А синуса график волна за волной
По оси абсцисс убегает.Из студенческой песни.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: вывод формул зависимости между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла (числа); обучение применению этих формул для вычисления значений синуса, косинуса, тангенса числа по заданному значению одного из них.
- РАЗВИВАЮЩАЯ: учить анализировать, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия..
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание добросовестного отношения к труду и положительного отношения к знаниям.
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩАЯ: создание комфортного психологического климата на уроке, атмосферы сотрудничества: ученик – учитель.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА: кабинет математики.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА: учебник, тетрадь, плакаты по теме урока, таблицы, компьютер, диски, экран, проектор.
МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: групповая и индивидуальная работа за партой и у доски.
ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент: приветствие, проверка явки учащихся, заполнение журнала.
2. Проверка готовности учащихся к уроку: настрой учащихся на работу, доведение до них плана урока.
3. Анализ ошибок домашнего задания. На экране - картинка с верно выполненным домашним заданием. Каждый ученик проверяет с подробным фронтальным объяснением и отмечает правильность выполнения в рабочей карте урока.
РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА.
Д/з. | Диктант. Теория по теме. | Формулы. Проверка знания формул. | Самостоятельная работа. Решение упражнений | Кроссворд. | Оценка учителя. | Итог урока. | ||
С/о | С/о | С/о | О/т | С/о | С/о | |||
С/о – самооценка.
О/т – оценка товарища.
4. Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала.
Следующий этап нашего урока-диктант. Записываем кратко ответы – чертеж у нас на слайде.
Диктант (устное повторение необходимых сведений):
1. Дайте определение:
- синуса острого угла А прямоугольного треугольника;
- косинуса острого угла В прямоугольного треугольника;
- тангенса острого угла А прямоугольного треугольника;
- котангенса острого угла В прямоугольного треугольника;
- какие ограничения накладываем мы на синус и косинус при определении тангенса и котангенса острого угла прямоугольного треугольника.
2. Дайте определение :
- синуса угла a через координату (какую) точки, полученной поворотом точки (1;0) вокруг начала координат на угол a.
- косинуса угла a через координату (какую) точки, полученной поворотом точки (1;0) вокруг начала координат на угол a.
- тангенса угла a.
- котангенса угла a.
3. Записать знаки синуса, косинуса, тангенса, котангенса для углов, полученных поворотом точки Р(1;0) на угол
4. Для всех этих углов указать четверти координатной плоскости.
Ребята проверяют диктант по слайду вместе с учителем, объясняя каждое высказывание и выставляя себе оценку в рабочую карту урока.
5. Из истории тригонометрии. Современный вид тригонометрии придал крупнейший математик 18 столетия Леонард Эйлер – швейцарец по происхождению, долгие годы работавший в России и являвшийся членом Петербургской академии наук. Он ввел известные определения тригонометрических функций, сформулировал и доказал формулы приведения, с которыми вам еще предстоит встретиться, выделил классы четных и нечетных функций.
6. Введение нового материала:
Главное не просто сообщить учащимся конечные выводы, а сделать учащихся как бы участниками научного поиска: поставив вопрос, так, чтобы они, разбудив свою любознательность, включились в исследование, что способствует достижению более высокого уровня умственного развития учащихся.
Поэтому при введении нового материала я создаю проблемную ситуацию – как легче и рациональней установить зависимость между синусом и косинусом одного и того же угла – через уравнение единичной окружности или через теорему Пифагора.
Класс разбивается по вариантам на первый и второй вариант – на экране слайд с условием и чертежами, решения пока нет.
1 вариант устанавливает зависимость между синусом и косинусом через уравнение окружности с центром в начале координат и радиусом, равным 1x2+y2=1; sin2+cos2=1.
2 вариант устанавливает зависимость между синусом и косинусом через теорему Пифагора – в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов: OB2+AB2=OA2 - и получаем sin2+cos2=1.
Сравнивают результаты, делают выводы: главный – равенство выполняется при любых значениях входящих в него букв? Ученики должны ответить, что это тождество
(на слайде показывается верное решение, как для первого, так и для второго вариантов).
Мы получили равенство справедливое при любых значениях входящих в него букв. Как называются такие равенства? Правильно – тождества.
