Цели урока:
- Обобщить, систематизировать и расширить знания детей по теме урока.
- Развивать интерес к школьным предметам, творческий потенциал у учеников.
- Формировать коммуникативные навыки и волевые качества личности.
- Воспитывать познавательную активность.
Тип урока: интегрированный, творческий.
Оборудование: доска, полка для экспозиций, компьютер, проектор, презентация урока.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Предлагаемые темы проектов:
- Лягушка в мифологии (презентация).
- Народные приметы и суеверия о лягушках (газета).
- Лягушачьи песни (презентация).
- Лягушки в медицине (буклет).
- Это интересно … (музеи, памятники, скульптуры о лягушках) (презентация).
- Подарки и сувениры о лягушках (презентация).
- Удивительная жизнь лягушек (газета).
- Поздравительные открытки: День Святого Валентина, 8 Марта, Выпускнику, С Новым годом.
- Экспозиция из бумаги “На болоте”.
- Расчет прыжка лягушки (физика, презентация).
- Создание рисунка лягушки на языке программирования с элементами анимации.
- Французская кухня (буклет).
ХОД УРОКА
Учитель математики: Сегодня на уроке мы заканчиваем с вами тему “Функция”.
Функции мы всюду встречаем на практике, функции описывают движения, физические явления. Они встречаются в технике, геометрии, механике, химии, экономике и т.д. изучаю функцию, мы изучаем конкретные явления, которые они описывают. Одна и та же функция может описывать явления различной природы и тем самым объединить в себе закономерности, которым эти явления подчиняются.
Приведем примеры некоторых функций (ребята называют примеры функций).
На основе работ Декарта, Ньютона, Лейбница сформировалось понятия функции, которые в течение многих лет остаются инструментом изучения окружающего мира с помощью математики.
Проложим и мы свою математическую тропинку в интересный, загадочный окружающий мир.
На прошлых уроках в системе координат с помощью перечисленных функций, мы построили загадочные графики, и получили новую фигуру – лягушку. <Рисунок 1>
Работа была трудная, кропотливая, требовала четких и твердых знаний, т.к. надо было построить 40 графиков. Дома вы проделали самостоятельную работу, и с помощью графиков логарифмических, степенных и показательных функций, вы построили глаза и украсили грудку лягушки.
Назовите функции, которые вам помогли в этом (учащиеся называют функции, придуманные дома).
В зависимости от вашей фантазии, вы выполнили рисунок в цвете. При этом по применению цветовой гаммы можно судить о вашем внутреннем мире, и даже психологическом состоянии.
А сегодня мы заканчиваем эту работу, а вы должны на основе полученных знаний, дать небольшую характеристику своему животному.
Учитель информатики: Итак, тема нашего урока “Проектная деятельность на уроках математики с использованием информационных компьютерных технологий”
Сегодня на уроке мы будем создавать мультимедийную энциклопедию “В мире лягушек” (Приложение 1).
Каждый видел лягушек или жаб, но далеко не все задавались вопросом: Так ли важны эти маленькие существа?
Поэтому основополагающий вопрос нашего урока – Так ли важны эти маленькие существа?
Перед собой мы поставим и попытаемся ответить на следующие проблемные вопросы:
- Какова роль лягушки в истории человечества?
- Достойна ли лягушка уважения и симпатии?
- Допустимо ли рассматривать лягушку лишь как подопытный организм или продукт для гурманов?
В конце нашего урока мы определим лучшие работы.
Учитель математики: Сегодня наш проект должен охватить все предметные области, которые вы видите на экране. Итак, область первая – биология.
Учитель информатики: Лягушка не так проста, как это кажется на первый взгляд. На самом деле это – одна из самых древних жительниц нашей планеты. В жизненном цикле превращения икринки через головастика в лягушку прослеживается целая философия, воплощение круговорота жизни.
Доклад: “Удивительная жизнь лягушек и жаб”
Учитель математики: Область вторая – Мифология.
В схеме древа лягушка подобно черепахе, рыбе или какому либо морскому животному, держит на своей спине мир, в других – выступает как открывательница некоторых важных космологических элементов.
Презентация: “Лягушка в мифологии” (Приложение 2).
Учитель информатики: Следующая область – фольклор.
Сидит Матрёна на мокрена, не говорит – ещё терпима, а как речь начнёт, всё досада возьмёт.
Презентация: “Лягушачьи песни” (Приложение 3).
