Цели и задачи:
- развитие познавательного интереса;
- развитие математических способностей;
- развитие логического мышления;
- развитие интереса к решению нестандартных задач и заданий.
Наглядность: картинки 5 животных – медведь, слон, собачка, тигр, обезьяна; буквы: А Г М Т Я; плакат японских цифр; рисунок свечи; танграмы на каждую парту; № ряда каждому учащемуся; деньги-мкупы (математические купилки); снежинки с буквами СПАСИБО; геометрический рисунок.
Звучит музыка “Цирк”.
Ход занятия
- Кто догадался, куда мы сегодня отправимся?
Да, только цирк будет необычный. И называется он немного иначе. Мы отправимся в математический цирк. А называется он…(открываю доску, дети читают хором – МЦИРК).
Здесь мы посмотрим выступление разных животных, которые немного знают математику, но хотят узнать её лучше. А поможете им вы. Они проверят ваши математические способности, как вы умеете логически мыслить, быстро справляться с заданиями.
В нашем МЦИРКЕ всего 3 ряда. На каждом ряду есть свои места, № вашего ряда указан на листочке (у каждого ученика своя цифра – 1 2 3…- по количеству учеников).
Ваша задача – составить пример так, чтобы ответом служила ваша цифра. Примеры составить на сложение или вычитание из однозначных или двузначных чисел (каждый ученик за правильный ответ получает по 1 мкупу). У кого самый сложный пример (по 1 с каждого ряда) получает 2мкупа.
Наш МЦИРК необычен ещё и тем, что за хорошую помощь артистам вы будете получать МКУПы (математические купилки). В конце представления вы на них сможете купить себе призы.
Представление продлится недолго. А сколько – вы должны узнать сами.
Для этого сосчитайте – сколько букв в слове МЦИРК(5), от этого числа отнимите 2, а потом припишите к полученному числу 0. Сколько минут продлится представление? (30 минут, за правильный ответ 1 мкуп)
Как называется место в цирке, где выступают артисты? (арена)
Пора представление начать. Артисты уже на арене. Это дрессированные животные. Я хочу, чтобы первым выступил медведь (беру картинку медведя). Задания для вас животные будут выбирать в алфавитном порядке.
Задание:
Медведь хочет, чтобы вы помогли ему все вместе, пока он добирается до задания, сосчитать десятками до 100 ( медведя веду по дорожке к букве А, дети в это время считают).
А – арифметическое задание. Вы должны решить примеры. Если решите их правильно, получится слово. За каждый правильный ответ получаете 1 мкуп.
36-6= * | (на обратной стороне снежинок буквы) | с |
* +6=12 | п | |
44-40= * | а | |
6 +9= * | с | |
25-* = 24 | и | |
70-10= * | б | |
* +20=50 | о |
(дальше ребёнок выбирает животного и задание, пока ведёт животное – выполняет задание)
Задание:
Сосчитай от 20 до 30. (1 мкуп)
Г – геометрическое задание.
Сколько здесь квадратов? Сосчитай.
Задание:
Назови чётные однозначные числа, начиная с наименьшего.
М – выступление мага – волшебника.
- Ой, я такую же букву вижу вон там (показываю на конец класса, где картонная буква А в разноцветных кружках). Но она в разноцветных кружочках. Сосчитайте, сколько на ней жёлтых кружочков? (звучит мелодия музыкальной шкатулки, пока дети смотрят на эту букву и считают круги, я надеваю корону с буквой М и мантию).
- Я – маг-волшебник и докажу вам это. Сначала скажите, сколько вы насчитали жёлтых кружочков? (3) Ко мне выйдут 3 человека – с каждого ряда по 1.
“Отгадывание дня недели”
Если справитесь, сосчитаете правильно, получаете 2 мкупа.
Задумайте день недели, вспомните его порядковый номер. Прибавьте к нему ещё столько же, прибавьте 9, вычтите 8. Назовите результат. Если вы сосчитали правильно, я узнаю, какой день недели вы загадали (для отгадывания надо из полученного числа отнять 1 и разделить на 2).
Задание:
Сосчитай десятками в пределе 100 в обратном порядке.
Т – игра “Танграм” – это древняя китайская игра. В целом – это квадрат, разделённый на 7 частей. Из этих частей вы должны сконструировать изображение свечи (показываю рисунок свечи), за правильное выполнение -5 мкупов. Если не получилось, смотрите на схему и делайте, (кто делал по схеме, мкупы не получает).
Задание:
Назови нечётные числа, начиная с наибольшего.
Я – японская задача.
- Вы умеете считать по-японски? Вас научит обезьянка Яша. Он принёс с собой плакат. Давайте посмотрим.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
итти | ни | сан | си | го | року | нети | хати | ку | дзю |
- Читаем хором, я называю цифру, а вы её название.
- Решите задачу, ответ дайте по-японски. За верное решение 6 мкуп.
Мама купила КУ яблок, а груш – СИ. На сколько больше мама купила яблок, чем груш? (на ГО)
- Все артисты выступили. Представление закончилось. Чьё выступление вам больше понравилось и запомнилось? Давайте поаплодируем артистам и угостим их любимыми лакомствами (каждый ученик подходит и отдаёт лакомство понравившемуся артисту: мартышке – банан, тигру – кость, медведю – малину, слону Гоги – грушу, собачке Альме – кость).
Вы были хорошими помощниками. Сосчитайте свои мкупы и можете отправляться в магазин. Звучит музыка “Цирк”.
Дети подходят к столу, где выложен товар:
- медаль “Маленький маг математики” и 5 по математике – 15 мкупов
- грамота “ Лучшему математику” и 5 по математике – 14 мкупов
- грамота “Отличному математику” и 5 по математике – 12 мкупов
- грамота “Хорошему математику” и 4 по математике – 9 мкупов
- календарик – 5 мкупов
- закладка – 3 мкупа
- сердечко из цветной бумаги – 1 мкуп.