Важной и наиболее сложной составляющей управленческой деятельности заместителя директора по воспитательной работе в ОУ является исследование эффективности осуществления функций классного руководителя, как одного из основных субъектов организации воспитательного процесса.
Для решения данной задачи в школе была создана творческая группа педагогов, результатом продуктивной деятельности которой стало создание инструментария для проведения процедуры мониторинга эффективности деятельности классного руководителя. В основе его – две группы критериев: результативности и процесса деятельности.
Критерии результативности деятельности отражают тот уровень, которого достигают учащиеся в своем социальном развитии.
Критерии процесса деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя.
Созданная таким образом система мониторинга является инструментом самоанализа собственной управленческой деятельности классного руководителя, предоставляет ему возможность соотнести полученные результаты с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике, увидеть, оценить и проанализировать тенденции происходящих в классном коллективе изменений, позволяет не просто зафиксировать фактические результаты, но и увидеть «сильные» и «слабые» стороны в организации воспитательного процесса, спланировать работу на будущее.
Работа с данным материалом позволяет развивать аналитико-прогностические способности классного руководителя, способствует созданию мотивационных условий для повышения эффективности данной педагогической деятельности, является основанием для материального и морального вознаграждения педагогов.
Мониторинг эффективности деятельности классного руководителя.
Ф.И.О. классного руководителя________________ Класс________ 2007–2008 учебный год.
№ п/п |
Критерии. |
Показатели. |
Баллы. | ||||||||||
1. |
Уровень учебной мотивации у учеников класса. |
Постоянный рост качества знаний:
Положительная (отрицательная) динамика успеваемости и качества знаний |
+ 10 б. |
||||||||||
2. |
Работа с учащимися «группы риска» |
Глубина и серьезность работы с данной
категорией уч-ся, оказание им педагогической
поддержки на основе индивидуального подхода:
|
+ 20 б. |
||||||||||
3. |
Активность участия учеников класса во внеурочной деятельности. |
Участие и победы класса в конкурсах, соревнованиях:
Посещение факультативных занятий – Занятость в объединения по интересам, ОДО – |
+ % занятых + % занятых |
||||||||||
4. |
Создание условий для личностной самореализации учащихся класса. |
Вовлечение учащихся в разнообразную социально и личностно значимую деятельность – (походы, поездки, экскурсии, тематические классные часы, вечера, встречи, КВН, театральные постановки и т.д.) За открытое мероприятие воспитательного характера на уровне:
|
По уровням удовлетворенности
(анкетирование): Высокий уровень + 100 б. Средний + 50 б. Низкий (–) 50 б. + 100 б. |
||||||||||
5. |
Уровень организации классного коллектива. |
Дисциплинарные нарушения
(драки и т.п.) –
Дежурство по школе – (среднее
арифметическое по итогам года) – |
– 10 б. (за каждый известный факт) – 10 б. (за каждого) – 20 б. ( за каждого) – 20 б. (за каждого) + 20 б. (за каждого) + (–) 10 б. «5» + 30 б. |
||||||||||
6. |
Уровень воспитанности классного коллектива. |
Положительная динамика, стабильно
высокие показатели уровня воспитанности
уч-ся класса –
|
+ 30 б. |
||||||||||
7. |
Создание здоровье сберегающих условий. |
Кол-во уч-ся имеющих вредные привычки
– Комфортность и защищенность каждого уч-ся в классе(тестирование) – отсутствие жалоб детей, драк, взаимных претензий. Активное участие в мероприятиях оздоровительного характера (таких как «Стартуют все» и т. п.) – |
– 10 б. (за каждого курящего, на которого
оформлялся протокол, рассматривался на КДН). + 50
б. |
||||||||||
8. |
Взаимодействие с семьями уч-ся, участие родительской общественности в воспитательном процессе класса. |
Работа по изучению семьи:
Организация совместных с родителями мероприятий Проведение тематического лектория на уровне
Активное участие в работе общешкольного родительского комитета – Создание и функционирование на уровне класса органов государственно общественного управления (Управляющий совет, попечительский и др.) Создание комфортного психологического климата, мастерство кл. руководителя в разрешении конфликтных ситуаций (Наличие/отсутствие жалоб и др.) Уровень удовлетворенности (Уу) родителей деятельностью классного руководителя (анкетирование) |
+ 20 б + 50 б.
+ 20 б. + 20 б. + 100 б. + (–) 100 б. Высокий Уу – + 100 б. |
||||||||||
9. |
Деятельность классного руководителя по созданию условий для организации воспитательного процесса. |
Создание условий для развития МТБ кабинета за счет привлечения внебюджетных средств, взаимодействия с родительской общественностью – | + 100 б. | ||||||||||
10. |
Документация классного руководителя. |
Качественное оформление:
(умение ставить цели, планировать работу, осуществить её, анализировать, делать выводы и ставить новые задачи) |
+ 100 б. (без замечаний) |
||||||||||
11. |
Творческая индивидуальность классного руководителя. |
Работа по созданию авторской
воспитательной системы класса
Тиражирование собственного опыта организации воспитательного процесса в СМИ, печатных изданиях – |
+ 300–500 б + 20 б.
|
||||||||||
Общее количество баллов: |
_________________ |