Развивающие задачи урока:
- Практиковать в устной речи по теме “Das Wetter im Herbst”.
- Активизировать лексику по теме “Das Gesicht einer Stadt – Visitenkarte des Landes”.
- Развивать навыки монологической речи.
- Учить чтению с полным пониманием прочитанного.
- Развивать навыки аудирования.
Воспитательные задачи урока:
- Приобщать к другой национальной культуре, расширять образовательный кругозор.
- Развивать интерес к своей стране, её культурным ценностям.
- Прививать любовь к своей “малой” Родине – родному городу.
Оборудование урока: дисплейный кабинет, мультимедийный проектор, дополнительные задания, мультимедийная иллюстрация.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
В начале урока учитель сообщает учащимся о задачах урока.
Guten Morgen! Ich bin froh, euch zu sehen. Wie geht's euch? Setzt euch! Unser Thema heißt „Das Gesicht einer Stadt – Visitenkarte des Landes“. Wir sprechen heute über das Wetter im Herbst, über die größten und schönsten deutschen Städte. Das war euere Hausaufgabe. Wir lesen den Text, überstzen ihn ins Russische, beantworten die Fragen. Dann präsentieren die Schüler der oberen Stufe ihre Projektarbeit „Dawlekanowo ist unsere Heimatstadt“.
2. Речевая зарядка.
Учитель проводит беседу о погоде осенью.
Was schenkt das Wetter uns heute? Wie ist das Wetter draußen? Ist es kalt? Ist es trübe heute? Ist es naß? Ist es Spätherbst? Wie sind die Bäume? Wie sieht unsere Stadt im Herbst aus? Ist sie sauber, nett?
3. Фонетическая зарядка.
В качестве фонетической зарядки используются слова по теме „Das Gesicht einer Stadt – Visitenkarte des Landes“.
1. Sprecht nach!
2. Lest die Wörter!
4. Контроль домашнего задания (защита проектов).
а) Möchtet ihr sagen, welche Städte Deutschlands Visitenkarte des Landes sind? Wer möchte über diese Städte erzählen?
Учащиеся представляют свои проекты о немецких городах Лейпциге, Дрездене, Веймаре. К рассказам дети подготовили коллажи об этих городах. Затем учитель задаёт классу вопросы. Учащиеся отвечают, а учитель на доске составляет схему.
Wie nennt man Leipzig? Wie können wir diese Stadt kurz charakterisieren? Welche berühmte Menschen lebten einmal in Leipzig?
Wie heißt die schönste Stadt Deutschlands? Wie nennt man Dresden anders? Welche Sehenswürdigkeiten möchtet ihr nennen?
Dank welchen berühmten Menschen ist Weimar weltbekannt? Wie nennt man Weimar?
б) Беседа учителя с классом.
Sind die deutschen Städte schön? Wie sind ihre Gesichter? (Die deutschen Städte haben viele Denkmäler der gotischen Baukunst: Schlösser, Kirchen, Kathedralen. Alle gotischen Gebäude haben spitze Dächer. Deshalb haben die deutschen Städte eine ganz besondere Silhouette.)
Wie sehen unsere Städte aus? Unterscheiden sie sich von den deutschen Städte? Findet ihr unsere Städte auch schön? Können wir unsere hauptstadt ufa Visitenkarte Baschkortostans nennen? Warum? Ist Ufa modern und schön? Ist Ufa die Stadt hoher Kultur?
Учитель подводит итог беседы.
Ja, Ufa ist zur schönen, modernen Stadt geworden. Hier gibt es viel Sehenswertes. Sie ist wirklich Visitenkarte unserer Republik.
Und was erzählen Moskauer Schüler über ihre Heimatstadt? Darüber erfahren wir aus dem Text „Aus der Geschichte Moskaus“.
5. Чтение.
Учащиеся читают вслух текст на странице 59 упражнение 8. Затем выполняют задания к тексту.
1. Sucht bitte im Text Antworten auf die folgenden Fragen!
2. In welchem Text gibt es folgende Aussagen?
Учащиеся переводят текст на русский язык.
Übersetzen wir den Text!
6. Развитие навыков аудирования.
Wie heißt unsere Heimatstadt? Über unsere Heimatstadt möchte gern die Schülerin der 10. Klasse erzählen und ihre Projektarbeit uns zeigen. Hört bitte aufmerksam zu und beantwortet die Fragen.
Ученица демонстрирует свою проектную работу, выполненную на компьютере, и делает сообщение о Давлеканово, затем задаёт учащимся вопросы.
Wo liegt unsere Stadt? An welchem Fluß liegt Dawlekanowo? Gibt es da viele Schulen und Berufsschulen? Welche Museen gibt es in unserer Stadt? Welche Werke gibt es bei uns? Wodurch ist Dawlekanowo bekannt?
Учитель обобщает ответы и предлагает одному из учащихся прочитать наизусть стихотворение И. Рединга “Мой город”.
Es gibt ein sehr schönes Gedicht über die Stadt. Slava, sage bitte es auf!
Учащиеся уже работали над стихотворением, поэтому они знакомы с содержанием. Учитель лишь подытоживает.
Да, город – это не только синее небо над головой и вечнозелёные чистые улицы, бывают моменты, когда он и шумный и грязный, и тёмный, но вопреки всему он родной и светлый, как мамины глаза. Вот так автор стихотворения, сравнивая образ города с близкими ему людьми, передаёт свою глубокую любовь к родному городу.
Любой город, ребята, – это лицо страны, республики. И то, как он выглядит, зависит прежде всего от людей, которые в нём живут. Если город чист, опрятен, озеленён и всё в нём функционирует, значит здесь живут трудолюбивые, неравнодушные, старательные люди, любящие свою родину.
Как сказал Маленький Принц в произведении замечательного французского писателя Экзюпери: “Встал, приведи себя в порядок и приведи в порядок свою планету …”. Наша планета – это всё, что нас окружает: наш дом, двор, улица, город, школа, класс. Давайте будем, как Маленький Принц, любить нашу планету и украшать её своей любовью и добротой!
Придя на смену своим родителям и нам, сделайте наш город ещё краше, согрейте находящихся рядом с вами людей вашим вниманием и заботой!
7. Заключительный этап урока.
а) Объяснение домашнего задания (страница 60 упражнение 3 подготовить проектную работу).
б) Подведение итогов.
Wir haben heute fleißig gearbeitet. Wir haben über die deutschen Städte gesprochen, Lexik wiederholt und Texte gelesen, und die Fragen beantwortet. Wir haben die Projektarbeit von Sarina gesehen und über unsere Heimatstadt gesprochen. Ihr habt vieles gemacht. Jeder bekommt heute eine gute Note. Zum Andenken schenke ich euch dieses Herzchen. (Можно подарить классу вырезанное сердце с надписью “из мира мудрых мыслей”, которое они могут повесить на какое-то время у себя в классном уголке.) Die Stunde ist zu Ende. Auf Wiedersehen!