Цель: Развитие кругозора и творческих способностей учащихся.
Тип урока: Урок получения новых знаний на основе обобщения имеющихся.
Задачи:
- Систематизация знаний по теме и их адаптация к изучению проблемы.
- Развитие воображения и творческого мышления.
- Развитие навыков сотрудничества.
Оборудование: проектор, экран, презентации
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учителем учащихся. Объявление темы, целей, формы проведения урока, сюжетной линии урока.
Сюжетная линия урока:
1. (презентация 1 слайды с 1 по 13 )
Созвездия
Звёзды, звёзды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор.
И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
Неотрывно в купол синий
Мог глядеть он до утра.
Мы живем более жизнью космоса,
Чем жизнью Земли, так как космос бесконечно
Значительнее Земли по своему объему, массе, времени…
(К.Э.Циолковский)
Астрономы древности разделили звездное небо на созвездия. Большая часть созвездий, названных во времена Гиппарха и Птолемея, имеет названия животных или героев мифов.
Созвездием называют участок неба в пределах некоторых границ. Различают 88 созвездий. Путь Солнца за год проходит через 12 созвездий, они называются зодиакальными:
Зодиак
(1961 г Валишин Ю.И.)
Взглянув на пояс зодиака
Мы в январе увидим Рака,
А в феврале заметим Льва.
Хранителем его была
В холодном марте злая Дева,
Соседка Льва по небу слева.
Весы купив себе в апреле,
Они спокойно жить хотели
Но в марте страшный Скорпион
У них отнял покой и сон.
Его убил Стрелец прекрасный,
Отца июня сын несчастный,
В июле ж братец Козерог
Сон Льва и Девы уберег,
А в августе на много дней
Приехал дядя Водолей.
Из Рыб уху он в сентябре
Варил и кушал на дворе,
Зажарил Овна в октябре,
Тельца зарезал в ноябре
А в декабре, в конце концов,
Родилась пара Близнецов.
В 1603 г Иоганн Байер начал обозначать самые яркие звезды буквами греческого алфавита. Самые яркие звезды имеют собственные названия: Вега, Спика, Полярная, Сириус и т.д.
До изобретения компаса звезды были основными ориентирами : именно по ним древние мореходы и путешественники находили нужное направление. Астронавигация (ориентирование по звездам) сохранила свое значение и в наш век спутников и атомной энергии.
Она необходима для штурманов, капитанов, космонавтов и пилотов. Навигационными называют 25 ярчайших звезд : Альтаир, Спика, Сириус, Арктур и т.д.
Самая известная группа звезд в северном полушарии – Ковш Большой Медведицы.
Созвездие Большой Медведицы может служить хорошим помощником для запоминания ярчайших звезд Северного полушария.
2.(презентация 2, выход на нее с 13 слайда по гиперссылке “Легенды”) Презентация идет по замкнутому циклу, выход Esc.
Легенды о созвездиях.
Большая Медведица: Юпитер влюбился в нимфу Калисто, но из-за гнева богини Дианы ему пришлось превратить ее в Большую Медведицу, а ее любимую собаку в Малую Медведицу. У Калисто был сын Аркад , который вырос и стал страстным охотником. Во время охоты встретив медведицу и не узнав в ней мать он чуть не убил ее. Появившийся вовремя Юпитер перенес их обоих на небо в виде созвездий Большой Медведицы и Волопаса. Рядом с ним его собаки созвездие Гончих псов.
Волосы Вероники: Правил страной пирамид Птолемей 3 , основатель Александрийской библиотеки. Его жена Вероника славилась волосами сказочной красоты. Их воспевали поэты, из-за дальних морей стекались увидеть чудо красоты цари и жрецы. Птолемей во главе армии уходит в поход. Тщетно ждет мужа Вероника. Отчаявшись, она дает обет: если царь вернется, она отстрижет волосы и пожертвует их храму богини любви. В разгар победного пира волосы из храма исчезают. Царь хочет казнить жрецов, но вмешался придворный астролог:
- Не гневайся царь мой! –Воскликнул старик. –
И выслушай волю небес.
Тебе, повелитель, богиня дарит
Великое чудо чудес!..
Цефей и Кассиопея: это родители Андромеды. Красавица Кассиопея похвасталась своей красотой перед морскими нимфами, чем обидела их. Бог моря Посейдон, чтобы успокоить нереид и наказать Кассиопею, напустил на берег Эфиопии страшное чудовище, опустошавшее страну. Желая умилостивить Посейдона, Цефей вынужден был приковать свою дочь Андромеду к скале, отдав ее на съедение чудовищу. В созвездии Кассиопеи обнаружен самый мощный после Солнца, источник радиоволн.
