Тема урока: Театр Древней Греции.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Цель: закрепление знаний по данной теме.
Задачи:
образовательные:
- формирование у учащихся представления о театре Древней Греции;
- установление взаимосвязи между общественной жизнью страны и ее культурой.
воспитательные:
- повышение заинтересованности детей в овладении знаниями;
- формирование личностных качеств: ответственности, коллективизма.
развивающие:
- развитие мышления детей путем сравнения, наблюдения, обобщения;
- развитие творческого воображения, способностей, навыков импровизации;
- стимулирование творческой активности.
Форма: комбинированная.
Методы обучения:
- Словесные.
- Наглядные.
- Практические.
Структура урока:
- Организационный момент – 3 мин.
- Интеллектуальная игра – 38 мин.
- Подведение итогов – 4 мин.
Содержание урока:
I. Организационный момент. Приветствие. Вступительное слово педагога, объявление темы и цели урока.
Учитель:
Рада приветствовать отроков славных в стремлении пылком
Знания здесь закрепить о театре Эллады могучей.
Пусть же успех вам сопутствует ныне и радость открытий,
Творчество пусть не иссякнет и мысли волнения ради
Вам предстоит состязаться подобно эллинам, готовы?
Из предыдущих уроков вам известно, что театральные представления в Древней Греции проходили как соревнования авторов пьес, актеров. И что театр являлся делом государственной важности.
Поэтому и наше итоговое занятие имеет форму состязания команд, состоящего из трех туров.
- Теоретической разминки.
- Конкурса “пойми меня”.
- Домашнего задания.
Входными билетами на древнегреческое представление являлись жетоны. И наши команды за каждый правильный ответ получают жетон, а максимальная оценка в третьем конкурсе – 5 жетонов.
А судить соревнования будет жюри в составе …
Приступаем к I туру.
Вопрос для команды “Прометей” (поочередно задаются вопросы командам, за правильный ответ – 1 жетон).
Вопросы к первому туру:
- Укрепленная часть Афин, где находились храмы: Парфенон, Эрехтейон и другие святыни полиса (Акрополь).
- Город в Малой Азии, где некогда находился алтарь Зевса, украшенный рельефом с изображением гигантомахии (битва гигантов с олимпийскими богами).(Пергам).
- Великий поэт античности, которого изображали в виде слепого старца. (Гомер).
- Как древние греки называли свою страну? (Эллада).
- Один из наиболее почитаемых богов Древней Греции, из гимнов в честь которого (дифирамбов) постепенно развивалась драма (Дионис).
- Помещение для переодевания актеров в греческом театре (Скена).
- Имя юноши – бога, несущего младенца Диониса на воспитание нимфам (Гермес).
- Один из очагов античности, где в V веке до н.э. расцвела гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия (Афины).
- Автор величавых майр (богинь судьбы и древних греков), некогда украшавших восточный фронтон Пафенона, а ныне находящийся в Британском музее в Лондоне (Фидий).
- Находящаяся на возвышении крепость греческого города, его религиозный и политический центр (Акрополь).
- Воинственные женщины древнегреческих легенд (Амазонки).
- Места для зрителей в древнегреческом театре (театрон).
- Город, вокруг которого разворачиваются события в поэме Гомера “Илиада” (Троя).
- Материал, из которого построены храмы Афинского Акрополя (Мрамор).
- Имя богини, которой был посвящен храм в городе Эфесе, построенный в VI веке до н.э. одного из семи чудес света Честолюбец Герострат, желая обессмертить свое имя, сжег его в 356 г. до н.э. (Артемида).
- Площадка в греческом театре, где играли актеры (Орхестра).
- Лесное божество, спутник Диониса, атрибутами которого являются флейта и сосуд с вином (Сатир).
- У Артемиды – лань, у Афины – сова, у Зевса – … (Орел).
- Греческий бог, которого представляли первоначально в образе могучего бородатого мужчины в длинной одежде, затем начиная с V века до н.э. в виде красивого юноши в виноградном венке, а иногда младенцем на руках Гермеса (Дионис).
- Какой термин был принят во Франции в XVIII веке для обозначения культурного наследия Древней Греции и Рима (Античность).
- Бог – кузнец у древних греков (Гефест).
- У Посейдона – трезубец, у Артемиды – колчан со стрелами, у Афины – копье и … (Щит).
- Театр в Древней Греции считался делом государственной важности, поэтому за организацию представления отвечал – … (Архонт – высшее должностное лицо города).
- Архонт назначал богатого горожанина , который брал на себя расходы за представление. У каждого поэта он был свой – … (Хорег).
Вопросы к второму туру:
Итак, второй тур предполагает не только наличие теоретических знаний, но и навыков общения языком жестов. Я полагаю, что вы хорошо помните все 12 подвигов Геракла.
А сейчас я приглашаю по одному участнику от команд и шепотом сообщаю один из подвигов.
Ваша задача языком жестов объяснить название подвига своей команде. Если команда Вас понимает, то Вы получаете заслуженный жетон, а зрители массу удовольствия.
Подвиги Геракла.
- Немейский лев.
- Лернейская гидра.
- Стимфалийские птицы.
- Керинейская лань.
- Эриманфский кабан и битва с кентаврами.
- Скотный двор царя Авгия.
- Критский бык.
- Кони Диомеда.
- Пояс Ипполиты.
- Коровы Гериона.
- Цербер.
- Яблоки Гесперид.
Вопросы к третьему туру:
3 тур носит название “На празднестве Диониса”.
Учитель: Это было домашнее задание. Вам предлагалось выбрать один из фрагментов жизни Диониса и показать его на сцене примерно так, как это выглядело бы в V веке до н.э. на Афинской орхестре.
Самое время подвести итоги. Слово жюри.
Учитель:
Отроки смелые, вам и хвала и награда по чести
Будьте и впредь в состязаниях столь интересны.
Список литературы
- Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство 4,3. Музыка. Театр. Кино. Главный редактор В.А. Володин – М. Аванта +. 2001. стр. 235, 240, 263–266.
- “Я познаю мир”. Детская энциклопедия. Театр. И.А. Андрианова – Голицина. М. ООО “Фирма издательство АСТ”. 2000. стр. 7–19.
- Г. Бояджиев. “От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров” М. “Просвящение”.1981. стр. 16–25.
- Н.Кулаковская, Л. Кулаковский “С маской, бубном и гудком”, М. Всесоюзное издательство “Советский композитор” 1983. стр. 14–19.
- Н.А. Кун “Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях”. Греко-Латинский кабинет Ю.А. Шичалина. М. 1992. стр. 5–270.
- В. Брун., М. Тильке “История костюма”. ЭКСМО.М. 1996. стр. 9–11, 62–69.
- З.Н. Барышникова “Зарубежное искусство в кроссвордах”. Издательство Фонда Автозаводского района “Развитие через образование”, издательский дом “Довгань”, п/п “Современник”. Тольятти. 1995. стр.4–37.