Активизировать процесс обучения младших школьников на уроках окружающего мира помогает такая форма проведения урока, как конкурсно-познавательная игра.
В течение всего времени проведения игры дети активны и заинтересованы. Этому способствует как доступность и посильность содержания, так и форма проведения - игра-соревнование.
В процессе коллективного обсуждения вопросов дети учатся слушать друг друга, принимать совместные решения, переживают одинаковые эмоциональные состояния.
Содержание игры позволяет не только выявить и закрепить знания детей о природе, но и пробуждает интерес к дальнейшему её изучению с помощью различных источников (художественная и научно-познавательная литература, собственные наблюдения, беседы с компетентными взрослыми и сверстниками, посещение краеведческого музея, просмотр телевизионных фильмов и передач, видеофильмов, Интернет).
В оборудовании игры кроме карточек игрового поля обязательно должен присутствовать зрительный ряд - изображения объектов природы, о которых говорится в содержании (рисунки, фотографии, муляжи и т.д.). Мы стараемся использовать мультимедийный показ слайдов.
“В гостях у Осени” (1 класс)
I. Вступление (на фоне музыки):
- Отгадайте, к какому времени года мы пришли сегодня в гости.
Днём тепло и солнце светит,
Утром холодно теперь.
Жёлтый листик спрыгнул с ветки
И стучится в мою дверь.
- Ребята, вы любите осень? За что? (ответы детей)
- А что значит любить это время года? (ответы детей)
- Верно. А ещё любить - это знать и понимать особенности этого замечательного времени года. Сейчас Осень предлагает вам принять участие в необычной игре.
II. Знакомство с правилами.
-Игровое поле выглядит так:
Явления природы | 1 | 2 | 3 | 4 |
Птицы | 1 | 2 | 3 | 4 |
Деревья | 1 | 2 | 3 | 4 |
Грибы | 1 | 2 | 3 | 4 |
Звери | 1 | 2 | 3 | 4 |
За каждым числом спрятан вопрос. Все вопросы разделены по темам (читаю названия). Чем число больше, тем труднее вопрос. За каждый правильный ответ вы получаете соответствующее число очков. Если ответ неверен, очков нет. Цель нашей игры - определить лучших “знатоков”.
Предлагаю разделиться на 3 команды (по рядам; по желанию). Команды отвечают по очереди, на обдумывание коллективного ответа даётся не более 10 секунд, в случае неверного ответа вопрос переходит к следующей команде.
Итак, первым начнёт тот, кто вспомнит и повторит стихотворные строки, прозвучавшие в самом начале нашей встречи.
III. Содержание игры.
Явления природы
- Это явление природы чаще бывает осенью. Летом его называют тёплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. (Дождь)
- Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные узоры, а затем сбрасывают листву. (Листопад)
- Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе, а иногда на белую, непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. (Туман)
- Это явление неживой природы, при котором температура воздуха понижается ниже 0° в тёплое время года. Верная примета этого явления - лёд на лужах. Чаще всего это бывает осенью и весной, очень-очень редко - летом. (Заморозки)
Птицы
- Почему осенью от нас улетают перелётные птицы? (Зимой для них нет основной пищи - насекомых)
- Осенью птицы собираются в большие группы для перелёта в тёплые страны. Как называются эти группы птиц? (Стаи)
- Какие перелётные птицы летят клином (углом)? (Журавли)
- Что является “четвёртым лишним”: стриж, соловей, дятел, ласточка? (Дятел, остальные - перелётные птицы)
Деревья
- Отгадайте загадку: “Сидит - зеленеет, падает - желтеет, лежит - чернеет” (Лист дерева, кустарника)
- Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины, черёмухи)
- У какого из этих деревьев осенью не происходит никаких изменений: берёзы, сосны, лиственницы? (У сосны - хвойного дерева)
- Почему осенью листья на многих деревьях меняют цвет? (Осенью в листьях прекращают образовываться питательные вещества. Оставшееся в листе живое вещество умирает, при этом окрашиваясь в красный и жёлтый цвета, но эти красивые краски - цвета умерших листьев, и растение легко их сбрасывает)
Грибы
- Отгадайте загадку: “В роще у берёзки повстречались тёзки”. (Подберёзовики)
- Чем грибы не похожи на растения? (У них нет листьев и цветков, а есть шляпка, ножка и грибница под землёй, похожая на тончайшие белые нити)
- Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка - шляпка снизу белая, внизу на ножке разорванный мешочек)
- Почему в лесу нельзя пинать мухоморы? (Мухомор нужен всем: и растениям, и животным, и людям. Его едят слизни, белка откусывает по маленькому кусочку, сорока. А лоси могут проглотить по 5-6 мухоморов за один раз - это лекарство. Соснам и другим деревьям он помогает расти, срастаясь своей грибницей с их корнями. Отдаёт деревьям часть воды и питательных веществ, которые всасывает для себя из почвы. А для человека это сигнал: где есть мухоморы - жди белых грибов.)
