Открытый урок по теме "Театр Древней Греции"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема урока: Театр Древней Греции.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Цель: закрепление знаний по данной теме.

Задачи:

образовательные:

  • формирование у учащихся представления о театре Древней Греции;
  • установление взаимосвязи между общественной жизнью страны и ее культурой.

воспитательные:

  • повышение заинтересованности детей в овладении знаниями;
  • формирование личностных качеств: ответственности, коллективизма.

развивающие:

  • развитие мышления детей путем сравнения, наблюдения, обобщения;
  • развитие творческого воображения, способностей, навыков импровизации;
  • стимулирование творческой активности.

Форма: комбинированная.

Методы обучения:

  1. Словесные.
  2. Наглядные.
  3. Практические.

Структура урока:

  1. Организационный момент – 3 мин.
  2. Интеллектуальная игра – 38 мин.
  3. Подведение итогов – 4 мин.

Содержание урока:

I. Организационный момент. Приветствие. Вступительное слово педагога, объявление темы и цели урока.

Учитель:

Рада приветствовать отроков славных в стремлении пылком
Знания здесь закрепить о театре Эллады могучей.
Пусть же успех вам сопутствует ныне и радость открытий,
Творчество пусть не иссякнет и мысли волнения ради
Вам предстоит состязаться подобно эллинам, готовы?

Из предыдущих уроков вам известно, что театральные представления в Древней Греции проходили как соревнования авторов пьес, актеров. И что театр являлся делом государственной важности.

Поэтому и наше итоговое занятие имеет форму состязания команд, состоящего из трех туров.

  1. Теоретической разминки.
  2. Конкурса “пойми меня”.
  3. Домашнего задания.

Входными билетами на древнегреческое представление являлись жетоны. И наши команды за каждый правильный ответ получают жетон, а максимальная оценка в третьем конкурсе – 5 жетонов.

А судить соревнования будет жюри в составе …

Приступаем к I туру.

Вопрос для команды “Прометей” (поочередно задаются вопросы командам, за правильный ответ – 1 жетон).

Вопросы к первому туру:

  1. Укрепленная часть Афин, где находились храмы: Парфенон, Эрехтейон и другие святыни полиса (Акрополь).
  2. Город в Малой Азии, где некогда находился алтарь Зевса, украшенный рельефом с изображением гигантомахии (битва гигантов с олимпийскими богами).(Пергам).
  3. Великий поэт античности, которого изображали в виде слепого старца. (Гомер).
  4. Как древние греки называли свою страну? (Эллада).
  5. Один из наиболее почитаемых богов Древней Греции, из гимнов в честь которого (дифирамбов) постепенно развивалась драма (Дионис).
  6. Помещение для переодевания актеров в греческом театре (Скена).
  7. Имя юноши – бога, несущего младенца Диониса на воспитание нимфам (Гермес).
  8. Один из очагов античности, где в V веке до н.э. расцвела гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия (Афины).
  9. Автор величавых майр (богинь судьбы и древних греков), некогда украшавших восточный фронтон Пафенона, а ныне находящийся в Британском музее в Лондоне (Фидий).
  10. Находящаяся на возвышении крепость греческого города, его религиозный и политический центр (Акрополь).
  11. Воинственные женщины древнегреческих легенд (Амазонки).
  12. Места для зрителей в древнегреческом театре (театрон).
  13. Город, вокруг которого разворачиваются события в поэме Гомера “Илиада” (Троя).
  14. Материал, из которого построены храмы Афинского Акрополя (Мрамор).
  15. Имя богини, которой был посвящен храм в городе Эфесе, построенный в VI веке до н.э. одного из семи чудес света Честолюбец Герострат, желая обессмертить свое имя, сжег его в 356 г. до н.э. (Артемида).
  16. Площадка в греческом театре, где играли актеры (Орхестра).
  17. Лесное божество, спутник Диониса, атрибутами которого являются флейта и сосуд с вином (Сатир).
  18. У Артемиды – лань, у Афины – сова, у Зевса – … (Орел).
  19. Греческий бог, которого представляли первоначально в образе могучего бородатого мужчины в длинной одежде, затем начиная с V века до н.э. в виде красивого юноши в виноградном венке, а иногда младенцем на руках Гермеса (Дионис).
  20. Какой термин был принят во Франции в XVIII веке для обозначения культурного наследия Древней Греции и Рима (Античность).
  21. Бог – кузнец у древних греков (Гефест).
  22. У Посейдона – трезубец, у Артемиды – колчан со стрелами, у Афины – копье и … (Щит).
  23. Театр в Древней Греции считался делом государственной важности, поэтому за организацию представления отвечал – … (Архонт – высшее должностное лицо города).
  24. Архонт назначал богатого горожанина , который брал на себя расходы за представление. У каждого поэта он был свой – … (Хорег).

Вопросы к второму туру:

Итак, второй тур предполагает не только наличие теоретических знаний, но и навыков общения языком жестов. Я полагаю, что вы хорошо помните все 12 подвигов Геракла.

А сейчас я приглашаю по одному участнику от команд и шепотом сообщаю один из подвигов.

Ваша задача языком жестов объяснить название подвига своей команде. Если команда Вас понимает, то Вы получаете заслуженный жетон, а зрители массу удовольствия.

Подвиги Геракла.

  1. Немейский лев.
  2. Лернейская гидра.
  3. Стимфалийские птицы.
  4. Керинейская лань.
  5. Эриманфский кабан и битва с кентаврами.
  6. Скотный двор царя Авгия.
  7. Критский бык.
  8. Кони Диомеда.
  9. Пояс Ипполиты.
  10. Коровы Гериона.
  11. Цербер.
  12. Яблоки Гесперид.

Вопросы к третьему туру:

3 тур носит название “На празднестве Диониса”.

Учитель: Это было домашнее задание. Вам предлагалось выбрать один из фрагментов жизни Диониса и показать его на сцене примерно так, как это выглядело бы в V веке до н.э. на Афинской орхестре.

Самое время подвести итоги. Слово жюри.

Учитель:

Отроки смелые, вам и хвала и награда по чести
Будьте и впредь в состязаниях столь интересны.

Список литературы

  1. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство 4,3. Музыка. Театр. Кино. Главный редактор В.А. Володин – М. Аванта +. 2001. стр. 235, 240, 263–266.
  2. “Я познаю мир”. Детская энциклопедия. Театр. И.А. Андрианова – Голицина. М. ООО “Фирма издательство АСТ”. 2000. стр. 7–19.
  3. Г. Бояджиев. “От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров” М. “Просвящение”.1981. стр. 16–25.
  4. Н.Кулаковская, Л. Кулаковский “С маской, бубном и гудком”, М. Всесоюзное издательство “Советский композитор” 1983. стр. 14–19.
  5. Н.А. Кун “Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях”. Греко-Латинский кабинет Ю.А. Шичалина. М. 1992. стр. 5–270.
  6. В. Брун., М. Тильке “История костюма”. ЭКСМО.М. 1996. стр. 9–11, 62–69.
  7. З.Н. Барышникова “Зарубежное искусство в кроссвордах”. Издательство Фонда Автозаводского района “Развитие через образование”, издательский дом “Довгань”, п/п “Современник”. Тольятти. 1995. стр.4–37.