Цели урока:
- оценка умений и навыков, связанных с основными свойствами параболы;
- развитие познавательных потребностей и способностей учащихся;
- воспитание ответственного отношения к учебе.
Задачи урока: связать все имеющие у учащихся знания в систему, помочь выйти на более высокий уровень.
Тип урока: урок тестирования.
Форма организации обучения: комбинированная.
Методические рекомендации к уроку: на данном уроке используются тесты двух уровней. Часть А – это тесты теоретической направленности, их цель проверить усвоение базового материала. Тесты части В содержат вопросы практической направленности. Уровень С составлен для учащихся, интересующихся математикой.
Математическое содержание темы: свойства квадратичной функций.
Предварительная подготовка к уроку: составление тестов по теме и обобщающего опорного конспекта.
Оборудование урока: тесты на печатной основе.
Этапы проведения урока.
- Орг. момент. Мотивация учебной деятельности школьников.
- Воспроизведение опорных знаний с помощью графического диктанта.
- Обобщение материала. Систематизация понятий.
- Тестирование.
- Итог урока. Рефлексия. Дифференциация материала.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Мотивация с помощью девиза. Объявление содержания урока.
2. Графический диктант.
Верно ли, что парабола, являющаяся графиком указанной квадратичной функции, имеет следующие свойства?
- Парабола у = 4 – х2 симметрична относительно оси ординат и ее ветви направлены вниз.
- Парабола у = х2 + 2х симметрична относительно прямой х = 1 и ее ветви направлены вверх.
- Парабола у = - х2 + 2х симметрична относительно прямой х = 1 и ее ветви направлены вверх.
- Парабола у = 2х2 + х симметрична относительно прямой х = - 1 ?2 и ее ветви направлены вверх.
- Парабола у = х – 2х2 симметрична относительно прямой х = 0,25 и ее ветви направлены вниз.
Код ответа для самопроверки. ___^^ ^^ __ ^^
Вопросы для обсуждения.
- Объясните, почему вы выбрали такие ответы? (да, нет, нет, да, нет) Обоснования заслушиваются последовательно по каждому случаю.
- Чем отличается первый график от остальных? ( нули функции, область значений и промежутки, при которых y > 0; y < 0 )
- Как была определена ось симметрии в предложенных задачах?
- Что можно сказать о промежутках возрастания и убывания второй и третьей парабол?
- Какие параболы имеют максимальное значение, какие минимальное?
- Изобразите схематично в тетради правильное расположение всех парабол.
Ученики работают в тетрадях. Учитель готовит материал для обобщения.
Учитель. | Свойства квадратичной функции. |
Х ? (- ; + ); | 1. Область определения функции: |
У ? [-4; ); | 2. Область значений функции: |
У = 0, если Х1 = 0; Х2 = 4; | 3. Нули функции: |
X ? [2; ) и (- , 2]; | 4. Промежутки возрастания и убывания функции: |
У > 0; Y < 0:Y > 0, X ? (-; 0)U(4; ); Y < 0, X ? (0; 4); Y > 0, X ? (0; 4); | 5. Промежутки, в которых функция |
Ymin = -4, если X = 2; | 6. Экстримальные точки: |
Тестирование приложение №1
Урок № 4. Девиз урока: “ Математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению”. ( В. Каверин)
Цели урока:
- На примере линейной функции ознакомить учащихся с основными свойствами функций;
- Оценить качество знаний учащихся по теме “ Линейная функция”;
- Воспитание ответственного отношения к учебе.
Задачи урока: изучение нового материала, с одновременным повторением ранее изученного материала.
Тип урока: комбинированный.
Форма организации обучения: индивидуальная.
Методические рекомендации к уроку: на данном уроке используются тесты, по структуре схожие с тестами ЕГЭ. Тесты уровневые, уровень Б отличается от уровня А не только сложностью, но и особой формулировкой вопросов. Олимпиадный уровень в части С. Использован прием кодовое слово. Этот прием помогает учителю оперативно увидеть ошибку и указать на нее ученику. С помощью кодового слова у педагога есть возможность выстраивать меж предметные и внутри предметные связи. Это надежная подготовка к “малому” ЕГЭ. При тестировании, ученик имеет право самостоятельно выбирать уровень ответов, решение заданий из части С выполнять дома.
Предварительная подготовка к уроку: подготовка ученика с сообщением о возрастании и убывании линейной функции, составление тестов, таблички с решением номеров для консультации.
Оборудование урока: тесты на печатной основе.
Этапы проведения урока.
- Орг. момент. Мотивация учебной деятельности школьников.
- Воспроизведение опорных знаний.
- Объяснение нового материала. Систематизация старого материала.
- Диагностическое тестирование.
- Консультация по выполнению домашней работы.
Ход урока
1. Орг. момент. Мотивация с помощью девиза.
2.Воспроизведение опорных знаний через устную, фронтальную работу.
Вопросы для повторения.
1. Разбейте функции, заданные с помощью формул на группы:
У= 2х – 3; У = х2 -3; У = -5х; У = 4 – 0,5х; У = х / 2; У = 2 / х; У = (1 – х)х.
Возможные варианты:
- линейная функция: у = кх + в;
- прямая пропорциональность: у = кх;
- другие…
2. Линейная функция задана формулами: у = 2х – 3 и у = - 3х + 7.
- найдите точку пересечения графиков; А( 2;1)
- какому из данных графиков принадлежит точка В(-70;-143)?
- задайте формулой функцию, график которой параллелен графику первой функции и пересекает ось ОХ в точке, с координатой, равной 7, проходит через начало координат.
- установите, под каким углом они наклонены к положительному направлению оси абсцисс;
- выясните, в каком случае значения у возрастают ( убывают ) с возрастанием х.
Опрос проходит в быстром темпе, отвечают желающие. Цель данной работы – систематизировать имеющие знания.
2. Выступление ученика с сообщением, при каком условии линейная функция является возрастающей, при каком, убывающей. (по тексту учебника )
3. Найдите ошибку на рисунках.
А. у = 2 х + 3
Б. у = 0,5х
В. у = -х – 2
Г. у = -х
Данное задание и таблица, помогают учителю провести обобщение материала о линейной функции. .
Рис1.
Рис 2.
Учитель. | Ученики. |
1.Y = kx + b, если k > 0; | Y = kx + b, если k < 0. |
2.Область определения: х ? (-; ); | х ? (-; ); |
3. Область значений: у ? (-;); | у ? (-;); |
4. Нули функции: у = 0, при х = - b/k, k 0; | при х = - b / k, k0; |
5.Функция, возрастающая на всем промежутке; | убывающая, при любом х; |
6. у > 0, если х ? (- b/k ; ); | у > 0, если х ? (- , - b/k ); |
у < 0, если х ? (- , - b/k ); | у < 0, если х ? (- b/k ; ); |
Линейная функция не имеет экстремальных точек.
Особое внимание графикам функции, содержащим знак модуля. На рис. 1. у = ¦kx + b ¦, на рис. 2 y = k ¦x¦+ b.
Обращается внимание на то, что такие графики строятся с учетом понятия модуль числа, а не по точкам.
4. Тестирование. Цель тестирования – выявить пробелы в знаниях, чтобы знать, на что необходимо обратить особое внимание при самоподготовке. Приложение №2
5.Слово учителя. В учебнике(пункт2) широкий спектр заданий, связанных с понятием линейная функция. № 13- построение графиков, №№ 33 – 37-свойства линейной функции; №№156; 177- дифференцированное задание – графики функций, содержащих знак модуля.
Хочу обратить ваше внимание на рисунки. Они останутся висеть на стенде и помогут вам при самоподготовке.