Методические рекомендации по автоматизации звука [л] у учащихся младших классов общеобразовательной школы

Разделы: Начальная школа


В начальные классы общеобразовательных школ приходит немало учащихся с недостатками произношения, которые затем отрицательно сказываются на процессе обучения.

Недостатки звукопроизношения ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование его эмоционально- интеллектуальной сферы, а также могут привести школьников к неуспеваемости по многим дисциплинам.

Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи. Особенно интенсивно эта работа должна проводиться при обучении детей в 1 классе. В букварный период, когда дети получают сведения о звуке, слоге, букве, учатся читать слоги и слова, эффективно осуществляется и постановка звуков, и закрепление правильных речевых навыков, и развитие звукового анализа и синтеза.

Преодоление недостатков произношения требует определённой системы и особых методов коррекционной работы. Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определённую специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь, постепенности перехода от лёгкого к трудному, сознательности усвоения материала, учёта возрастных особенностей. Большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем, что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций. Так, работа по автоматизации поставленного звука в словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыкам звукового анализа и синтеза. В период работы по автоматизации звуков в предложениях и связной речи большое внимание уделяется развитию воображения. Произнесение чистоговорок, самостоятельное их придумывание способствует развитию творческой активности.

Автоматизация звука [Л] осуществляется через занятия. Основной принцип работы по формированию правильного произношения – принцип индивидуального подхода, но при автоматизации звука не исключается и подгрупповая форма организации занятий. Индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в неё вносятся изменения. На этапе автоматизации звука главное – развитие речевой активности ученика и формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Построение занятий определяется каждым логопедом, исходя из учёта индивидуальных особенностей ребёнка, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов. Например, проведение артикуляционной гимнастики и упражнений на развитие дыхания и голоса на этапе автоматизации звуков в связной речи не обязательны и проводятся только с теми детьми, которые в них нуждаются.

Логопедическое занятие направлено на развитие речевых и психомоторных функций и состоит из нескольких взаимосвязанных частей. Последовательность этих частей или структура занятий способствует постепенному вовлечению в работу всех мозговых структур и является наиболее результативной.

Структура занятия.

1.Оргмомент. Психологический настрой (на фоне музыки). Релаксационные упражнения. Мотивационное начало урока.

2. Пальчиковая разминка. Развитие тонкой моторики пальцев рук с использованием стихотворных текстов.

3. Артикуляционная гимнастика. Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка, необходимых для правильного произношения звука [Л]. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата.

4. Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса. Координация речи с движением. Преодоление нарушений слоговой структуры.

5. Автоматизация звука [Л].

  • Этап автоматизации звука [Л] в слогах. Простые виды звукового анализа и синтеза. Обозначение слогов цветовыми символами. Знакомство с буквой, обозначающей звук [Л].
  • Этап автоматизации звука [Л] в словах. Работа со словом. Лексико-грамматические задания (освоение словоизменения и словообразования). Словотворчество детей. Сложные виды языкового анализа и синтеза.
  • Этап автоматизации звука [Л] в предложениях. Практическое усвоение предложений разных типов. Самостоятельное придумывание предложений. Анализ слов со звуком [Л], входящих в предложения.
  • Этап автоматизации звука [Л] в связной речи. Повторение чистоговорок со звуком [Л] . Сочинение чистоговорок со звуком [Л]. Заучивание наизусть загадок и стихотворений. Развитие связной речи. Развитие внимания и воображения. Пересказ коротких текстов. Сочинение сказок и придумывание рассказов. Чтение.

6. Развитии е познавательных процессов (мышления и воображения)

7. Итог занятия.

Этапы работы и виды заданий, используемых в работе по автоматизации звука [Л].

Автоматизация звука [Л] в слогах.

Произносить (читать) слоги.

Ла - ло - лу - лы
Ло - лу - ла - лы
Лу - лы - лы - ло

лы - лу - ло - ла
ла - лы - лу - ло
лы - ла - ло - лу

ал - ол - ул - ыл
ял - ёл - юл - ил - ел
ал - ял - ол - ёл

Автоматизация звука [Л] в словах.

Произносить (читать) слова.

Ла: лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.

Ло: лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.

Лу, лы: лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица, лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник, Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, желудь, палуба, голубцы, получать, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчелы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает.

Ал: бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиалка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, галстук, алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, падал, капал, сыпал, топал, щупл, выгнал.

Ол: вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол.

Ул: гул, дул, стул, аул, булка, гулко, подул, обулся, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан.

Ыл: ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка.

Ял: мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся, веял, сеял, таял, веялка, сеялка.

Ёл: вел, шел, шелк, елка, телка, челка, пчелка, осел, козел, котел, новосел, щелкать, метелка.

Ел: ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел.

