Интегрированный урок (математика + информатика) по теме "Проектная деятельность на уроках математики с использованием информационной компьютерной техники"

Разделы: Математика, Информатика


Цели урока:

  1. Обобщить, систематизировать и расширить знания детей по теме урока.
  2. Развивать интерес к школьным предметам, творческий потенциал у учеников.
  3. Формировать коммуникативные навыки и волевые качества личности.
  4. Воспитывать познавательную активность.

Тип урока: интегрированный, творческий.

Оборудование: доска, полка для экспозиций, компьютер, проектор, презентация урока.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Предлагаемые темы проектов:

  1. Лягушка в мифологии (презентация).
  2. Народные приметы и суеверия о лягушках (газета).
  3. Лягушачьи песни (презентация).
  4. Лягушки в медицине (буклет).
  5. Это интересно … (музеи, памятники, скульптуры о лягушках) (презентация).
  6. Подарки и сувениры о лягушках (презентация).
  7. Удивительная жизнь лягушек (газета).
  8. Поздравительные открытки: День Святого Валентина, 8 Марта, Выпускнику, С Новым годом.
  9. Экспозиция из бумаги “На болоте”.
  10. Расчет прыжка лягушки (физика, презентация).
  11. Создание рисунка лягушки на языке программирования с элементами анимации.
  12. Французская кухня (буклет).

ХОД УРОКА

Учитель математики: Сегодня на уроке мы заканчиваем с вами тему “Функция”.

Функции мы всюду встречаем на практике, функции описывают движения, физические явления. Они встречаются в технике, геометрии, механике, химии, экономике и т.д. изучаю функцию, мы изучаем конкретные явления, которые они описывают. Одна и та же функция может описывать явления различной природы и тем самым объединить в себе закономерности, которым эти явления подчиняются.

Приведем примеры некоторых функций (ребята называют примеры функций).

На основе работ Декарта, Ньютона, Лейбница сформировалось понятия функции, которые в течение многих лет остаются инструментом изучения окружающего мира с помощью математики.

Проложим и мы свою математическую тропинку в интересный, загадочный окружающий мир.

На прошлых уроках в системе координат с помощью перечисленных функций, мы построили загадочные графики, и получили новую фигуру – лягушку. <Рисунок 1>

Работа была трудная, кропотливая, требовала четких и твердых знаний, т.к. надо было построить 40 графиков. Дома вы проделали самостоятельную работу, и с помощью графиков логарифмических, степенных и показательных функций, вы построили глаза и украсили грудку лягушки.

Назовите функции, которые вам помогли в этом (учащиеся называют функции, придуманные дома).

В зависимости от вашей фантазии, вы выполнили рисунок в цвете. При этом по применению цветовой гаммы можно судить о вашем внутреннем мире, и даже психологическом состоянии.

А сегодня мы заканчиваем эту работу, а вы должны на основе полученных знаний, дать небольшую характеристику своему животному.

Учитель информатики: Итак, тема нашего урока “Проектная деятельность на уроках математики с использованием информационных компьютерных технологий”

Сегодня на уроке мы будем создавать мультимедийную энциклопедию “В мире лягушек” (Приложение 1).

Каждый видел лягушек или жаб, но далеко не все задавались вопросом: Так ли важны эти маленькие существа?

Поэтому основополагающий вопрос нашего урока – Так ли важны эти маленькие существа?

Перед собой мы поставим и попытаемся ответить на следующие проблемные вопросы:

  • Какова роль лягушки в истории человечества?
  • Достойна ли лягушка уважения и симпатии?
  • Допустимо ли рассматривать лягушку лишь как подопытный организм или продукт для гурманов?

В конце нашего урока мы определим лучшие работы.

Учитель математики: Сегодня наш проект должен охватить все предметные области, которые вы видите на экране. Итак, область первая – биология.

Учитель информатики: Лягушка не так проста, как это кажется на первый взгляд. На самом деле это – одна из самых древних жительниц нашей планеты. В жизненном цикле превращения икринки через головастика в лягушку прослеживается целая философия, воплощение круговорота жизни.

Доклад: “Удивительная жизнь лягушек и жаб”

Учитель математики: Область вторая – Мифология.

В схеме древа лягушка подобно черепахе, рыбе или какому либо морскому животному, держит на своей спине мир, в других – выступает как открывательница некоторых важных космологических элементов.

Презентация: “Лягушка в мифологии” (Приложение 2).

Учитель информатики: Следующая область – фольклор.

Сидит Матрёна на мокрена, не говорит – ещё терпима, а как речь начнёт, всё досада возьмёт.

