Цели:
- Вспомнить с детьми и повторить роль круговорота веществ в экосистеме.
- Обсудить, как сказывается на жизни людей достижения науки и техники; чем они полезны, чем плохи и какие опасности таятся в их использовании.
- Предложить детям представить свой вариант помощи природе и сравнить его с материалами учебника.
Оборудование:
Плакаты с изображением:
-
Вырубки леса.
- Завода с дымящимися трубами.
- Предприятия, сливающего отходы своего производства по трубам в воду.
Музыкальное сопровождение: Мелодия из передачи “В мире животных”.
Оформление выставки картин: “Добро пожаловать в мир дикой природы”.
Оформление доски: На доске записаны слова из заявления членов “Гринпис”: “Мы считаем, что ни человек, ни мир не выживут, если будет продолжаться отравление нашего окружения и расточение природных ресурсов”.
Нарисована модель земного шара со словами стихотворения.
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим с вами о роли природы в жизни человека и о роли человека в жизни природы. Вспомним, как человек осваивал, покорял природу, чего он достиг, и подумаем, к чему он пришел, с какой проблемой он столкнулся в результате своей деятельности. И как ему жить дальше? Что для этого необходимо сделать.
II. Актуализация знаний.
- В начале урока проведем БЛИЦ-ТУРНИР:
- Что такое экосистемы? Какими они бывают? (Экосистемы – это природные сообщества. Его обитатели – растения, животные, грибы, микробы – живут совместно, тесно связаны между собой. Экосистемы бывают природные и искусственные, созданные человеком.)
- Почему в природных экосистемах животные каждый год снова и снова находят достаточные запасы пищи? (Потому что в природе происходит круговорот веществ.)
- Что делают люди, что бы обеспечить себя пищей? Какими способами они добиваются высоких урожаев? (В сельской местности люди занимаются сельским хозяйством, выводят новые сорта растений и новые породы животных.)
- Для чего человек создает различные машины и механизмы? (Чтобы облегчить свой труд. Чтобы стать сильным.)
- Какие машины, использующие свойство воды, изобрел человек? (Он изобрел паровой двигатель и на его основе паровоз и пароход.)
- Как человек использует свойство воздуха? Что он изобрел? (Человек научился использовать силу ветра и изобрел парус для путешествий по морю и ветряное колесо для работы по хозяйству.)
- Как изменилась жизнь древнего человека, когда он научился добывать огонь? (Человек получил возможность пользоваться дополнительной энергией в необходимых количествах и в нужное для него время.)
- Какие виды топлива использует человек в современной жизни? (Дрова, торф, каменный уголь, нефть, природный газ.)
- Что заставляет людей искать все новые виды топлива? (Во-первых запасы полезных ископаемых могут когда-нибудь закончиться; Во-вторых происходит загрязнение окружающей среды и человек ищет экологически чистые виды топлива.)
- Какие еще достижения есть у человека? (Человек полетел в космос, побывал на луне, изобрел компьютер …)
- Каких изобретений, по-твоему, нам еще не хватает?
- Как сказываются на жизни людей достижения науки и техники?
III. Постановка проблемы и поиск решения.
- Обратимся к материалу учебника, прочитаем диалог Лены и Миши на с. 67.
Лена: Теперь я вижу: человек и вправду все может.
Миша: Все, что человек может, он делает за счет природы. Люди долго покоряли природу и гордились этим, пока не оказалось, что природа в опасности.
Лена: И как же нам теперь жить?
Ребята сравнивают два рисунка в учебнике, на которых изображено два типа хозяйства
1. Присваивающий.
Человек ищет в природе готовую пищу: съедобные ягоды, орехи, грибы, занимается охотой, т.е. он присваивает себе готовые природные богатства.
2. Производящий.
Человек сам производит себе пищу. Он научился выращивать культурные растения и разводить домашних животных.
