Развитие творческих способностей

Разделы: Классное руководство


В каждом человеке природа восходит либо злаками,
Либо сорной травой,
Пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе

Э. Бэкон

ЗАДАЧИ:

  1. Формирование и стимулирование субъективной позиции учащихся.
  2. Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
  3. Знание и учет психо-физиологических особенностей учащихся.
  4. Ориентация на развитие внутренних мотивов учащихся.
  5. Организация развивающего пространства; ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
  6. Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
  7. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга.
  8. Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе.

Проблема развития творческих способностей детей многоаспектная и непростая. У психологов и дидактов складываются разные точки зрения, как о природе способностей, так и о самом понятии “Творчество” применительно к интеллектуальному развитию ученика.

Необходимо помнить, что под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использование их на практике.

Известно, что можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий.

Репродуктивный уровень:

Человек, находящийся на первом уровне проявляет умения быстро усваивать знания, овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу.

Творческий уровень

Человек способен при помощи самостоятельной деятельности создать новое, оригинальное.

Богоявленский – педагог-психолог полагает, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком.

Основные показатели сформированности творческих способностей

младших подростков:

1) Определенный фонд знаний и умений и их качество (верные или неверные, твердые или нетвердые и т.д.)

2) Уровень развития психологических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: внимание

память основы продуктивного
воображение мышления

3) Уровень развития мышления ученика, который определяется степенью сложности умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация.

4) Владение приемами поисковой и творческой деятельности.

Младший школьный возраст – это самоценный период, наиболее благоприятный в нравственном и творческом становлении личности.

Энергия детства неисчерпаема, надо лишь умело направить ее, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир. Помочь сделать верные шаги в нем, призвана школа, учитель.

Чтобы глубже узнать детей, их склонности и интересы часто провожу различные тесты. Одной мне эту работу было не поднять. Поэтому были привлечены и родители и учителя-единомышленники.

Для начала провожу анкету среди родителей: “Какой он, мой ребенок?”. На ладошке с лицевой стороны они написали положительные, с тыльной - отрицательные качества характера. Я понимаю, что эта анкета не совсем объективна. Ведь каждый родитель знает, что его ребенок самый лучший. Но она дает мне первичное представление о детях и родителях. Неоценимую помощь в изучении детей оказала психолог. Был собран материал для психологической характеристики детей класса.

В первый класс поступило 25 человек. При проверке подготовленности выявлено, что:

25% учеников – школьно-зрелых

53,6% учеников – средний уровень

21,4% учеников – совершенно слабые, не готовые к обучению.

Домашний детей пришло 86,2% и только 13,8% из детских садов. Из них правополушарных 10 учеников, равнополушарных 2 ученика, т.е. склонных к творческой деятельности 51%. Психолог определила вид памяти, тип восприятия и прочее. Конечно, с таким подбором класса мне было непросто. Но я сразу определила основное направление воспитательного процесса – развитие творческих способностей детей.

С детьми во 2-ом классе была проведена анкета:

1. Что ты умеешь делать?

Ответы: вышивать, шить, вязать – 9 чел., рисовать – 8 чел.

2. Что тебе интересно?

Ответы: узнавать о природе и животных

жить

разгадывать загадки, ребусы

делать витражи, читать книги

3. Какой ты?

Ответы: я спокойная

добрый, болтун и придумщик

я добрая(ый) – 7 чел.

любопытный (видимо в смысле любознательности)

Конечно же, я начала с привития любви к чтению.

Учитель не может передать ученикам свой духовный мир – это не арифметика. Дети приходят в класс разные. То, что может составлять для одного смысла жизни, для другого не стоит ничего. Но учитель обязан раздвинуть духовные границы своих учеников, показать им, приблизить к тому, о чем они даже не догадываются. Но, становясь другом детей, учитель-воспитатель должен возвыситься к духовному миру ребенка, а не снисходить к нему.

Вспоминаю слова Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда. (Конечно, я имею в виду самый широкий спектр понятия “уметь читать”).

Сейчас у меня 2 класс. Форма воспитательной работы – групповая.

Класс разбит на 5 групп. У каждой группы есть название и девиз.

Психологи давно определили, что “инкубатором” самостоятельного мышления, познавательной и творческой деятельности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Использование групповой работы убеждает в том, что: - возрастает глубина понимания, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

  • меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
  • растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
  • учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.

Так вот, групповая форма работы очень мне помогла в привитии любви к чтению.

Каждый день дежурная группа в группе продленного дня проводит “Клубный час”. Литературу подыскивают сами. И чего они только не находят: загадки, кроссворды, ребусы, головоломки, страшилки и анекдоты. Активно пользуются детскими журналами: “Классный”, “Первоклашка”, “Свирелька”, “Веселые картинки”. Готовят песни, стихи, конкурсы.

Группы соревнуются. В конце месяца подводится итог, определяется победитель. Живем весело, но без конфликтов, что тем не менее помогает мне в воспитательной работе.

Для меня группа продленного дня – необходимость. Именно в группе продленного дня проходили и проходят сейчас занятия кружков, факультативов и спортивных часов.

Кружок – наиболее распространенная форма внеклассной работы.