Звери
- Какой крупный зверь осенью усиленно питается, нагуливая жир? (Медведь)
- У какого зверя в листопад появляются детёныши? (У зайца, детёнышей так и называют листопаднички)
- Узнайте зверя по изображению. У него щека вместо мешка. (Бурундук)
- Готовятся ли бобры к зиме? (Возле своих домиков они складывают большие кучи упавших деревьев. Замёрзнет зимой пруд, а бобры будут сидеть в своём жилище и с удовольствием грызть кору и ветки деревьев)
IV. Подведение итогов. Команда-победитель определяется по сумме набранных очков.
“Собирают осенью урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов!”
Награждение всех участников игры осенними дарами, победителям - Похвальный лист.
V. Рефлексия.
- Ребята, что вы можете сказать о своих знаниях осенней природы? (Знаем ещё не всё)
К каким источникам информации вы можете обратиться? Что вам поможет расширить и уточнить ваши знания? (Свои наблюдения в природе, чтение книг, фильмы и т. д.)
VI. Представление книжной выставки.
- Здесь вы можете выбрать замечательные произведения детских отечественных писателей и поэтов, а также научно-познавательные книги.
VII. Заключение.
Очень добрым, очень светлым
Золотистым ясным днём
Побывали у Осени все мы,
Скоро к Зимушке в гости пойдём.
“Насекомые” (2 класс)
I. Вступление
-Сегодня наша игра посвящена самому многочисленному классу животных. Учёные описали примерно около двух миллионов их видов. О ком идёт речь?
Как вы думаете, где не живут насекомые? (На самом деле насекомые живут везде: на воде и под водой, на земле и под землёй, в траве и в древесине; одни из них умеют летать, другие ползать, третьи прыгать или бегать)
-Предлагаю вам проверить ваши знания о насекомых Земли. Познакомьтесь с темами:
Узнай по описанию | 10 | 20 | 30 |
Названия | 10 | 20 | 30 |
Почему? | 10 | 20 | 30 |
Что будет… | 10 | 20 | 30 |
Узнай по изображению | 10 | 20 | 30 |
II. Знакомство с правилами.
За каждым числом спрятан вопрос. Чем число больше, тем труднее вопрос. За каждый правильный ответ вы получаете соответствующее число очков. Если ответ неверен, очков нет. Цель нашей игры - определить лучших “знатоков” насекомых.
Предлагаю разделиться на 3 команды (по рядам; по желанию). Команды отвечают по очереди, на обдумывание коллективного ответа даётся не более 10 секунд, в случае неверного ответа вопрос переходит к следующей команде.
Итак, первым начнёт тот, кто правильно выберет число, которое можно соотнести с темой “насекомые”: 10, 8, 6. (У всех насекомых по 6 ног)
III. Содержание игры.
Узнай по описанию
10. Их жилище представляет собой сложное многоэтажное сооружение из различных ходов и камер, где размещаются яйца, личинки и куколки живут взрослые особи, несущие различные обязанности: рабочие, солдаты и т. д. (Муравьи)
20. С мая до осени летают эти прожорливые насекомые над заросшими берегами рек и речушек. Добычу они ловят ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками, в полёте согнуты и сближены так, что получается “ловчая корзина”. (Стрекозы - самые прожорливые хищники среди насекомых)
30. В древности о нашествиях этого насекомого писали: “Земля перед ней как цветущий сад, позади неё - дикая пустыня!” (Саранча)
Названия
10. От какого слова произошло слово “насекомое”? (От слова “насекать”, “насечка”. Если внимательно рассмотреть брюшко крупного насекомого, то можно увидеть на нём полоски, словно брюшко насечено)
20. Откуда появилось название “божья коровка”? (Этого жучка назвали из-за белой неприятно пахнущей жидкости, которую он выделяет при опасности)
30. Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются? (Хрущи майский и июньский)
Почему?
10. Почему люди не любят колорадского жука? (Он откладывает яйца, из которых выводятся личинки, на картофеле, баклажанах, томатах. Личинки могут начисто съесть все листья растения)
20. Почему водомерка не тонет и легко бежит по воде? (Всё её тело и лапы покрыты мелкими волосками, смоченными жиром. Волоски не намокают)
30. Почему тлю называют “муравьиной коровой”? (Тли сосут из растений соки, при этом выделяют на брюшке сладкую капельку - падь. Муравей-пастух слизывает эту капельку, наполняет зобик и бегает к муравейнику, кормит голодных муравьёв)
Что будет …
10. Что будет с птицами, если исчезнут насекомые? (Начнут погибать все насекомоядные птицы)
20. Что будет с растениями, если исчезнут насекомые? (Начнут исчезать, потому что многие растения без насекомых-опылителей не смогут образовать плоды и семена)
30. Что будет с лесом, если исчезнут насекомые-санитары? (Без жуков-могильщиков тела погибших от болезней или умерших своей смертью птиц и зверьков будут загрязнять лес. Лес станет больным)
Узнай по изображению
10. Жук-олень (рисунок)
20. Бабочка-адмирал (рисунок)
30. Богомол (рисунок)
