Урок-обобщение "Южная Америка"

Разделы: География


Цель:

  • обобщить знания о материке.
  • проследить общие закономерности развития всей природы, характерные для изученного материка.
  • развивать умение обобщать,анализировать, применять полученные знания, для более полного изучения материала работать с дополнительной литературой и другими источниками информации.
  • развивать творческие способности и логическое мышление учеников, учить применять свои знания и умения на практике.

Оборудование: физическая карта мира, тематические карты Южной Америки, атласы, картины с видами природы материка (животные и растения, природные зоны материка и т. д.), выставка экспонатов, “подарки” команд, дорожные сумки, сезонные вещи, костюмы для представлений,   таблица оценок конкурса, жетоны, черный ящик.

Ход урока

1. Учитель ставит перед учениками цели на урок, говорит о необычности материка, читает отрывок стихотворения Р.Рождественского:

Да осенит Вас Южный Крест,
Названия-
Почти как музыка.
Хибарки посредине мусора,
Да осенит Вас Южный Крест…
Стада, уставшие пастись,
Голодно-царственные гаучо.
И птицы – крохотнее бабочек,
И бабочки – с размахом птиц…

Кроме того можно прочесть описание природы этого материка:

“Леса Амазонки – это страна лиан. Они стелются по земле, взбираются на стволы, перебрасываются с ветки на ветку, с одного дерева на другое, снова сползают на землю, исчезают в чаще…” ( А.Фидлер)

“…здешняя растительность не только отличалась от той, к которой он привык в Европе, она еще менялась на глазах в зависимости от высоты: внизу цветущие банановые, финиковые и кокосовые пальмы и другие тропические растения, а у горных вершин – лишайники и мхи, подобные тем, какие живут в холодных регионах Лапландии”. (Г.Скурла)

Учитель представляет членов жюри. Хорошо если члены этого жюри будут ученики из более старших классов, хорошо знающие материал повторения. В нашем случае это были ученики 10 класса, которые посещали предметный кружок и были подготовлены учителем к судейству. Школа занималась в две смены, поэтому ученики 10 класса пришли на урок обобщения без ущерба для своих занятий.

Учитель или кто-то из членов жюри знакомит команды с системой оценок конкурсов. Так же обращается внимание на таблицу, в которой будут фиксироваться результаты каждого конкурса. Поскольку ученики к обобщению готовятся заранее, в таблицу вносятся и названия каждой из команд. Заранее учитель может выбрать одну из оценочных систем - система оценок, система баллов, система жетонов и так далее.

2. Конкурс "Разминка"

Командам поочередно предлагается придумать по одному предложению, где было бы указано на особенности Южной Америки. Например:

  • Материк входит в состав части света Америки.
  • Самый влажный материк.
  • Амазонка – самая полноводная река мира.
  • Аквариумные рыбки гуппи – родом из реки Амазонки.
  • Титикака – крупнейшее высокогорное озеро мира.
  • Самая крупная и тяжелая летающая птица в мире – кондор.
  • Анаконда – самая крупная змея в мире.
  • Виктория-регия – гигантская кувшинка Амазонки, выдерживает вес ребенка. и даже подростка.

3. Конкурс "Получите - распишитесь"

Команды готовят друг другу подарки заранее, имеющие отношение к Южной Америке. При этом свой презент команда выносит в черном ящике и, не называя содержимого, старается объяснить, почему выбран именно этот подарок, а команда, которой он преподносится, должна угадать его. Например:

“Мы дарим вашей команде этот подарок потому, что в долгие зимние вечера, когда все реки и озера покрыты льдами, наш подарок согреет ваши души своей подвижностью и веселым нравом. Но вместе с тем не потребует большого ухода”.

Ответ: дарят баночку с рыбками гуппи.

“ Мы дарим вам портрет “второго Колумба”

Ответ: портрет Александра Гумбольдта.

“ То, что мы вам дарим очень ценно, но в горах Андах его очень много. От того эти горы так и называются”

Ответ: медная проволока или медная монета.

4.Конкурс "Их родина - Южная Америка"

Команды представляют свои экспонаты на заранее подготовленной выставке. При этом учитывается как правильность выбранного экспоната, так и качество оформления на выставке и сама презентация. Например:

“Это растение называют вторым хлебом. В Европе это растение появилось в Испании и Англии благодаря Колумбу, а в России появилось во второй половине 18 века .Петр 1 прислал мешок с плодами из Голландии. Блюда из этого растения подавали сначала только на банкетах, но в наши дни он растет на каждом огороде”.

Демонстрируется картофель, чипсы, пюре картофельное, крахмал картофельный.

“ Из плодов этого растения индейцы готовили напиток, который называли “напитком богов”, потому что он придавал силу и смелость. Европейцы стали в напиток добавлять сахар и сливки. Теперь эти плоды и продукция, полученная из них, широко используется в кулинарии”.

Демонстрируется порошок какао, шоколад, пирожные или печенье, сгущенное какао.

