Система отслеживания успешности и результативности деятельности педколлектива
Известно, что именно среда, в которой протекает деятельность учителя, главным, решающим образом влияет на его профессиональное становление. Ведь социальная сторона такой среды – это межчеловеческие отношения, организационный микроклимат, отношение к делу. В сочетании с предметной средой и создается то, что мы именуем атмосферой учебного заведения. Какая же среда нужна для роста и развития учителя?
Чтобы среда, существующая в школе, обучала, нужно, чтобы в ней были люди, у которых есть чему учиться. А этого очень непросто достичь.
Учитель успешен, если он видит признание со стороны коллег, администрации, родителей и т.д.
Внимание к каждому педагогу, своевременная поддержка – одна из задач, которую приходится решать администратору.
В общении со своими сотрудниками мы обращаемся не только к их разуму, но и к чувствам. Воодушевленный руководитель невольно обращает на себя внимание и привлекает учителей своей страстью и эмоциональностью, убеждая их гораздо эффективнее, нежели сугубо профессиональные доводы, знания и умения, опыт прежней деятельности и многое другое. Почему это происходит? Просто в этом случае педагоги видят, что их руководители безоговорочно верят в себя и собственные силы, не боятся браться за дела, которые поначалу могут показаться неосуществимыми, и, несомненно, помогут преодолеть возникшие на пути к цели препятствия.
Воодушевление тесно связано с таким качеством, как искренность. Невозможно длительное время притворятся, что испытываешь восторг от работы. Вот что советует по этому поводу известный психолог Н. Энкельман: проявляйте в общении с окружающими свои положительные качества, будьте дружелюбны и тактичны, постоянно демонстрируйте им понимание и терпимость, не пренебрегайте юмором и шутками, постарайтесь не вступать в спор, даже если придерживаетесь другой точки зрения, старайтесь во всем видеть положительные стороны и не быть источником дурных вестей, внимательно слушайте собеседников.
Руководитель, который хочет, чтобы его школа была успешной, а учителя – настоящими профессионалами, не станет выпячивать себя на первый план, а всячески будет поощрять инициативу, исполнительность подчиненных, постоянно подчеркивая, что верит в своих сотрудников. Многочисленные исследования мотивации учителей показывают, что смысл работы и чувство удовлетворения от нее для педагогов значительно важнее размера заработка. Будь это иначе, кто бы работал сегодня в школах? Так что не скупитесь на положительные эмоции.
Ничто так не показывает ваше позитивное отношение к выполненной сотрудниками работе, как похвала. Старайтесь поощрять педагогов. Благодарность, как известно, самый приятный комплимент, и вы, произнося подобные фразы, несомненно, увидите радостную реакцию своего сотрудника. Ведь похвала возвышает человека в собственных глазах, она укрепляет веру в свои силы. Высказывая благодарность, вы побуждаете сотрудника и впредь совершать действия, которые вызвали похвалу.
Более века назад известный американский промышленник Генри Форд отмечал: “У того, кто чувствует, что его уважают и признают его успехи, растет уверенность в своих силах, совершенствуются личностные качества. Тот, у кого укрепляется вера в собственные силы и совершенствуется характер, добивается еще больших успехов”.
Однако нужно помнить, что любая похвала должна быть обоснованной.
Кроме того, благодарность руководителя должна быть искренней.
Руководитель, стремящийся к тому, чтобы его образовательное учреждение работало успешно, должен возвышать своих педагогов, а не умалять их достоинства. Учителя и так считают себя обделенными, и совсем нелишне при каждом удобном случае подтвердить их профессиональную успешность. Ведь успех школы, в конце концов, определяется личными качествами педагогов.
К руководителю, который стремится видеть положительное, педагоги не боятся обратиться в случае возникновения проблем, поскольку воспринимают его не просто как начальника, а видят в нем советчика, старшего партнера.
Если руководитель сам лично не мотивирован на наиболее эффективное выполнение задач своей школы, то этот недостаток очень скоро станет очевидным для учителей и других сотрудников. И они зададут себе вопрос: “ Если наш руководитель сам не очень – то “горит” на работе, почему должен выкладываться я?”. Ведь многие школьные проблемы можно решить только коллективно, а в ситуации немотивированности самого руководителя, это невозможно. Поэтому есть необходимость четко формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели работы коллектива и своей деятельности.