- Ум, мышление, знания стали главной силой человека, позволили ему понять и изменить мир. Человеческий разум создал новые, неизвестные природе разновидности живых организмов, новые экосистемы, новые вещества и материалы, он покорил силы природы, нашел новые источники энергии. В процессе производства необходимых человеку продуктов питания, одежды, топлива … остаются отходы, большая часть которых выбрасывается в природу.
- Все ли эти отходы природа может переработать?
Учитель показывает целлофановый пакет, пластиковую бутылку, пластмассовое ведро
- Часть мусора сжигают, часть закапывают. И то, и другое – не лучший выход из положения. При сжигании такого мусора образуются вредные вещества, загрязняющие воздух. А при закапывании может произойти отравление почвы и подземных вод.
Делается вывод: Нарушается круговорот веществ в природе. Человек берет из природы нужные ему вещества (воду, минералы, металлы, топливо…) и возвращает обратно вещества, которые природе не нужны и даже опасны. И на нашей планете накапливается все больше и больше ненужных, вредных, ядовитых веществ.
- Ребята, а какое вещество – самое важное на Земле? (Вода)
Давайте посмотрим, в каком состоянии находится вода на планете.
Однажды ученые исследовали дно реки. На участке дна, длиной 5 км, они обнаружили: 14 крупных железобетонных плит, 16 больших труб, 34 куска рельсов, 9 мотков колючей проволоки, 27 изогнутых железных листов, 43 огнетушителя, 18 пил, 31 топор, 112 санок, 108 котелков, чайников и кастрюль, 36 сковородок, 27 утюгов, 2486 разбитых бутылок, 814 разбитых стеклянных банок, 2214 консервных банок и много другого мусора. (Плешаков А.А. “Природоведение 4-й класс”)
И еще один пример. В 1969 году знаменитый путешественник Тур Хэйердал и его товарищи отправились в плавание. Их путь лежал через Атлантический океан. То, что они увидели в океане, поразило их. Хэйердал пишет: “Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно бросался в глаза мазут… До самого горизонта поверхность моря оскверняли черные комки мазута.”
Со времени этого путешествия прошло много лет, но загрязнение океана не уменьшилось, а наоборот, усилилось. От загрязнений страдают живые существа, обитающие в океане. Известны случаи, когда морские черепахи проглатывали плавающие в воде полиэтиленовые пакеты, принимая их за медуз, и погибали. А сколько мальков рыб гибнет от загрязнения океана нефтью!
Океан седой гремит набатно.
Он таит обиду в глубине,
Черные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
“Мы давно освоили планету.
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету.
Черные…
Сотрешь ли человек? (А.Плотников.)
Ученикам предлагается составить свой собственный экологический прогноз, используя три сюжета: 1) Вырубка леса; 2) Завод с дымящими трубами; 3) Предприятие, сливающее отходы производства в реку.
Ко всем трем сюжетам поставлен вопрос “Что будет, если…?”
Например, что произойдет, если вырубать леса?
Леса называют “легкими нашей планеты” и без них труднее будет дышать. Ведь лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают очень много углекислого газа.
Лес – защитник водоемов. Не будет леса – высохнут водоемы. Исчезнут лесные животные, птицы, насекомые. Ведь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен ими! Лес для них это пища, это дом. Не будут расти лекарственные растения, ягоды, грибы. Человеку трудно будет без леса. Ведь лес доставляет огромную радость своей красотой. Человек в лесу отдыхает, улучшает настроение, укрепляет здоровье.
Итак, делается вывод: Большинство достижений человека привело к загрязнению воздуха и воды, разрушению почв, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Люди стали понимать, что они не господствуют над природой, а попросту губят ее.
Оказалось, что люди по-прежнему множеством нитей связаны с окружающей природой. Погубив ее они погибнут сами. Это касается всех людей Земли, всего человечества.
Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. Создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Издана международная “Красная книга”, куда внесены животные и растения, оказавшиеся под угрозой исчезновения.
Учитель показывает “Красную книгу Республики Марий Эл”, из которой дети узнают, что исчезающими видами животных родного края являются: Серая жаба, Филин, Черный аист, Белая сова, Беркут, Серый журавль, Выдра, Бурундук, Махаон, Шмель...
Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед … нами, перед варваром – Человеком. Человек забыл, что он сам является скромной частицей природы.
Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года.
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство света,
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек – он зима. Или лето.
Или осень. С грозой и дождем.
Все вместил в себя. Ветры и время.
И от атомных бурь он ослеп.
Человек – он и почва. И семя.
И сорняк средь полей. И хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств? И встреч?
Человек – он ведь тоже природа…
Так давайте природу беречь! (С. Островой.)
И вот тут возникает проблема. Как же нам беречь природу? Что для этого необходимо сделать? Закрыть все заводы и фабрики, загрязняющие атмосферу и водоемы? Но тогда придется закрыть почти все предприятия. Перестанут работать тепло- и электростанции, замрет транспорт. В городах и селах станет темно и холодно. Сельское хозяйство не сможет обходиться без машин, без удобрений. Значит, не будет у нас на столе хлеба и других продуктов питания. На планете наступит хаос, голод, нищета. Отсюда неутешительный вывод: нельзя сделать заповедником всю нашу планету. Нужно искать другое решение. Что бы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Производящее хозяйство человека должно стать экологическим.
Что же для этого надо сделать? Прочитаем в учебнике.
- Ограничить изъятие природных богатств: найти замену невозобновимым полезным ископаемым, восстановить леса, озера, другие экосистемы, сохранить разнообразие диких обитателей природы.
- Повторно использовать уже изъятые природные богатства: научиться использовать отходы.
- Остановить загрязнение среды: убирать мусор, очищать сточные воды и отработанные газы, возвращать в природу только то, что она в состоянии принять и переработать.
IV. Первичное закрепление.
Конечно, решать проблемы человечества – дело взрослых людей. Но давайте подумаем: можем ли и мы помочь в этом?
На основе рисунков в учебнике дети составляют для себя правила охраны окружающей среды. Выполнение задания № 3.
Как изменилась природа за время существования человека?
Стало меньше…
Стало больше…
Под мелодию из передачи “В мире животных” звучит стихотворение Успенского Э.Н.
Когда-то Земля была огненным шаром,
И это, конечно же, было кошмаром…
Но вот постепенно планета остыла.
И стало уютно на нашей планете:
Играйте, скачите и прыгайте дети!
“Играйте, скачите”! Да нет, к сожаленью,
Куда ни “поскачешь” – везде наводненье,
И нет ни лесов, ни пейзажей, ни стран.
Куда ни “поскачешь” – везде океан.
И если б тогда мы на Землю попали,
То все б как один, безусловно, пропали.
И лишь потому мы все вместе спаслись,
Что к этому времени не родились.
И вот, наконец, появились пейзажи,
Деревья и птицы, и мамонты даже.
Потом бегемоты, слоны, крокодилы
И наши далекие предки – гориллы.
И если бы мы на Земле появились,
Они бы немедленно к нам обратились,
Сказали бы нам: “Берегите природу!
Особенно зелень, особенно воду!”
V. Итог урока.
Благополучие и качество жизни – не только крыша над головой, автомобиль, добротная одежда. Наша жизнь немыслима без здоровой пищи, без чистого воздуха и чистой воды, без радующего глаз пейзажа, без цветов и пения птиц. Очень хочется надеяться, что человечество преодолеет эту, безусловно, трудную, но очень важную проблему и что впереди его ждут новые открытия.
Какие достижения ждут человечество в XXI веке?
Прогноз Артура Кларка, поддерживаемый Капицей С.П. [“АиФ”№ 8, 2006 г.]
2010 г. – Создание телепатических устройств (передача мыслей на расстояние); путешествие к центру Земли.
2030 г. – Контакт с внеземными цивилизациями; появление разумных животных.
2050 г. – Контроль над гравитацией; планетная инженерия (строительство на др. планетах)
2070 г. – Контроль над климатом.
2080 г. – Межзвездный полет.
2090 г. – Создание мирового мозга; достижение бессмертия.
2100 г. – Встреча с инопланетными существами.