“Испанцы привезли это растение из Южной Америки и пробовали из его семян готовить кофе. К сожалению никто, это кофе пить не стал, но зато сейчас масло из них используют при приготовлении салатов, майонеза, выпечки, конфет”.

Демонстрируются подсолнечные семечки, халва, козинаки, масло.

5. Конкурс "Все познается в сравнении"

К этому конкурсу команды готовятся заранее. В зависимости от уровня подготовки класса можно дать задание полностью для всего класса – если уровень подготовки высокий, можно разделить задание на части и тогда каждая команда готовит только узко свой материал. Форма выступления команд тоже может быть разной – выступает один член команды по вопросу, выступают несколько участников команды, выступают все участники со своими сообщениями.

На магнитную доску крепится карта с рисунком “Очертания материков в древнее время”.

Участники от каждой команды прикрепляют на рисунке магнит с изображением индейца в том месте, где находился этот материк в древнее время. Затем ученики подходят к физической карте полушарий и сравнивают рельеф изученных материков, которые были когда-то одним целым. Одна команда говорит сначала о рельефе Южной Америки, а другие о рельефе Африки или Австралии. При этом рассказ начинается словами: “По сравнению с Южной Америкой….” и так далее.

Так же каждая из групп демонстрирует сравнение полезных ископаемых на изученных материках, подчеркивая сходство и различия.

6. Конкурс "Туристическое агенство"

На магнитной доске крепится климатическая карта Южной Америки. На столах стоят дорожные сумки, одной надпись “Январь”, на другой – “Июль”. Содержимое сумок готовили члены команд заранее, туда положили вещи или аксессуары которые, по мнению членов команды, должны пригодиться туристам в определенный месяц в определенном месте. Если команд больше, чем две, то сумок будет больше, но с указанием тех же месяцев. В этом случае выбираются несколько мест для путешествий туристов. Участники команд могут специально положить в сумки те вещи, которые не пригодятся туристам.

Участники команды подходят к сумке соперников, рассматривают содержимое и “представитель туристического агентства” комментирует правильность выбранных вещей, аксессуаров. При этом обязательно ученики должны ссылаться на температуру данного месяца в данном месте и количество выпадающих осадков. Например:

Одна команда путешествует в январе в национальном парке Жау, другая – в июле, третья – приглашена в город Буэнос-Айрес в январе, четвертая путешествует по острову Огненная Земля в июле.

7. Конкурс "Стихо-шок"

Этот конкурс является заключительным и наиболее эмоциональным и творческим. Учитель должен умело подвести учеников к выплеску этих эмоций с учетом возможностей каждой команды. Можно предложить детям непросто прочитать стихи, но и костюмировать и инсценировать их.

В самом начале изучения материка детям предлагалось с помощью родителей , учителей литературы, возможно и самим попробовать сочинить стихи об особенностях материка. Возможен вариант, когда на каждом уроке дается 1-2 минуты после изучения темы для записи следующих строчек стихотворения , которые были навеяны материалом урока, новыми открытиями. Дети сами до начала урока на доске писали нехитрые рифмы навеянные материалами прошлого урока. Ими могли воспользоваться все желающие. Вот что получилось у некоторых учеников:

Амазонка, как шаловливая девчонка,
Между гор течет, да все песни веселые поет,
А сама – то глубока полноводная река.
Хоть и мутная вода,
Жизнь несет в себе она.
Там красивые кувшинки в тихих заводях цветут.
Пресноводные дельфины в ней играючи живут.
А лама надела панаму , и ходит довольная лама.
Вдруг бежит к ней броненосец, лесной местный письмоносец,
Он несет письмо из Краснодара от ее братишки ягуара.

Итоги урока.

Подводятся итоги урока в зависимости от выбранной формы оценок каждого конкурса. Совсем не обязательно подсчитав итоги каждой команды в цифровом выражении выставить за урок команде набравшей большее количество баллов оценку “5”, а по мере уменьшения баллов снижать оценку за урок. Чаще всего я устанавливаю “сетку”. Допустим , если команда набирает от 35 до 30 баллов, ставится оценка “5” и так далее. Опыт показывает, что к таким урокам в большинстве случаев дети готовятся в полную силу, и несправедливо, если команда подобралась более слабая и разница составляет 1-2 балла ставить отметку ниже.

На таком уроке даже слабые ученики могут внести свой посильный вклад в общее дело команда. Самое простое, что они могут сделать, например, подобрать вещи для путешествия или подарок для конкурса “ПОЛУЧИТЕ - РАСПИШИТЕСЬ” или прочесть или рассказать пояснение к нему и многое другое. На такой урок обобщения ученики идут без страха получить плохую оценку, а в итоге все ученики уходят с урока с чувством значимости себя в получении высокой отметки для всей команды.

Если в школе есть параллельные классы, актив кабинета географии может выпустить итоговый бюллетень об успехах каждого класса, как по количеству баллов, так и по оценкам, отметить лучших знатоков Южной Америки. Все с удовольствием читают такую информацию, сравнивают, получают возможность сделать вывод о качестве подготовки самого себя к прошедшему уроку и последующим.