Ил: бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка, пилка, поилка, косилка, носилки, выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил.

"Трудные" слова с двумя звуками [Л] :
лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.

Слова со стечением согласных:
благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла, блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок, блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга, глыбы, злы, клыки, плыть, слышать, котлы, хлыст.

Автоматизация звука [Л] в предложениях.

Произносить (читать) предложения.

Мила ела салат.
Луша взяла лопатку.
Ласточка свила гнездо.
Мама сделала молочную лапшу.
Мила вымыла ладони.
Около палаток лопухи и полынь.
Наступила зима.
Готовь лыжи и салазки. Луша полола лук и свеклу.
Мила видела слона.
Слава идет в кладовую за веслами.
В глубоком колодце вода холодная.
В лавке спелые и сладкие яблоки.
Володя - смелый пловец и не боится глубины.
Клава надела на голову белый платок.

Подберите картинки: лопата, лодка, мыло, кукла. Начните предложение, а ребенок будет заканчивать по картинке, затем повторит предложение целиком.

Дядя Лука копает клумбу (лопатой).
Володя и Слава плывут на (лодке).
Клава мыла ладони (мылом).
Собака унесла в чулан (куклу).
Володя поехал на (велосипеде).
Михаил смотрел на (глобус).
Павел ловил (голубь).
Павел сел за (стол).

Дядя Михаил коня напоил.
Дедушка Нил поймал рой пчел.
Павел поймал галку.
Брат уехал на футбол.
Вова поставил бутылку на полку.
Папа купил елку.
Стул упал на пол, и я испугался.
На елке Павел увидел белку.
Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.
Дядя Нил повязал галстук и вышел.
Отец поехал на вокзал.

Во дворе лаял пес.
По реке плыл плот.
Котенок лакал молоко.
Павел пригладил волосы.
Нил получил письмо от Михаила.
Нил сам выгладил полотенце и платки.
Я нашел и положил в банку много червей.
Отец служил на флоте и плавал на подводной лодке.
Солдат доложил, что выполнил задание.
Петя сломал, а потом наладил велосипед.
Володя забыл, куда положил пенал.
Во дворе полаял и замолк пес.
Кот ловил мышку, но не поймал - мышка убежала.
Кол около стола, стол около кола.
Вот веселый колобок покатился, как клубок.

Автоматизация звука [Л] в связной речи.

Произносить (читать) тексты.

Загадки.

Белое одеяло землю одевало.
Солнце напекло, одеяло потекло.
(Снег)

Отстегал по ушам, отхлестал по щекам,
шапку с головы сорвал и… удрал.
(Ветер)

Кукла Мила.

Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась. Голубые глаза, Светлые волосы, белое платье, белы башмаки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила. Целые дни Луша была с Милой. Одевала ее и обувала. Мыла ей голову и расчесывала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала. Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила ее. Поплакала Луша, н куклу не оставила. Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась.

Наш кот.

Наш кот любит поспать. Вот он вошел и пошел под лавку. Растянулся, укрылся лапой и уснул. Поспал всласть. Встал кот, зевнул и потянулся. А потом стал умываться.

Рыболов.

Захотел Володя половить рыбу. Он знал места, где ловится плотва. Володя взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Остановился около омута. Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась всякая: и мелкая, и крупная. Наловив много плотвы, Володя смотал удочку. Толкнул лодку и поплыл домой.

Выучить наизусть стихотворения.

Зима.
Все бело, бело, бело. Много снегу намело.
Вот веселые деньки! Все - на лыжи и коньки!

Солдатик.
Солдатик оловянный жил. Он пел, шутил и не тужил.
Он воевал, не уставал. И падал сам, и сам вставал.
И помнил он всегда в бою свою солдатскую семью.
Где был за всех, и за него стояли все до одного! (В. Аушев)

Елка.
Елка плакала сначала от домашнего тепла.
Утром плакать перестала, задышала, ожила. (С. Маршак)

Белый цвет.
Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела, белой даже не была. (И. Токмакова)

Заяц белый.
Заяц белый, заяц белый, ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал: - Я не бегал, я скакал.

Произносить (читать) скороговорки.

Кол около стола, стол около кола.

Колпак под колпаком, под колпаком колпак.

У ёлки иголки колки.

Ёлка, ёлка, ёлочка, колкая иголочка.

Около кола колокола.

Дятел дуб долбил, да не выдолбил.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать.

Плотник Платон долбит плот долотом.

Топал, топал по полу и на пол упал.

Иволга долго пела над Волгой.

Палку толкал лапкой Полкан.

Наш Полкан попал в капкан.

Слава у Власа съел всё сало.

Клала Клава лук на полку, позвала к себе Николку.

В голубятне голуби, а на дубе жёлуди.

Галка села на палку, палка ударила галку.

В зимний холод каждый молод.