Вспомним – какие еще тождества мы с вами знаем в алгебре – формулы сокращенного умножения:
a2-b2=(a-b)(a+b),
(a-b)2=a2-2ab+b2,
(a+b)3=a3+3a2b+3ab2+b2,
(a-b)3=a3-3a2b+3ab3-b3,
a3-b3=(a-b)(a2+ab+b2),
a3+b3=(a+b)(a2-ab+b2).
Следующая проблема – а для чего мы вывели основное тригонометрическое тождество – sin2+cos2=1.
Правильно – для нахождения по одному известному нам значению синуса, косинуса или тангенса – значений всех остальных функций.
Вот теперь мы с вами всегда сможем пользоваться основным тригонометрическим тождеством, но главное – для одного и того же аргумента.
Применение полученных знаний:
1 ВАРИАНТ – выразить синус через косинус угла.
2 вариант – выразить косинус через синус угла. На слайде верный ответ
Вопрос учителя – никто не забыл проставить знаки +и - ? Каким может быть угол? – любым.
В этих формулах знак перед корнем зависит от чего? от того, в какой четверти расположен угол (аргумент) тригонометрической функции, которую мы определяем.
Выполняем у доски 2 ученика №457. – 1 – й вариант - 1, 2-й вариант - 2.
На слайде – верное решение.
Самостоятельная работа на узнавание основного тригонометрического тождества
1. найти значение выражения:
2. выразить число 1 через угол a, если
Идет взаимопроверка – по готовому слайду и оценивание работ – как самооценкой, так и оценкой товарища.
6. Закрепление нового материала ( по технологии Г.Е.Хазанкина – технология опорных задач).
ЗАДАЧА 1. Вычислить ……….., если ………………………………………………………………….
1 ученик у доски самостоятельно – затем слайд с правильным решением.
ЗАДАЧА 2. Вычислить……………., если………………………………………………………………..
2-й ученик у доски, затем слайд с верным решением.
7. Физкультминутка.Я знаю, что вы уже взрослые и считаете, что совсем не устали, особенно сейчас, когда урок идет так активно , что время для нас как –бы и удлиняется– по теории относительности А.Эйнштейна, но давайте проведем гимнастику для сосудов головного мозга:
- повороты и наклоны головы вправо – влево, вверх – вниз
- массаж плечевого пояса и кожи головы – руки от кисти, лицо и затылок – сверху вниз.
- плечи поднять вверх и расслабленно “сбросить” вниз. Каждое упражнение выполняем 5-6 раз!
Выясним теперь зависимость между тангенсом и котангенсом………………………………………………………………………………………………………
Идет новое исследование на тему – каким может быть угол во втором тригонометрическом тождестве?
ГЛАВНОЕ – ВЫЯСНЕНИЕ МНОЖЕСТВА, НА КОТОРОМ ЭТИ РАВЕНСТВА ВЫПОЛНЯЮТСЯ. ОТМЕТИТЬ НА РИСУНКЕ ТОЧКИ, В КОТОРЫХ ТАНГЕНС И КОТЕНГЕНС УГЛА НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
3-й ученик у доски. Равенства справедливы при……………………….
ЗАДАЧА3. Вычислить………, если………………………….
ЗАДАЧА 4. Вычислить…………….. если ………………………………………………………………
Остальные учащиеся работают у себя в тетрадях.
1 ОПОРА………………………………………………………………………………………………
2 ОПОРА………………………………………………………………………………………………
3 ОПОРА. Применение основного тригонометрического тождества к решению задач.
8. Кроссворд. Анатоль Франс сказал как-то: “Учиться надо весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.
Для проверки знаний по данной теме вам предлагается кроссворд.
- Раздел математики, изучающий свойства синуса, косинуса, тангенса…
- Абсцисса точки на единичной окружности.
- Отношение косинуса к синусу.
- Синус – это…..точки на единичной окружности.
- Равенство не требующее доказательства и верное при любых значениях входящих в него букв. Называется……
Проверив кроссворд, ребята выставляют себе оценки в рабочую карту урока. Учитель выставляет оценки тем ученикам, которые особенно активно проявили себя на уроке. Итог – средний балл за работу на уроке.
9. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.
10. Подведение учителем итогов урока.
11. Домашнее задание: параграф 25 (до задачи 5), №459 (четные), 460 (четные), 463*(4). Учебник Ш.А Алимов “Алгебра и начала анализа”., 10-11, “Просвещение”., М., 2005г.