IV. Подведение итогов. Команда-победитель определяется по сумме набранных очков.
-Как называется наука, изучающая насекомых? (Энтомология)
Звание “лучшие энтомологи” сегодня завоевала команда…
VI. Представление книжной выставки.
- О каких ещё насекомых вы хотели бы узнать? В этом вам помогут эти книги: …
Где ещё помимо этих книг вы можете получить интересующую вас информацию?
“В тундре” (3 класс)
I. Вступление - песня “Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним …”
- Предлагаю вам, ребята, отправиться в удивительную природную зону, которая предшествует зоне лесов, если двигаться с севера на юг. Догадались? Хочется проверить свои знания? Тогда начинаем знакомиться с темами: …
Да или нет? | 100 | 200 | 300 | 400 |
Растительный мир | 100 | 200 | 300 | 400 |
Животный мир | 100 | 200 | 300 | 400 |
Жители тундры | 100 | 200 | 300 | 400 |
Почему? | 100 | 200 | 300 | 400 |
II. Повторение правил игры.
- Первым начнёт тот, кто назовёт значение слова “тундра” в переводе с финского языка. (Безлесная, голая возвышенность)
III. Содержание игры.
Да или нет?
100. Есть ли в тундре деревья? (Да, но они очень низкие - карликовые)
200. Правда ли, что в тундре зимой солнце над горизонтом поднимается на очень небольшую высоту? (Нет. Зимой в тундре полярная ночь)
300. Есть ли тундра в Америке? (Да)
400. Правда ли, что в тундре находится самое холодное место всего Северного полушария? (Да. В районе г.Оймякон находится “полюс холода”, там были отмечены температуры в -70°С)
Растительный мир
100. Этим кормятся олени. (Ягель - это лишайник)
200. Какая ягода не растёт в тундре? а) малина; б) голубика; в) морошка
300. Почему немногочисленные деревья в тундре имеют низкорослые формы? (Недостаток тепла, слабое поступление влаги из почвы к побегам через корни, находящиеся вблизи слоя вечной мерзлоты, постоянно дующие сильные ветры делают невозможным рост нормальных деревьев)
400. Каким образом растения в тундре в условиях короткого полярного лета имеют возможность осуществить полный цикл развития (семя - проросток - взрослое растение, которое цветёт - растение с плодами и семенами)? (Летом растения успевают пройти только часть цикла развития, на зиму они остаются под снегом в законсервированном состоянии с вполне развитыми листьями и почками. Будучи вечнозелёными, после перезимовки они быстро заканчивают свой жизненный цикл: приносят плоды и дают семена)
Животный мир
100. Какие животные в основном питаются леммингами? (Песцы)
200. Для чего ноги птиц в тундре к зиме покрываются густыми перьями? (Чтобы не проваливаться в снегу)
300. Какие животные с наступлением зимы откочёвывают на юг, в лесотундру? (Зайцы, белые куропатки, олени)
400. Кого в тундре переизбыток? (Гнуса - мелкой мошкары, комаров, от которых нет житья ни людям, ни животным. Когда человек проходит сквозь тучу мошкары, на миг остаётся среди общей черноты свободное поле его очертаний)
Почему?
100. Почему на поверхности почвы летом в тундре много озёр и болот? (Почва не успевает оттаять, слабое испарение)
200. Почему именно в тундру весной прилетают для гнездования большие стаи самых разнообразных водоплавающих птиц? (Изобилие корма - комаров, мошек, оводов, который птицы добывают на протяжении большей части суток)
300. Почему оленеводы в тундре вынуждены постоянно кочевать? (Олений корм - ягель, как и всё в тундре, растёт очень медленно Должно пройти 10-15 лет, прежде чем восстановится съеденное оленями пастбище. Люди вслед за оленями вынуждены перемещаться с места на место)
400. Почему в тундре построены большие промышленные города, ведь основное занятие местных жителей - охота и оленеводство? (Население городов: Воркуты, Тикси, Норильска занимается добычей полезных ископаемых, найденных в тундре: угля, железа, никеля, меди, газа, апатитов)
IV. Подведение итогов. Команда-победитель определяется по сумме набранных очков.
- Звание “лучшие знатоки тундры” сегодня присуждается команде …
- Ребята, в какое время года вам хотелось бы побывать в тундре? Почему?
V. Просмотр части видеофильма “Природные зоны России”
- Что-то новое сегодня узнали? Предлагаю вам закрепить ваши знания, совершив путешествие в эту необыкновенную природную зону.