Тема: Имя числительное как часть речи.
Цели:
- систематизировать известное о числительных;
- дать понятие «порядковые» и «количественные» числительные;
- развивать речь, логическое и абстрактное мышление, кругозор;
- воспитывать чувство патриотизма.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Давайте, ребята, настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Сядьте правильно, удобно, откройте тетради и запишите число, «Классная работа».
II. Минутка чистописания
– Букву, которую будем писать на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах:
– Какую букву мы будем писать на уроке? (Б находится между буквами А и В; З – между буквами Ж и И; между буквами О и Р находится буква П )
Пп па пб пв … продолжите цепочку букв
III. Словарная работа
– А теперь мы проведём словарную работу. Повторим слова на тему. Вы её сможете определить, если расположите карточки в порядке увеличения точек на них.
– Какое получилось слово? Верно. Запишите это слово в тетрадь.
– Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите это слово? (Казахстан, Родина, отечество, отчизна, Астана, Алма-аты)
Дети выходят к доске, записывают названные слова и объясняют орфограмму.
– Я неспроста предложила вам вспомнить эти слова. 25 октября весь народ Казахстана будет отмечать День Республики. Наша Республика ещё молодая. Но мы видим, как налаживается жизнь, как хорошеют города. Посмотрите и на наш город. Как он преобразился! А в честь этой знаменательной даты проспект Ленина был переименован в проспект Республики. Давайте составим предложение с одним из этих слов.
IV. Изучение нового материала
– Итак, скажите, ребята, когда же мы празднуем
День Республики? (25 октября)
– А какое сегодня число?
– Сколько дней в неделе?
– Сколько в 1 м = ? см?
– Сколько будет 4 х 9 = ?
– Такие вопросы я могу задавать до
бесконечности. Теперь подумайте и скажите, какая
часть речи помогла вам ответить на эти вопросы?
– Итак, назовите тему нашего урока. (Имя
числительное.)
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен
Ты и с числительным будь дружен.
– Сегодня на уроке, ребята, мы продолжим
изучение темы: «Имя числительное» и вспомним те
знания, которые мы приобрели о числительном в 3
классе.
На изучение этой темы в 4 классе отводится 4 часа.
А более подробно и глубоко вы будете изучать эту
тему в 5 классе.
Итак, давайте вспомним, что такое числительное?
Работа по учебнику
Откройте учебник на стр.70. Внимательно прочитайте правило и скажите, что ещё вы узнали о числительном? (Числительные делятся на количественные и порядковые; изменяются по падежам.)
Порядок и количество!
Всегда, везде, во всём;
Без номера не встретите
На улице вы дом.
Понятно всем, что без меня
Никто б не мог считать,
И пальму первенства, друзья,
Вы мне должны отдать.
– А сейчас поговорим о количественных и порядковых числительных.
На доске записано 2 предложения:
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Ученики четвертого «Б» класса заняли
первое место в «Веселых стартах».
– Прочитайте первое предложение. Что это?
– Как вы ее понимаете?
– Какой частью речи является слово семь (один)?
Почему?
– Какие это числительные, порядковые или
количественные? Почему вы так думаете? Задайте
вопрос.
– Да, правильно ребята! Это количественные числительные. Давайте сделаем вывод, какие числительные называются количественные. (Количественные числительные обозначают количество предметов или число, и отвечают на вопрос сколько?.)
– Прочитайте следующие предложения. Найдите здесь числительные. Какие они? Почему вы так думаете? Сделайте вывод, какие числительные называются порядковые? (Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете, входят в называние праздников и знаменательных дат.)
– С какой частью речи схоже порядковое числительное? Почему? Итак, ребята, что же такое числительное? Какие числительные бывают? Какие числительные относятся к количественным? К порядковым?
V. Физминутка
– А теперь давайте немного отдохнем. Я вам буду называть числительные. Если назову порядковое числительное – вы присядьте, если количественное – подпрыгните.
Одиннадцать, восьмое, шестой, семь, четыре, десятое, пять, второй, сотый, сто.
VI. Закрепление
– Продолжаем работать по теме имя
числительное. Выполним упр. 241 на стр. 70.
Прочитайте задание.
– А сейчас вы поработаете в парах, выполнив это
упражнение по заданию. Чья пара выполнит первой,
поднимет руку. (3 первых пары оцениваются.)
– Проверяем, ребята. Проверку выполняет … пара.
– Прочитайте только порядковые числительные.
Поднимите руку кто согласен с…
– Прочитайте только количественные
числительные. Поднимите руку кто согласен с…
– Скажите, а что вы сейчас записали? Молодцы!
– А чтобы проверить, на сколько вы хорошо усвоили
тему, проведем мини-тест. Если вы согласны
с утверждением, то ставите «+», если нет, то
«–». Будьте внимательны!
1) Числительное – часть речи, которая
обозначает число и количество предметов при
счете. (+)
2) Первый, седьмое, пять, шестой – это все
порядковые числительные. (–)
3) Количественные числительные отвечают на
вопрос сколько? (+)
4) Имена числительные изменяются по падежам. (+)
5) Один, два, три, четвертый, шесть – лишнее слово
«шесть. (–)
Взаимопроверка. Дети меняются тетрадями, учитель читает ответы; затем дети оценивают работы.
– Встаньте те, кто получил «5»? «4»?
VII. Итог урока
– Этот мини-тест позволяет нам сделать вывод, что в основном вы тему усвоили хорошо. На следующем уроке мы продолжим работать по теме: «Имя числительное».
VIII. Домашнее задание
Cтраница 71 упражнение 244.
Найти дома (по желанию) и записать в тетрадь 2-3
пословицы или загадки, где встречается имя
числительное.