Урок-игра по русскому языку в 3-м классе "Состав слова"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • учить выделять состав слова,
  • развивать речь,
  • думать,
  • рассуждать.

Задачи:

  • Воспитание коммуникативных умений и навыков посредством работы в паре и группе.
  • Активизация творческой активности младших школьников.
  • Закрепить знания учащихся о составе слова; проверить умение определять состав слова.

Оборудование: бочонок с фишками, рисунки морфем, призы для награждений, табличка “жюри”

Ход игры

Вступительное слово учителя об игре, представление жюри

Выступление учащихся.

Учащийся:

В корне смысл, но не весь.
Главный, но не полный.
Потому приставка есть -
Смысл она дополнит.

Учащийся:

Рад я в этом ей помочь,
После корня встать не прочь
Ну и что ж, что после корня
Всё равно я всех проворней!

Учащийся:

И на род укажу,
И про время скажу,
И слова все свяжу, хоть и временно,
Ведь недаром всю жизнь
Беззаветно служу
Я родному морфемному племени!

Команды выбирают названия, командиров.

3. Игра началась! По очереди из бочонка вытаскивают фишки номером гейма

1 гейм - “Разминка”

Вопросы командам:

Морфемы это....

Окончание - это..

Приставка - это...

Суффикс - это...

2 гейм  - “ Это всё мы проходили”

1 .Составить слова с ^ ник

Работа, сапоги корова , охота

2. Составить слова с^ еньк

Сладкий, тёплый ,красный, молодой

3. Составить слова с^ ов

Клён, гроза, ель, горох

4. Составь слова

  1. и ник, пол, снеж
  2. а, к, по, сад

3 гейм - “Найди друзей”

1. лень, боль, соль, бег

2. Выделить

Каша, кашель, кашлять, кашляют,

Подосиновик, синица, синий, осина.

3  Игра “ Приставка или нет?”

Сошёл, дописать, навес, носик, дождливый, солёный, завесить,замок, просьба, вылез, выбор, прорубь, промок.

Выскочил, высокий, улитка, улетел , природа, приставил, забота,

Забежал, погрузка, полков перебежка, перила, отметка, ответ.

4 гейм “ Спешите видеть” (Приложение)

5 гейм - “Заморочки из бочки” (Приложение)

6 гейм “Игра со зрителями” (Приложение)

7 гейм “Составь семейку”

1. Как называется страна, в которой мы живём?

2. А как она называлась в стародавние времена?

3. А почему её так называли?

А вот что пишет писатель Романовский.

“Короткое слово - в один слог, а какое просторное и загадочное слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает, и кто из учёных прав, а кто нет - я не знаю. Да и никто, наверное, не знает. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова Русь много значений, как у притоков у великой реки

Русь. Русские. Россия. Россияне.

Не мне одному представляется, что слова эти родственны словам русло,

то есть русло реки, по которому она течёт, русалка - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом, роса и производное от неё слово росяница- обильная, толстая роса, лежащая поутру на травах и деревьях. Иными словами, Русь- это сторона, где много рек и озёр, а русский -это человек, живущий у воды.”

Итак, составьте цепочку слов - семейку к слову Русь.

По составу слово- русские, Россия.

Закончим игру хорошей пословицей. Восстановите её! (Приложение)

8. Подведение итогов. Награждение.

Не ленитесь, старайтесь, как можно больше знать обо всём на свете – и тогда каждый урок будет для вас занимательным, не скучным, а весёлым.