Персей : сын Зевса и Данаи. Отец Данаи узнал от оракула, что должен погибнуть от руки внука. Чтобы избежать этого он заключил внука вместе с матерью в бочку и бросил в море, которое прибило его к острову, которым правил злобный царь Полидект. Персей вырос, царь поручил ему добыть голову одной из горгон – Медузы. Персей получил от Афины медный щит, от Гермеса – острый меч, а от нимф три подарка – шлем-невидимку, сандалии с крыльями, волшебную сумку. Персей убил Медузу, из ее крови взвился в небо конь Пегас. На обратном пути Персей спас Андромеду.
Корабль Арго : одно из самых больших созвездий неба. Это корабль на котором аргонавты предприняли поход за Золотым Руном ( ныне созвездие Овна). Корабельным лекарем аргонавтов был Асклепий (созвездие Змееносец) Змея в его руке – символ врачевания, мудрости. В искусстве врачевания он не имел себе равных : ему случалось даже умерших возвращать к жизни. Но это нарушало порядок установленный богами, поэтому Зевс поразил его молнией и затем обратил в созвездие.
Созвездие Лебедя лежит на раздвоении Млечного Пути. По сказаниям это великий певец Орфей, обращенный после смерти в Лебедя и вознесенный на небо. Рядом с ним созвездие Лиры, это лира Орфея, с которой он музыкой усмирял хищных зверей, сдвигал камни, заставлял сгибаться ветви деревьев. Орфей считался создателем музыки и поэзии.
Прочитать фрагмент “Космической сказки”.
Космическая сказка (фрагмент)
Окрашен космос в чёрный цвет.
Поскольку атмосферы нет.
Ни ночи нет, ни дня.
Здесь нет земной голубизны.
Здесь виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.На севере звезда видна,
И называется она
Полярною звездой.
Она надёжный друг людей,
И две Медведицы при ней
Среди космических огней
Всё ходят чередой.Невдалеке притих Дракон.
Косится на Медведиц он.
Жует концы усов.
И долго наблюдал Орёл,
Как тощий Волк куда-то брёл
И стороною обошёл
Созвездье Гончих Псов.Спокойно спал небесный Лев,
Раскрыв свой страшный львиный зев
(Со львами не шути!)
Кит к Андромеде подплывал.
Пегас стремительно скакал,
И гордо Лебедь пролетал
По Млечному Пути.Кого-то Гидра стерегла.
Ведь Гидра Гидрою была
Спокон веков, друзья!
Через гигантский небосвод
Она таинственно ползет.
Кого же Гидра стережёт?
Сказать пока нельзя.А возле Млечного Пути,
Где ни проехать, ни пройти.
Лежит огромный Рак.
Лежит в космической пыли,
Слегка клешнями шевелит
И всё за Гидрою следит.
(Рак, видно, не дурак!)Здесь Ворон крыльями махал.
Из пепла Феникс воскресал.
Хвост распушал Павлин,
Здесь извивалася Змея,
Лисички бегали, резвясь,
И Рысь сидела, притаясь.
Певца спасал Дельфин.Жираф вышагивал, как Бог,
Вот Заяц, вот Единорог,
Журавль, Хамелеон.
И Голубь с Ящерицей есть...
Нет, видно, мне не перечесть
Всех этих сказочных существ.
Кем космос заселён.
Цитируется по изданию:В.П.Лепилов "Космическая сказка"Астрахань:"Волга", 1992, стр.34-35
3. Математический калейдоскоп. (презентация 3 (слайды с 1 по 15), выход на нее по гиперссылке “Математика”)
Повторение темы “Координатная плоскость” в виде математического диктанта с выбором ответа.
4. Работа в тетрадях. (презентация 3 слайд 16, фоновая музыка) по окончанию работы в тетрадях выход на следующий слайд нажатием левой клавиши мышки.
Выполняются задания индивидуально по карточкам.
Дидактический материал для урока.
Созвездие “Большая Медведица” (-15;-7),
(-10;-5), (-3;-6), (6;-6) |
Созвездие “ Цефея” (0;5), (-1;4), (-2;1), (1;-1),
(6;-1) |
Созвездие “Андромеды” (-2;9), (0;7), (1;4),
(2;-2) |
Созвездие “ Кассиопеи” (-5;0), (-3;2), (-1;0), (1;0), (3;-2) |
Созвездие “Весы” (1;5), (-2;4), (-5;5) |
Созвездие “Льва” (2;5), (1;4), (0;4),(-1;3),
(-1;2),(-5;1) |
Созвездие “ Лебедь” (-3;4), (-2;2), (0;0), (2;-2),
(5;-3) |
Созвездие “ Персея” (-5;-3), (-2;-2), (0;-1), (1;1),
(1;3) |
5. Демонстрация творческих работ учащихся и сопоставление их с изображениями на экране. (презентация 3, слайды с 17 по 24) выход .
6. Рефлексия.