Открытый урок-семинар по всеобщей истории в 10-м классе по теме "Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: охарактеризовать просветительскую деятельность славянских святых Кирилла (Константина) и Мефодия, последствия, которые имело создание славянской письменности на культуру славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы.

Задачи:

  • формировать у учащихся целостное представление об истории человечества, о месте России во всемирной истории;
  • развивать у старшеклассников  умение анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;
  • способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур .

Оборудование урока: учебник, доска, карты, дополнительная литература

Методические приемы: рассказ учителя, доклады учащихся, обсуждение докладов.

ХОД УРОКА

Учитель: Создание братьями письменности оказало огромное влияние на формирование и укрепление культурных традиций славянских  народов. Пожалуй, это единственное, что связывает современные славянские государства вместе и удерживает их от полного распада. Современные историки и культурологи говорят о существовании определенной кирилло-мефодиевской традиции в культурном единстве славянского мира. Именно сейчас славянские народы, особенно Россия, нуждаются в том, чтобы эта традиция сохранялась и развивалась. Знание о том, как это происходило, поможет вам осмыслить и многие современные процессы, происходящие в нашем обществе.  
Прежде чем перейти к рассмотрению основных вопросов данной темы хочется, в общих чертах, остановиться на вопросах происхождения письменности и появления алфавита у разных народов мира. История письменности насчитывает несколько тысяч лет. С момента появления речи у человека разумного возникла потребность в ее фиксировании, с целью передачи информации окружающим и последующим поколениям.

Самой ранней формой письменности ученые считают пиктографию или рисуночное письмо – определенный набор рисунков свидетельствующих о каком-либо действии.

Следующим этапом была идеография или символическое письмо. Примером идеографии могут служить древнеегипетские иероглифы. Однако, если пиктография служила для изображения условного сообщения, то каждый знак идеографической письменности изображал отдельные слова (ок. 4-х тыс. лет до н. э.).

Египетские иероглифы не долго оставались знаками идеографическими, означавшими только содержание слова без учета его значения. Наряду с ними появились знаки фонетические, отражающие именно звучание слова. Фонетический принцип оказался более легким т.к. не требовал механического запоминания знаков. Вначале появились знаки обозначавшие звучание целого слова, затем – отдельных слогов.

Самая знаменитая из идеографических письменностей дошедших до наших дней – китайская иероглифика.

В государствах древнего Междуречья (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия) возникла особая система письма – клинопись (29-28 в.в. до н.э.).  В ней происходило постепенное упрощение рисунков, пока они не сократились до самой общей схемы, в сущности уже не рисунка, а символа. Этот символ изображался при помощи определенного набора треугольников и клинышков. 

Важнейший шаг на пути к современному алфавиту сделали финикийцы. Они пользовались египетскими иероглифами, но взяли для письма только те, которые обозначали отдельные слоги. В финикийском языке были и звуки, которые отсутствовали в египетском. Для этих звуков и были созданы новые знаки, первые буквы (согласные).

Настоящий, буквенный, алфавит появился в древней Греции. Греки заимствовали письменность у финикийцев, но оказалось, что она не очень пригодна для греческого языка, в котором гласные звуки играют существенную роль и им тоже нужны обозначения. Тогда и появились знаки для гласных звуков. Греческий алфавит оказался так прост и удобен, что им воспользовались многие народы древнего Средиземноморья – ликийцы, лидийцы, фракийцы, этруски, латины. Латинским алфавитом с различными дополнениями для звуков не существовавших в латинском языке, сейчас пользуется громадная часть человечества.

На основании греческого алфавита была составлена и славянская азбука (кириллица), которой в несколько видоизмененной форме мы пользуемся до сих пор.

Прежде чем рассматривать деятельность Кирилла (Константина) и Мефодия, необходимо дать анализ этнополитической ситуации на Балканах в V-IX вв. н.э., расселению славянских племен и появлению у них государственности, их взаимосвязям с Византийской империей. Первая часть нашего урока-семинара посвящена рассмотрению именно этих проблем.

Первый доклад «Расселение славян на Балканском полуострове».

Расселение славян на Балканах – завершающий этап великого переселения народов (кон. VI – VII вв.). Уровень общественного развития : от «военной демократии» к государственным формам организации. Занятие славян: земледелие, скотоводство. Контакты с Византией. Влияние Византии на общественное развитие славян. Союзы племен славян («Семь родов», строимцы, драгувиты, сагудаты, велегезиты, смоляне, милинги, езериты), территории расселения (Мисия, Македония, Иллирик, Северная Фракия, Южная Македония, Северный Эпир).Влияние Аварского каганата на союзы славян (кон. VI – перв. четв.VII вв.); славяне и Фракийская империя.