Программа кружка лепки, занятия которого ведет энтузиаст своего дела, преподаватель ИЗО Белкова Е.А. предусматривает вначале работу с пластилином, затем с соленым тестом. Ребята лепят горельефы, создают художественные образы персонажей сказок и басен. Еленой Александровной проведены рисунки-тесты. Выяснилось, что два ученика имеют неограниченные возможности в полете фантазии и воображения, относятся к категории “людей будущего”, оптимисты, эмоциональные личности.

Следующая группа – 8 человек – дети с ярко выраженной творческой индивидуальностью и развитым воображением.

Пятеро – дети, стремящиеся к лидерству, не любят перемен в худшую сторону, сознают собственную значимость, уверены в себе, мир познают путем логических умозаключений.

Со второго класса проводятся занятия кружка английского языка. Формируются навыки произношения, чтения, письма. Изучаются такие темы, как “Знакомство”, “О себе”, “Моя семья”, “Мои друзья”, “Мой дом” и другие. Все это в будущем поможет детям овладеть учебным материалом. Изучение лексики, стихотворений, песен, пословиц развивает память. Занятия проходят в игровой, доступной форме. Ребята занимаются с интересом.

В группе дважды в неделю проводятся спортивные часы, где намалое значение отводится подвижным играм. Да и на прогулке мы разучиваем игры. Игры – прекрасное средство развития! Каждая игра развивает целый спектр разнообразных способностей. Ребенок периодически участвует в разных играх. Игры повторяются, и он начинает видеть свой рост, свое движение. Тут он постоянно проигрывал, а вот уже начал выигрывать. И ребенок начинает воспринимать себя не как станичный набор отметок от 2 до 5, в как растущего, развивающего (пока) человека, который постепенно улучшается, совершенствуется. И вот тогда приходит то самое главное, что дает ему игра – он начинает любить самосовершенствование, стремится стать лучше. Игра ориентирует ребенка на достижение все более высоких результатов в своем развитии.

Проводятся занятия кружка “Умелые руки”. Сначала дети делают аппликации, работают с бумагой. Затем переходят к более сложной работе – с соломкой. Получаются интересные изделия.

Ученики моего класса любят кружок музыки. Занимаются в вокальной группе, поют соло. “Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека” - сказал Сухомлинский. Занятия развивают творческое воображение, музыкальный слух, артистизм, эстетическое воспитание. Здесь же выполняются творческие работы “Сказка о нотке”, “Я слышу музыку осени”, “Разговор с картинкой”. В начале марта мы участвовали в городском семинаре. Давали открытое занятие под названием “Откуда ты родом, семья?”. Были затронуты очень важные аспекты воспитания. Здесь же дети проявили свои творческие способности: они и пели, и хоровод водили, и стихи рассказывали. И в этом, конечно же, помог кружок музыки.

Сама я веду занятие факультатива информатики.

Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе. Важно формировать учащегося навыки алгоритмического мышления и умение логически мыслить.

Курс под авторством А.В. Горячева предлагает, в частности, формирование у младших школьников представлений:

  • об объектах, их моделях, приемах построения и описания моделей;
  • о множествах, отношениях между ними и операциях;
  • о высказываниях и операциях над ними;
  • о закономерностях и стратегиях.

Знания, полученные на факультативе, дети уже применяют на уроках математики, русского языка, окружающего мира. Да и в семьях у 7 учеников есть компьютеры. Им тоже занятия не лишние.

Внеурочная деятельность позволяет включить в сферу школьных контактов “ребенок-взрослый” не только учителей, но и родителей. У многих детей моего класса активные, заинтересованные мамы. Они помогли отойти от, ставшим традиционным в начальной школе, “праздничного набора”. Родители с удовольствием помогают своим детям готовиться к клубным часам. Покупают им детские журналы и другую литературу с загадками, головоломками и прочим. Украшают и оформляют классную комнату. Помогли провести несколько праздников. Так, я уже упоминала открытое занятие “Откуда ты родом, семья?”, где две семьи с родителями во главе рассказывали о традициях своих семей, пели, танцевали.

Кирилл Г. участвовал в школьной научно-практической конференции “Биография науки в лицах”, и был отмечен жюри. Сейчас готовится на городскую.

Карина К. заняла первое место в школьном конкурсе “Мисс Дюймовочка”, где надо было показать и свои таланты, и увлечения, и эрудицию.

Катя Ф. заняла первое место в школьном интеллектуальном марафоне. И была приглашена на “Новогоднюю елку мэра”.

Все происходило при активном и заинтересованном участие родителей, что помогает заложить фундамент для творческой личности и развивать ее.

В заключении хочу сказать. Для второго класса мои дети добились уже заметных результатов в творческом плане. К четвертому классу постараемся добиться большего.

В знаменитой книге Сухомлинского “Сердце отдаю детям” есть глава “Что такое начальная школа”. В ней великий педагог учит “Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной для здоровья и умственного развития ребенка зубрежке … Хочется чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире”.

Литература:

  1. Венгер А.А. “Психологическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности”
  2. Гиниятуллина А.А. “Опыт организации групповой работы на уроках”
  3. Иванова Н.В. “Возможные приемы организации сотрудничества младших школьников с учителями и родителями во внеурочной деятельности”
  4. Сухомлинский “Сердце отдаю детям”
  5. Цукерман Г.А. “Введение в школьную жизнь”