В коллективе, где администрация школы стремится помочь каждому учителю быть успешным, всегда царит рабочая творческая атмосфера, позволяющая воспитать успешных учеников.
Успешность учителя должна подтверждаться морально и материально. В нашей школе в системе проводится работа по выдвижению лучших из лучших к награждению. В коллективе работают 2 Заслуженных учителя Республики Татарстан, один из которых директор школы Хаева З.А., 2 отличника просвещения - Ибрагимова Н.Ш., Сибгатуллина Ф.Р., учитель математики Каримуллина Р.Р. награждена нагрудным знаком “Почетный работник общего образования РФ”, 5 учителей награждены нагрудным знаком Республики Татарстан “За заслуги в образовании”. Учитель русского языка и литературы Ибрагимова Н.Ш. в 2006 году удостоена Гранта Президента РФ в рамках Приоритетного национального проекта “Образование”.
Из 30 учителей, работающих в школе на 1 сентября 2007 года 6 учителей (20 %) – учителя, имеющие высшую квалификационную категорию, 14 учителей (46 %) – учителя первой квалификационной категории. 27 учителей имеют высшее педагогическое образование, 3 – среднее специальное, один из которых обучается на заочном отделении Казанского государственного педагогического университета.
В течение четырех последних лет 25 учителей школы (91%) повысили свою квалификацию в области современных педагогических технологий в Институте развития образования Республики Татарстан и 1 учитель получил сертификат о краткосрочном повышении квалификации в Государственном образовательном учреждении Самарском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2 учителя начальных классов Набиуллина З.А. и Гайнутдинова З.Х. представили педагогический опыт на Всероссийском фестивале “Открытый урок”, 10 учителей школы (36%) обучались на проблемных курсах по новым образовательным технологиям, 4 учителя (14 %) прошли обучение в области компьютерных технологий по Программе Intel “Обучение для будущего”, 17 учителей (61 %) прошли обучение навыкам работы на персональном компьютере.
В школе разработаны авторские программы:
Интегрированного курса “Умение творить радость” (русский язык (развитие речи) и изобразительное искусство), авторы – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Ибрагимова Н.Ш. и учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории Нуриева Г.Г.
Интегративный курс “Здоровье” (“Дневничок-здоровячок”) для учащихся начальных классов, автор – учитель начальных классов высшей квалификационной категории Набиуллина З.А.
“В мире цветов” - программа дополнительного образования (кружка эколого-биологического направления), автор – Ибрагимова Н.Ш.
Новинкой в нашей школе с 2005 года стало оформление учительских портфолио. Если раньше вели тетради, в которых была отражена вся деятельность педагога, то сегодняшняя копилка педагога содержит весь его положительный опыт (победителей олимпиад, участие в педагогических семинарах, конкурсах и т.д.), то есть мы, заведомо настраиваем учителя на успешность.
Школа- это многообразный живой организм, который немыслим без управления.
В системе внутришкольного контроля необходимо отойти от сложившихся стереотипов, изменить технологию управленческого труда. Общеизвестно, что чем лучше администратор владеет теорией и практикой управления, тем легче ему будет работать, тем эффективнее будет его труд.
Создание индивидуального облика нашей школы – выявление оригинальности, особенности школы осуществляется на принципах объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу. Отношения учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.
В 2007 году школа приняла участие в Республиканском конкурсе “Красивая школа” и стала победителем в номинации “Школа взаимопонимания”.
Наша школа находится сейчас на втором этапе внедрения своей программы развития – этапе практическом, когда идет корректирование проектов, организация адаптивного учебно-воспитательного процесса, использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов обучения и воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков: эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке. Мы активно используем дифференциацию обучения ради школьников, ради развития их склонностей и способностей, а не в ущерб их личностному развитию.
В педагогическом коллективе необходима строгая согласованность действий всех членов педагогического коллектива. Педагогический коллектив должен выступать перед детским коллективом как нечто целое, недопустим разнобой в действиях руководителей, разное толкование тех или иных вопросов, разные требования к учителям. И только в таком коллективе можно говорить об успешности и результативности каждого учителя и коллектива в целом.