Учитель: Теперь предлагаю подумать и ответить на вопросы, чем было вызвано и какие последствия имело переселение славян на Балканы? Какова реакция Византии на переселение славян на Балканы?

Второй доклад «Образование раннефеодального Болгарского государства».

VI – VII вв. Приазовье – союз «Великая Болгария». Переселение на Балканы тюрков-протоболгар (VII в.) Хан Аспарух. Болгары и славяне. Государственный строй Болгарии. Власть хана. Вторжение болгар в Византию (VIII – IX вв.). Расширение границ государства при хане Круме (803 – 814 гг.). Причины принятия христианства Болгарией (865 г.). Хан Борис (852 – 889 гг.).
Учитель: Каковы причины появления болгар на Балканах? Охарактеризуйте их отношения со славянами и Византией. Какое значение имело принятие христианства Болгарией?

Третий доклад «Болгария во второй половине IX-X вв.».

Болгария во второй половине IX – X вв. 889 г. – попытка князя Владимира возродить язычество в Болгарии. Деятельность князя Симеона (893 – 927 гг.). Тридцатилетняя война с Византией. 917 г. – победа болгар на реке Ахелой. Расширение границ Болгарии (от Дуная до Фессалии, от Адриатики до Черного моря). Тайная дипломатия Византии: восстание сербов, поражение болгар от хорватов. Князь Петр (927 – 969 гг.). Мир с Византией. Отделение Сербии от Болгарии (971 г.).
Союз императора Никифора II Фоки с русским князем Святославом. Война против Болгарии (968 г.). Отступление русских с Балкан (971 г.). Захват севера Болгарии Византией, подчинение болгарской церкви константинопольской патриархией.
Учитель: Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что появление на Балканах  Болгарии, как нового независимого государства, явилось именно той силой, которая привела к консолидации всех существующих в этом регионе разрозненных славянских этносов, и противопоставила их, как некое социокультурное единство тогдашнему лидеру восточноевропейского мира Византийской империи.
Другой очаг славянской цивилизации, Великая Моравия, возник на землях западных славян (территория современных Польши, Чехии, Венгрии) и представлял собой новый мощный конгломерат славянской культуры в противостоянии культуре Западной Европы (Франкской империи).

Четвертый доклад «Великоморавская держава».

Образование Великой Моравии. Моравский князь Моймир (818 – 846 гг.). Взаимоотношения Великой Моравии с Восточно-Франкским государством (Германией). Правление Ростислава (846 – 870 гг.). Установление церковно-политического союза с Византией. Миссия Кирилла и Мефодия (863 г.). Свержение Ростислава его племянником Святополком и захват Моравии Германией (870 г.). Восстание против немцев, победа восставших (871 г.). Могущество Великой Моравии во второй половине IX в. Конфликты внутри моравской аристократии. Распад Моравии на уделы. Появление Польши, Венгрии, Чехии.

Учитель: Какие народы вошли в состав Великой Моравии? Каковы причины распада Великой Моравии?
Появление на карте Европы новых славянских государств, с одной стороны, заставило считаться с ними и принимать их как реальную политическую силу передовые государства того времени (Франкская империя, Византия), а с другой, заставило их вести жесткую политическую борьбу за влияние на эти государства. Ведущую роль в этой борьбе играли православная и католическая церковь.
Этот вопрос будет рассмотрен подробнее во второй части нашего урока, а сейчас необходимо сказать несколько слов о историко-культурных процессах, происходивших в Византийской империи в IV–IX вв. н.э., т.к. именно они оказали огромное влияние на формирование православия, которое, в свою очередь, послужило толчком к развитию христианской традиции в культуре славянских народов.

Пятый доклад «Византия IV – IX вв. Религиозная борьба и культура».

Трансформация христианской церкви в один из господствующих элементов социально-политической системы. Завершение формирования христианского канона. Никейский собор (325 г.). Принятие «Символа веры». Систематизация церковной доктрины. «Отцы церкви»: Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский.
Борьба внутри христианской церкви. Ереси. Соборы в Сардине (343 г.) и Халкидоне (451 г.). Раскол церкви на западную и восточную. Монашество. Борьба иконоборцев (иконокластов) и иконопочитателей (иконодулов) (726–843 гг.). Миссионерская деятельность католической и православной церквей. Их борьба за влияние на славянские народы.
Общественная мысль Византии. Византийская церковная культура в период борьбы иконоборцев и иконопочитателей. Монашеское искусство. Литература: сочинения Иоанна Дамаскина и Феодора Студита; византийская хронография (Феофан Исповедник, патриарх Никифор, Георгий Монах (Амартол); жития святых и литургическая поэзия (Андрей Критский, Иоанн Грамматик, Кассия). Наука: Магнаврская школа, Лев Философ (Математик).

