Цели:
- Дать представление о детской народной культуре как наследнице и хранительнице народной культуры взрослых.
- Развить познавательный интерес, творческую активность, речь.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к традициям своего народа.
Интеграция: с уроками чтения, ИЗО, художественного труда.
Оборудование:
- Выставка детского творчества на тему “Игрушка – моя подружка”, старинные современные куклы, игрушки – семейные реликвии, рисунки.
- Книга Открытий.
- Проигрыватель.
- Магнитофон.
- Запись оперы Чайковского “Щелкунчик”.
- Выставка книг.
Литература:
- М. Семенова “Мы – славяне”.
- М.Ю.Новицкая “Народоведение”. (Учебник)
- О.Л.Князева, Н.Д. Маханева “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”.
- В.Белов “Лад”.
- Энциклопедия “Все обо всем”.
- Энциклопедия “Я познаю мир (Игрушки, Культура)”.
Содержание работы:
У: Вступление. Урок народоведения.
Как хорошо начинать день с музыки! Давайте и мы начнем урок с песни, а пока она звучит, запишите число и тему.
Наш урок пройдет в форме устного журнала.
1-я СТРАНИЦА
Повторение : “Культура – историческая память народа”.
У: Что такое “культура”?
Ответы детей.
У: Культура – это атмосфера, которую создает человек для своего выживания в обществе. Общество тоже создает культуру. Ничего в культуре не уходило, все нанизывалось как пирамидка. Живя в этой атмосфере, человек творил. Какое творчество мы можем назвать коллективным? Почему? (Рисунки у автора)
Ответы детей.
У: Творцом народных произведений является не один человек, а весь народ, даже если исполняет произведения в определенный момент один конкретный человек, мастер. Все равно он повторяет в главном традиционный устоявшийся излюбленный сюжет, мотив, образ. Это и есть народное творчество, его можно назвать коллективным.
У: Что такое традиция? Как вы понимаете это слово?
Д: Традиция – это устойчивые привычки народа. Изучить традиции – значить изучить свой народ.
Как дерево не вырастает без корней, “завянет”, так станет беспомощным человек, оторвавшийся от традиций своего народа.
У: Какие произведения народной культуры вы знаете?
Д: а) Рукотворные (предметы быта, утварь, одежда, посуда, игрушки, все, что создано руками человека);
б) Нерукотворные – устное народное творчество (загадки, потешки, небылицы, поговорки, забавки, песни, скороговорки, считалки, песни хороводные, колыбельные).
У: Сегодня на уроке мы поговорим о маленькой частичке рукотворной культуры – игрушках.
2-я СТРАНИЦА “МОЙ ДОМ”
У: Дом – место, где кончаются все дороги, где человек может скрыться от непогоды и чужих взглядов, где живет его семья.
В любой точке земного шара нет ничего близкого, более желанного и родного, чем собственный дом. В доме живем мы и наши вещи, в родном доме нам пели колыбельные песни, забавляли потешками, читали сказки. Когда вам трудно и грустно, вы идете к самым родным и близким для вас – к родителям, или берете в руки свою любимую игрушку и доверяете ей свои тайны. У каждой из них очень богатая и интересная история.
3-я СТРАНИЦА “ИГРУШЕЧНЫЕ ИСТОРИИ”
У: Откройте учебники, рассмотрите рисунок на странице 19. Что вы можете сказать о них? Что их объединяет? Чем различаются?
Ответы детей: они различаются временем и особенностями своего происхождения, назначением – древним и новым.
У: Почему на верхнем рисунке изображена кукла без лица?
Рассуждения детей.
Ученик: СООБЩЕНИЕ О КУКЛЕ.
- Куклы укладывали рядом с самого рождения и приговаривали “Сонница – бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой”.
- Был такой обычай у древних наших предков славян приносить в жертву богам женщину. Но однажды пришло кому-то в голову предложить богам куклу. Эту куклу назвали Коллодией, отсюда поговорка “Ну ,что лежишь, как колода”.
- Куколкой – оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-либо напасти, ее брали в руки, трижды поворачивали против часовой стрелки и приговаривали : “Отвернись злом и повернись добром”. Эта традиция сохранилась и до сих пор – приглашать кукол на свадьбу, украшать ею свадебную машину.
Роль доброй феи выполняла кукла и в сказке (отрывок из сказки).
СТАРИННАЯ ПОГРЕМУШКА, плетеная из лозы – ШАРКУНОК.
ИГРУШКА “Щелкунчик” (сообщение, музыка).
МАТРЕШКА (сообщение).
КОНЬ – одна из самых любимых игрушек всех детей мира, олицетворяла солнце (сообщение, демонстрация).
ДЕРЕВЯННЫЕ КУБИКИ (сообщение, демонстрация).
4-я СТРАНИЦА “НЕРУКОТВОРНАЯ КУЛЬТУРА”
У: Эту песенку – игру любили рассказывать дети на посиделках, кто – грустно, стараясь разжалобить, кто – весело, стараясь рассмешить.
Листочки с текстом этой песенки у вас на столе, определитесь, кто из вас будет играть роль зайчика, кто автора, ознакомьтесь с текстом.
Дети парами инсценируют песенку.
Итог урока:
У: Как вы понимаете пословицу – “Копнешь поглубже, найдешь погуще”?
Рукотворная и нерукотворная культура любого народа хороши по-своему. В них есть то общее, что объединяет всех людей, несмотря на различия.
А эти слова: “Старина, старина к нам на диво пришла”?
Ответы детей.
Какая связь между детской народной культурой и взрослой?
Ответы детей.
У: Детская народная культура – наследница взрослой народной культуры. Что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? Какие тайны мы открыли?
Ответы детей.
Домашнее задание: Нарисовать персонажи песенки-игры.
У: Оценки: оцените свою работу на уроке (оценивают сами).
Мне очень понравилось как вы подготовились к этому уроку, я благодарю вас (вручаются благодарики). Все ваши сообщения мы поместим в классную книгу Открытий.
Сегодня у нас на уроке гости. “Гость на пороге – радость в доме”. Древней традицией славян было дарить друзьям звездочку, она называлась Вифлеемской звездой и приносила радость и счастье ( дети дарят звездочки), звучит музыка.