Обучающие цели урока:
- Повторить теоретический материал по теме: “ Арифметическая и геометрическая прогрессия”.
- Закрепить умения и навыки решать задачи на применение формул суммы n-первых членов арифметической и геометрической прогрессий.
Развивающие цели урока:
- Развивать грамотность устной и письменной речи.
- Развивать навыки самопроверки.
Воспитывающие цели урока:
- Воспитание навыков коммуникативности (умение слушать и слышать других).
- Воспитание самостоятельности.
Оборудование урока:
Карточки-задания, проектор.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Фронтальный опрос.
1) Найдите разность арифметической прогрессии, первые четыре члена: 10; 8; ... .
2) Дайте определение арифметической прогрессии.
3) Найдите знаменатель геометрической прогрессии, первые четыре члена: 1; 2; … .
4) Дайте определение геометрической прогрессии.
5) Дана прогрессия: С1; 9; С3; 1;… .Найдите С1 и С3, если эта прогрессия:
а) арифметическая;
б) геометрическая, у которой С1 › 0.
3. Практическая часть.
На уроке перед тем, как приступить к решению задач, класс разбивается на три группы:
Первая группа – сильные по знаниям учащиеся.
Вторая группа – слабые по знаниям учащиеся.
Третья группа – остальные учащиеся.
Группы, получив задания, приступают к работе.
З а д а н и я:
Первая группа получает задания на карточках:
1) Найти сумму всех двузначных чисел.
2) Геометрическая прогрессия (bn) содержит восемь членов, причём b3=1, b4=2. Найдите b5 и сумму четырех последних членов.
Вторая группа выполняет задания из задачника (Мордкович А.Г.):
№ 439(а), № 440(а), № 500(а).
Третья группа получает задания на карточках:
1) Найти сумму, если её слагаемые – последовательные члены арифметической прогрессии:
-17 + (-14) + (-11) + … +13.
2) Сумма трех первых членов геометрической прогрессии (bn) равна 14. Найти b3 и b1, если q =2.
Учащиеся первой и третьей групп решают задания самостоятельно (один ученик из третьей группы – у откидной доски – для самопроверки решений).
По истечении времени учащимся первой группы предлагаются для самопроверки готовые решения через проектор, учащимся третьей группы – на откидной доске.
Решение задач учащимися второй группы контролируется учителем.
После проверки работ учащиеся выполняют задания на листе (с последующей сдачей на проверку):
Первая группа:
1) Найти сумму всех трехзначных чисел.
2) Найти сумму членов с третьего по шестой включительно геометрической прогрессии: 32; 16; … .
Вторая группа:
№ 439(б), № 440(б), № 550(б).
Третья группа:
1) Найти сумму, если её слагаемые – последовательные члены арифметической прогрессии:
-38 + (-33) + (-28) + … + 12.
2) Сумма четырех первых членов геометрической прогрессии равна 5, знаменатель прогрессии равен 2. Найти какие-нибудь два члена.
Листы с решением сдаются учителю на проверку.
Подведение итогов урока. Оценки за урок выставляются после проверки собранных работ.
Задание на дом. № 444, 503(б), 519(а).
Необязательное задание: № 475.