Учитель: В чем суть иконоборческого движения в Византии? Чем оно было вызвано? Каково влияние религиозных разногласий на культуру Византии?
Вторая часть нашего урока-семинара непосредственно посвящена жизни великих славянских просветителей братьев Кирилла (Константина) и Мефодия, в результате деятельности которых культура славянских народов Восточной и Южной Европы поднялась на одну ступень с культурой западноевропейского христианского мира.

Шестой доклад «Деятельность братьев Кирилла (Константина) и Мефодия».

Происхождение братьев их детство. Учеба Кирилла (Константина) при дворе императора. Отказ от придворной карьеры. Принятие сана иерея, деятельность на должности хранителя патриаршей библиотеки при храме св. Софии. Полемика с иконоборцами. Преподавательская деятельность.
855–856 гг. – миссионерская поездка Кирилла (Константина) к арабам («Сарацинская миссия»). Полемика с мусульманами.
Деятельность Мефодия. Служба наместником империи среди славян. Изучение славянской культуры и языка. Принятие монашества.
860 г. – миссия Кирилла (Константина) и Мефодия в Хазарию. Обретение ими мощей святого Климента в Херсонесе.
862 г. – миссия Кирилла (Константина) и Мефодия в Великую Моравию. Работа над переводами Священного Писания.
863 г. – составление славянской азбуки (кириллицы). Просветительская деятельность братьев.
Поездка братьев в Рим. Дискуссия о богослужении на славянских языках.
14 февраля 869 г. – смерть Кирилла (Константина) в Риме.
Возвращение Мефодия в Велеград. Руководство миссией. Вторая поездка в Рим. Получение Мефодием епископского сана. Просветительская деятельность Мефодия. Борьба с католическим духовенством. Арест Мефодия (870 г.). Освобождение Мефодия, третья поездка в Рим. Поддержка папой деятельности Мефодия.
6 апреля 885 г. – смерть Мефодия.
Активизация противников славянского богослужения. Изгнание учеников Кирилла (Константина) и Мефодия из Моравии. Болгария – новый центр славянской письменности и христианской культуры.

Учитель: Непосредственным результатом деятельности братьев явилось создание славянской азбуки, позволившей качественно преображать и разнообразить культурную и политическую жизнь славянских народов, сохранять  духовные ценности и передавать свой опыт последующим поколениям.

Седьмой доклад «Славянские азбуки. Глаголица».

Различные точки зрения о времени создания и авторства глаголического алфавита (Кирилл (Константин) (IX в.) или проповедник Иероним (V в.). Гипотеза И. Дубровского (глаголица – тайнопись). Версия Т.Л. Мироновой (этапы развития глаголицы).
Состав глаголического алфавита. Мнение В.А. Истрина. Происхождение формы букв. Литературные памятники глаголицы.

Восьмой доклад «Славянские азбуки. Кириллица».

Состав кириллицы. Заимствования и добавления букв. Изменения в алфавитном составе и графике кириллицы. Названия букв. Уставное письмо. Полуустав. Скоропись. Орнаментальная вязь. Численное значение букв. Письменные памятники кириллицы.

Учитель: Особенности культурного развития народов Центральной Европы определялись историческими условиями их существования. Находясь между востоком и западом Европы, они не могли не отразить в своей культуре постоянное общение и контакты с ними. И хотя уже в раннее средневековье возобладали западные влияния, не прерывались и контакты в области культуры с восточными славянами и отчасти с Византией.     

Особо значимым явлением в культуре этих народов уже христианского периода была Великая Моравия. В ее культурном развитии особенно ярко проявилось отмеченное выше взаимодействие западных и восточных традиций, в частности, западно-христианских и восточно-христианских. Первыми проповедниками христианства здесь были западные (немецкие и ирландские) миссионеры. Их проповедь, однако, не имела большого успеха, что было связано с насаждением непонятного для народа богослужения на латинском языке. Играла роль и связь миссионеров с немецкими феодалами, имевшими в отношении Великой Моравии захватнические планы.       

Совсем иначе обстояло дело с миссией Кирилла и Мефодия, прибывших сюда по приглашению князя Ростислава в 863 г. Составленная ими славянская азбука, переводы с греческого на славянский язык, как и написанные на нем оригинальные сочинения Кирилла и Мефодия, имели исключительное историко-культурное значение для всех славянских народов. Азбука Кирилла и Мефодия искусно отражала все фонетические особенности славянских языков. Этому во многом способствовало прирожденное знание братьями славянского языка, их высокая филологическая подготовленность, их истинный интерес к славянам. Собственные сочинения Кирилла и Мефодия («Проглас к Евангелию», «Канон Дмитрию Солунскому», «Слово на перенесение мощей Климента папы Римского» и возможно другие) явились отправным моментом в развитии славянских культур. В самой Великой Моравии традиции славянских первоучителей продолжались недолго. После смерти Мефодия (885 г.; Кирилл умер в 869 г.) их ученики были изгнаны из страны немецким духовенством. Большинство из них нашли приют в Болгарии и там успешно продолжали свою деятельность, но кирилло-мефодиевские традиции перешли к западным славянам.