Учитель математики: Лягушка – действительно интересный и желанный объект генерации идей для современных российских мастеров изобразительного искусства
Поэтому следующая область – народное творчество. Для живописцев, графиков, керамистов, кукольников, дизайнеров, ювелиров и многих других художников лягушка по истине стала счастливым талисманом.
Презентация: “Подарки и сувениры о лягушках” (Приложение 4).
Поздравительные открытки: День Святого Валентина, 8 Марта, Выпускнику (Приложение 5).
Экспозиция из бумаги “На болоте” <Рисунок 2>.
Учитель информатики: Область 5 – В мире интересного…
Во многих странах, есть целые музеи, посвященные охране лягушек в живой природе. В России до последнего времени эта тема оставалась затронутой лишь частично. К счастью, уже сейчас, пробуждается симпатия к земноводным. Этому способствует и программа Правительства Москвы по очистке пойм малых речек, протекающих на территории города, восстановлению экологической среды, благоприятной для обитания исконных жителей этих мест.
Презентация: “Это интересно” (Приложение 6).
Учитель математики: Следующая область – кулинария.
Большие грустные глаза
С надеждой смотрят на тебя.
Когда не станем презирать
Когда же будем охранять?
Её лапки в ресторанах поедают,
Тоннами во Францию с юга поставляют.
Буклет: “Французская кухня” (Приложение 7).
Учитель информатики: Следующая область информатика и физика
Физика – Презентация “Расчет прыжка лягушки” (Приложение 8).
Информатика – анимационная картинка, созданная в любом языке программирования.
Учитель математики: Область 8 – медицина.
Уже более сотни лет, с первых опытов Скалланцани, существуют гипотезы насчет “самозарождения” лягушек в человеческом теле с вредными последствиями:
- лягушка как источник болезни;
- прикосновение к жабе может вызвать бородавки на коже человека;
- выделения жаб можно использовать от бородавок.
Буклет: “Лягушка в медицине”
Учитель информатики: Смешение понятий о реальной биологии земноводных и имитационной магии привело к тому, что жабы и лягушки повсеместно использовались в колдовстве, считались ведьмовским созданиями: без них не обходилось приготовление амулетов и любовных напитков. Итак, область – народные приметы и суеверия.
Доклад: “Народные приметы и суеверия о лягушках”
Учитель математики: Итак, услышав все выше сказанное, какой же можно сделать вывод? (Вывод формулируют ребята)
Учитель информатики: Роль лягушки в истории человечества оказывается далеко не маловажной, а иногда и решающей, но главное – вполне достойной уважения и симпатии.
Не случайно, зеленый цвет лягушки – цвет созидания и самой жизни!
Учитель математики: А сейчас вернемся к нашей лягушке, построенной на уроке. Последний спецэффект – с помощью одной выбранной пословицы вы должны охарактеризовать свою лягушку. Зачитайте пожеланию.
Пословицы:
- В своем болоте и лягушка поет.
- Лягушек бояться – в реке не купаться.
- Лягушке волом не быть, сколько воды ни пить.
- Лягушка и та говорит: "Ах, если бы речка, где я сижу, поглубже была!”
- Лягушечка курлычет, свой животик веселит.
- Лягушке волом не быть, сколько воды не пить.
- Как не дуйся лягушка, а до вола далеко.
- Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, по-блошьи прыгает, по-человечьи плавает.
- Холодный как лягушка.
- Не страшны лягушке пушки.
(Ребята выбирают пословицу наиболее подходящую к своей лягушке, записывают и зачитывают)
Учитель информатики: Вот урок наш близится к концу, проведем рефлексию. Согласно лозунгу “Лягушки всех болот, объединяйтесь!” вы должны оценить свое состояние сегодня на уроке и занять соответствующую лилию. <Рисунок 3>
(Все участники подходят к плакату и помещают лягушку на ту лилию, которая им более подходит)
Учитель информатики: Нам нужно заполнить последнюю страницу нашей мультимедийной энциклопедии. А сейчас каждый присутствующий на уроке должен оценить увиденные работы и помочь выбрать лучшую. Для этого у вас у каждого есть жетон, подойдите к наиболее понравившейся вам теме и отдайте свой голос.
(Проводится подсчет жетонов и награждение победителей)
Учителя вручают победителям в качестве призов лягушек разного цвета:
- красный – за храбрость и мужество при защите своей работы;
- желтый – за богатый собранный материал;
- зеленый – за надежду и изобилие информации.