Презентация: “Лягушачьи песни” (Приложение 3).

Учитель математики: Лягушка – действительно интересный и желанный объект генерации идей для современных российских мастеров изобразительного искусства

Поэтому следующая область – народное творчество. Для живописцев, графиков, керамистов, кукольников, дизайнеров, ювелиров и многих других художников лягушка по истине стала счастливым талисманом.

Презентация: “Подарки и сувениры о лягушках” (Приложение 4).

Поздравительные открытки: День Святого Валентина, 8 Марта, Выпускнику (Приложение 5).

Экспозиция из бумаги “На болоте” <Рисунок 2>.

Учитель информатики: Область 5 – В мире интересного…

Во многих странах, есть целые музеи, посвященные охране лягушек в живой природе. В России до последнего времени эта тема оставалась затронутой лишь частично. К счастью, уже сейчас, пробуждается симпатия к земноводным. Этому способствует и программа Правительства Москвы по очистке пойм малых речек, протекающих на территории города, восстановлению экологической среды, благоприятной для обитания исконных жителей этих мест.

Презентация: “Это интересно” (Приложение 6).

Учитель математики: Следующая область – кулинария.

Большие грустные глаза
С надеждой смотрят на тебя.
Когда не станем презирать
Когда же будем охранять?
Её лапки в ресторанах поедают,
Тоннами во Францию с юга поставляют.

Буклет: “Французская кухня” (Приложение 7).

Учитель информатики: Следующая область информатика и физика

Физика – Презентация “Расчет прыжка лягушки” (Приложение 8).

Информатика – анимационная картинка, созданная в любом языке программирования.

Учитель математики: Область 8 – медицина.

Уже более сотни лет, с первых опытов Скалланцани, существуют гипотезы насчет “самозарождения” лягушек в человеческом теле с вредными последствиями:

  • лягушка как источник болезни;
  • прикосновение к жабе может вызвать бородавки на коже человека;
  • выделения жаб можно использовать от бородавок.

Буклет: “Лягушка в медицине”

Учитель информатики: Смешение понятий о реальной биологии земноводных и имитационной магии привело к тому, что жабы и лягушки повсеместно использовались в колдовстве, считались ведьмовским созданиями: без них не обходилось приготовление амулетов и любовных напитков. Итак, область – народные приметы и суеверия.

Доклад: “Народные приметы и суеверия о лягушках”

Учитель математики: Итак, услышав все выше сказанное, какой же можно сделать вывод? (Вывод формулируют ребята)

Учитель информатики: Роль лягушки в истории человечества оказывается далеко не маловажной, а иногда и решающей, но главное – вполне достойной уважения и симпатии.

Не случайно, зеленый цвет лягушки – цвет созидания и самой жизни!

Учитель математики: А сейчас вернемся к нашей лягушке, построенной на уроке. Последний спецэффект – с помощью одной выбранной пословицы вы должны охарактеризовать свою лягушку. Зачитайте пожеланию.

Пословицы:

  1. В своем болоте и лягушка поет.
  2. Лягушек бояться – в реке не купаться.
  3. Лягушке волом не быть, сколько воды ни пить.
  4. Лягушка и та говорит: "Ах, если бы речка, где я сижу, поглубже была!”
  5. Лягушечка курлычет, свой животик веселит.
  6. Лягушке волом не быть, сколько воды не пить.
  7. Как не дуйся лягушка, а до вола далеко.
  8. Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, по-блошьи прыгает, по-человечьи плавает.
  9. Холодный как лягушка.
  10. Не страшны лягушке пушки.

(Ребята выбирают пословицу наиболее подходящую к своей лягушке, записывают и зачитывают)

Учитель информатики: Вот урок наш близится к концу, проведем рефлексию. Согласно лозунгу “Лягушки всех болот, объединяйтесь!” вы должны оценить свое состояние сегодня на уроке и занять соответствующую лилию. <Рисунок 3>

(Все участники подходят к плакату и помещают лягушку на ту лилию, которая им более подходит)

Учитель информатики: Нам нужно заполнить последнюю страницу нашей мультимедийной энциклопедии. А сейчас каждый присутствующий на уроке должен оценить увиденные работы и помочь выбрать лучшую. Для этого у вас у каждого есть жетон, подойдите к наиболее понравившейся вам теме и отдайте свой голос.

(Проводится подсчет жетонов и награждение победителей)

Учителя вручают победителям в качестве призов лягушек разного цвета:

  • красный – за храбрость и мужество при защите своей работы;
  • желтый – за богатый собранный материал;
  • зеленый – за надежду и изобилие информации.