Цели урока:
- систематизировать, обобщить, расширить знания и умения учащихся, связанные с применением методов решения тригонометрических уравнений;
- способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний при решении тригонометрических уравнений, в том числе нестандартными способами;
- формировать познавательную мотивацию и эмоциональную включенность учащихся в учебный процесс;
- подготовить учащихся к контрольной работе по теме: “Приемы решения тригонометрических уравнений”.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор,
- карточки,
- рабочие листы с элементами самооценки,
- наборы заданий.
Ход урока
I. Организационный момент.
– На уроке поговорим о методах решения тригонометрических уравнений. Правильно выбранный метод упрощает решение, познакомимся с нестандартными приемами решений уравнений.
II. Устная работа.
Среди уравнений (указанных на экране) выберите те, которые решаются:
- приведением к квадратному;
- как однородное уравнение I степени;
- как однородное уравнение II степени;
- с помощью формул суммы и разности;
- понижением порядка;
- разложением на множители;
- методом вспомогательного угла;
- с помощью равенства одноименных функций.
Обсуждение проводится устно в быстром темпе, проговариваются некоторые ходы преобразований.
III. Самостоятельная работа №1 (на 2 варианта)
Цель – закрепить умения решать тригонометрические уравнения, дать возможность осознать учащимся собственные умения.
Методы: приведение к квадратному, разложение на множители, однородное уравнение, вспомогательный угол.
I вариант | II вариант |
Учащиеся работают на листах. Проверяется выполнение работы (см. на экран) и выставляются баллы за выполнение: по одному баллу за каждое правильно решенное уравнение.
IV. Систематизация приемов решения тригонометрических уравнений (у доски работают 6 учеников, показывая приемы решения уравнений (6 вариантов)). Задания на рабочих листах.
1-й ученик (I вариант). (графическим способом)
; . В одной системе координат построим графики функций и .
,
Ответ: ,
2-й ученик (II вариант). (универсальная подстановка)
Введение выражений для и через предполагает, что , т.е. . т.к. >0 =2; =1;
При универсальной подстановке может произойти потеря решений, т.к. D(sinx), D(cosx), D(tgx) разные, поэтому проверим, является ли решением уравнения (верно). Следовательно, , решение уравнения.
Ответ: .
3-й ученик (III вариант).
(Это однородное уравнение II степени). Так как среди решений уравнения нет таких x, при которых , то разделим обе части уравнения на , получим уравнение
Ответ:
4-ый ученик (IV вариант).
заменим где возведем (1) в квадрат, имеем: тогда (удовлетворяет условию ), тогда
Ответ: ,
5-й ученик (V вариант).
Это уравнение со сложным аргументом: . т.к. то . Тогда n = -2; -1; 0; 1; 2, тогда
, , , ,
(Объединяя, получаем ) (Объединяя, получаем ).
Ответ: .
6-й ученик (VI вариант).
Из свойств и следует, что следовательно, произведение тогда и только тогда, когда:
Решим систему (1): . (умножим на ), получаем: где , то дробь целое число, если отсюда, подставив в первое уравнение системы (1): т.е. где - решение системы (1).
Решим систему (2): ,
; ; . Данное уравнение не имеет решений в целых числах, т.к. но 52.
Ответ:
Выводы: Итак, при решении тригонометрических уравнений применяется графический метод, решение однородных уравнений II степени, способ “универсальная подстановка”, если уравнение содержит , то применяется замена , особое внимание необходимо обратить на решение уравнений со сложными аргументами, использование ограниченности функций и .
V. Самостоятельная работа №2 (3 уровня сложности на 2 варианта)
(Задания даются на экране)
Решите любые 3 уравнения из предложенных:
I вариант II вариант 1б 1б 2б 2б 3б 3б
VI. Работы – рабочие листы учащихся собираются, проверяются учителем, учитывается самооценка учащихся. Если вы набрали: 9-10 баллов – оценка “5”
7-8 баллов – оценка “4”
5-6 баллов – оценка “3”
VII. Работа учащихся в рабочих тетрадях.
Цель работы – ознакомить учащихся с нестандартными приемами решения тригонометрических уравнений.
Монотонность (через экран). Вспомним важные свойства монотонных функций, которые наиболее часто используются при решении уравнений:
10. Если функция строго возрастает (или строго убывает) на промежутке I, то для любого действительного числа Р уравнение = Р имеет на промежутке I не более одного корня.
20. Если функция строго возрастает на промежутке I, а функция строго убывает на том же промежутке, то = имеет на промежутке I не более одного корня.
30. Если функция строго возрастает (или убывает) на промежутке I и числа а и b принадлежат промежутку I, то равенство равносильно равенству а=b.
40. Если две функции и возрастают (или убывают) на промежутке I, то их сумма + возрастает (или убывает) на промежутке I.
50. Если две функции и , принимающие положительные значения, возрастают (или убывают) на промежутке I, то их произведение возрастает (или убывает) на промежутке I.
Найти все значения , для которых справедливо равенство (1) (см. на экран)
Функция строго возрастает на промежутке, как сумма возрастающих функций; функция - строго убывает на промежутке, следовательно (1) выполняется только при одном значении либо является ложным при всех , нетрудно догадаться (подбором), что , проверим:
Ответ:
2. Умножение обеих частей уравнения на одну и ту же тригонометрическую функцию (разбирается на доске). Решить уравнение: .
В уравнении раскроем скобки и преобразуем произведение в сумму, имеем: (1)
Умножим обе части уравнения (1) на , т.к. решения уравнения не являются решениями (1): .
Преобразуем произведения, стоящие в левой части уравнения:
тогда
Теперь исключим из найденных серий корней корни вида .
а) ясно, что n – четное число, т.е. поэтому
б) т.к. то но тогда
Ответ: , ,
Итог урока.
Подчеркивается значимость методов решения тригонометрических уравнений, которые позволяют быстро и рационально решать конкретные задачи. Оценка, полученная учащимися за данный урок, покажет насколько они готовы к контрольной работе. Даются указания к домашнему заданию: решить уравнение (раздаются карточки).
Найдите значения выражения где- наибольший отрицательный корень уравнения
(указание: обе части уравнения умножить на );
(указание: рассмотрите функцию , если );
Проблема: Можно ли решить уравнение, используя скалярное произведение векторов