Девятый доклад «Влияние письменности на культуру славян Центральной Европы».

Особенности культурного развития народов Центральной Европы. Великая Моравия – центр славянской культуры. Традиции западного и восточного христианства в культуре Моравии. Влияние культурно-просветительской деятельности Кирилла (Константина) и Мефодия. Письменные памятники этой деятельности («Проглас к Евангелию», «Канон Дмитрию Салунскому», «Слово на перенесение мощей Климента папы Римского»). Наследование культурных традиций Великой Моравии Чехией, Польшей, Венгрией. Причины утверждения у западных славян католической христианской культуры. Кирилло-мефодьевская традиция в культуре этих стран.
Болгария – новый центр славянской культуры. «Золотой век» в истории средневековой Болгарии (X в.). Литература Болгарии. Охридская и Преславская школы. Болгарская культура в эпоху подчинения Болгарии Византией (1018-1185 гг.).

Учитель: Какое значение имело создание письменности для культуры славян Центральной Европы?

Как ни богато и разнообразно было устное народное творчество, подлинный расцвет древнерусской литературы, как и древнерусской культуры в целом, связан с восприятием Русью славянской письменности. Вклад византийской культуры в формирование письменности славянских народов состоял не только в деятельности Кирилла (Константина) и Мефодия по оформлению славянской азбуки и по переводу богослужебных книг на славянский язык, но и в непосредственной связи греческого и славянского письма. Теперь Русь, как и ряд других славянских народов – в Великой Моравии, Чехии, Болгарии и позже в Сербии, - получила основу для создания богатейшей письменной культуры на своем родном, понятном языке.

Десятый доклад «Влияние письменности на культуру Древней Руси. Литература Древней Руси».

Вклад культуры Византии в формирование культуры Древней Руси. Принятие Русью славянской письменности. Пути проникновения письменности на Русь (Болгария, Чехия). Влияние крещения Руси (988 г.) на распространение письменности. Консолидирующая культурная роль христианизации Руси. Просвещение на Руси. Распространение грамотности на Руси. Исторические свидетельства распространения грамотности на Руси (граффити, берестяные грамоты и др.).

Литература Древней Руси. Византийские традиции в русской литературе (философияистории, представление о пространстве и времени). Наследие античности в русской литературе. Русское летописание. Жития святых. Светская литература (послания, поучения). Стихосложение. «Слово о полку Игореве». Особенности древнерусской литературы.

Учитель: Какое влияние оказала письменность на развитие культуры Древней Руси?
Подводя итог всему вышесказанному, хочется еще раз остановиться на основных аспектах деятельности братьев-просветителей. Эта деятельность оказала, в целом, благотворное влияние на развитие славянских народов, и здесь, фактически, речь идет не столько о самом факте появления письменности у славян, сколько о сохранении, передаче и развитии православной христианской традиции в целом. Братьям пришлось жить в очень трудное время. Византийская империя, постепенно приходившая в упадок, была не в силах противостоять напору новых (молодых) этносов (славян, арабов). К этому добавилась религиозная борьба внутри самой империи, приобретшая формы государственной политики и противостояние возникшее между Римским папой и Патриархом константинопольским, целью которого было утверждение своей гегемонии в христианском мире. Одним из проявлений этой борьбы была попытка привлечь на свою сторону те или иные народы Европы посредством крещения. Именно такая миссия и была возложена на братьев в 863г., и они с честью справились с поставленной задачей. Расчет братьев был довольно прост. В своей деятельности они использовали именно славянский язык, а не латынь, как это делали римские миссионеры. Естественно, проповедь на славянском была более приемлема и понятна, чем проповедь на латыни. Т.о., позиции римской церкви в восточнославянском регионе были подорваны. Риму оставался только один путь – прямое завоевание и силовое насаждение христианства западного образца. В результате этой деятельности перестал существовать центр славянской культуры и письменности – Великая Моравия. После смерти Мефодия его ученики были изгнаны из Моравии, но дело «книжной премудрости» не погибло. Эстафету приняла Болгария, а за ней и другие славянские страны. Даже там где утвердилось католичество, прослеживаются определенные культурные традиции, связывающие их с другими славянскими народами. Фактически результатом миссионерской и культурно-просветительской деятельности братьев стало формирование культурно- исторического единства славянских народов, существующее до сих пор.

Приложение 1

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4