучающая: обучение учащихся технологии проектной деятельности (умение определять целей, задачи, определять гипотезу, планировать собственную деятельность и своих товарищей), способствовать формированию у учащихся практических знаний и навыков.
- развивающая: развивать умения и навыки самостоятельно отбирать, систематизировать и анализировать информацию, способствовать освоению способов познавательной, коммуникативной и практической деятельности, умение работать в группе;
- воспитательная: продолжить воспитание у школьников патриотических чувств, активной жизненной позиции.
Оборудование: план города, физическая карта России, физическая карта мира.
Подготовительная часть к уроку. На первом занятии, класс был поделен на группы, каждая выбрала лидера. Между группами произошло распределение улиц микрорайона школы. Каждая группа распределила между участниками проекта обязанности. После нахождения и отбора каждого участника необходимой информации учащиеся совместно отбирают и анализируют наиболее удачные варианты, обсуждают презентацию проекта. За неделю до защиты проекта совместно с учителем происходит обсуждение и корректировка содержание проектов. Определяются совместно с учащимися основные требования к защите проекта. При защите будет оцениваться работа всех участников группы над проектом, уровень представление, защита и активность во время урока. При работе над проектом дается информация по использованию дополнительных источников информации (энциклопедии, Интернет, учебные пособия и т.д.).
Содержание проекта:
- Название проекта
- Определение топомического содержания;
- Сбор полной информации о географических объектах (городах, реках, горах и т.д.) связанных с названием улиц;
- Определение географического положения улицы на карте города;
- Любая другая информация, связанная с названием улицы;
- Проект должен, представлен в виде презентации или плаката.
Ход урока
Наша школа, находится на улице Волжской. И каждый день, отправляясь в школу из дома, вы совершаете путешествие по карте, потому что к школе примыкают, такие улицы: как Камская, Амурская, Хабаровская, Енисейская, Новосибирская, Днепровская, Донская, Белорусская, Казанская и другие. Сегодня на уроке мы совершим путешествии по карте и найдем все географические названия, которые связаны с названиями наших улиц. Каждая группа представит свой проект “Моя улица на карте”. За две недели до защиты проекта вы получили по 4 улицы микрорайона школы для определения топомического содержания, нахождение как можно больше географических объектов связанных с названием улиц. И сейчас вы должны представить в виде проектов свои находки.
Защита проектов
Проекты были продемонстрированы в виде презентаций и плакатов, в которых учащиеся собрали полную информацию о названии, нахождении своей улицы на карте.
Защита группы 1. Происходила с демонстрации улиц Хабаровской,
Камской, Лермонтова и Волжская. Учащиеся продемонстрировали карту микрорайона школы (рис.1), продемонстрировали фотографии снятые со спутника (рис.2). Во время демонстрации учащиеся показывали фотографии городов, рек, свои улицы на которых они проживают. При рассказе об улице Лермонтова учащиеся не только определили, что улица названа в честь русского поэта М.Ю.Лермонтова, но и нашли населенные пункты, которые носят это название.
По аналогии первой группы происходило представление 2 группы (улицы: Уральская, Енесейская, Ялтинская, Белорусская). 3 и 4 группы представили свои проекты в виде презентаций, которые могут потом войти в электронный топонимический словарь.
При завершении работы учащимися были внесены предложения:
- Продолжить исследовательскую работу по дополнению информации о названиях улиц своего микрорайона;
- Найти на карте города все улицы связанные географическими названиями;
- Составить топонимический словарь по улицам микрорайона.