Цель: изучение органов чувств и их значения для человека.
Задачи:
- Формирование новых понятий об органах чувств.
- Развитие умения проводить исследование на примере одного из органов чувств.
- Развитие организационных и коммуникативных навыков при работе в группе.
- Формирование оценочных умений на этапах исследования, презентации, рефлексии.
- Привитие навыков охраны органов чувств.
Оборудование:
- Учебник: А.А. Плешаков “Мир вокруг нас”.
- Методические рекомендации для учителя/
- Энциклопедия для детей. Человек (том18, часть 1). Аванта +
- Презентация урока (Приложение 1).
- Сигнальные карточки.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
I. Организационный момент. II. Введение знаний. |
Старинная карта Слайд 2 |
|
Подводящий к теме диалог. - Ребята, недавно в руки мне попала необыкновенная старинная карта. А необычно в ней то, что я обнаружила реку и населенные пункты без названий. Сегодня я предлагаю вам стать первооткрывателями-исследователями, которые дадут названия реке и населенным пунктам. Чтобы это сделать, давайте мысленно перенесемся в эту сказочную страну. Вокруг вас великолепие красок. -С помощью чего вы сможете оценить все это великолепие? Что вам в этом поможет? (если у детей возникают затруднения, учитель помогает наводящими вопросами) |
Изображение природы. Слайд 3 |
|
- Что вам поможет оценить многообразие
красок природы? - Вокруг вас много различных звуков. - Невиданные цветы источают ароматы. - На деревьях растут экзотические фрукты, вы их пробуете. - На берегу реки рассыпан золотистый песок. Он такой горячий, бархатистый. |
- глаза - уши - нос - язык - кожа |
|
- Значит, все это вы ощутите или
почувствуете. Формулирование учебной проблемы. - Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? - Как вы думаете, какое название мы дадим реке на карте? Составление опорного сигнала. - Давайте еще раз назовем все органы чувств. |
- Об органах чувств. - Река Чувств |
|
Органы чувств: Орган зрения - глаз Орган слуха – ухо Орган вкуса – язык Орган обоняния – нос Орган осязания – кожа Слайд 4 |
||
- А для того, чтобы дать названия
населенным пунктам, вы будете работать в группах
в роли исследователей. Каждая группа исследует один из органов чувств и представит результаты своего исследования. Так мы дадим названия населенным пунктам. |
Дети работают в группах, исследуя один из органов чувств (работа с учебником). | |
III. Исследовательская деятельность обучающихся. | Дети работают в группах, используя текст учебника. По ходу деятельности заполняют шаблон. | |
Шаблон:
|
Защита своего исследования по пунктам шаблона. | На экране изображения органов чувств. Слайды 5 -12 |
IV. Физкультминутка. - Ребята, встаньте на одну ногу и закройте глаза. - Почему вы не смогли простоять долго? Какой орган вас подвел? - Вас подвел орган равновесия. |
Гипотезы детей. | |
Сообщение учителя: - Орган равновесия расположен во внутреннем ухе. Чувство равновесия – это способность определять положение тела в пространстве, т.е. различать верх и низ. Благодаря этому чувству мы ходим, не падая. Но если долгое время находиться на качающейся палубе корабля, то чувство равновесия притупляется: возникает головокружение, тошнота. Такое состояние называется морской болезнью. Похожие ощущения бывают, когда вы долго качаетесь на вращающейся карусели. |
Строение вестибулярного аппарата. Слайд 13 |
|
V. Применение знаний. Практические задания. - Сейчас я буду показывать вам предметы, а вы должны показать карточку с тем органом чувств, который поможет вам этот предмет опознать. - колокольчик - кубик - лук (разрезанный) - мяч - лимон разрезанный - Космонавты перед полетом занимаются на вращающихся тренажерах. Какой орган они тренируют? |
У обучающихся карточки с изображением
органов чувств. - зрение, слух, осязание - зрение, осязание - зрение, вкус, обоняние - зрение, осязание - зрение, вкус, обоняние - орган равновесия |
|
Проверка знаний. - А сейчас ответьте на вопросы теста. 1.Какой из этих органов чувств обладает обонянием?
|
Вопросы теста на экране. Слайды 14 - 19 |
|
2. С помощью какого органа чувств можно
ощутить вкус?
3. Какой из перечисленных органов является органом осязания?
4. Какой из перечисленных органов не является органом чувств?
5. Какой из перечисленных органов является органом чувств?
|
||
- А сейчас поменяйтесь листочками.
Сверьте свои ответы, посмотрев на экран. Запишите по одному баллу за каждый правильный ответ. - Если вы набрали: 5 баллов – отметка “5” 4 балла – отметка “4” 3 балла – отметка “3” |
г) в) в) б) в) |
|
VI. Итог урока. 1. Нанесение на карту названия новых населенных пунктов. - Ребята, вы сегодня побывали в роли первооткрывателей-исследователей, и вот что у нас получилось. Река и населенные пункты имеют свои названия. Какие? - А еще я вам дарю медали “Первооткрывателю-исследователю”. |
Река Чувств Деревня “Зрение” Поселок “Слух” Село “Обоняние” Село “Осязание” Поселок “Вкус” |
Старинная карта с названиями
населенных пунктов. Слайд 20 |
2. Рефлексия. - Ребята, чему вы учились сегодня на уроке? - Что вам особенно понравилось? - Назовем еще раз все органы чувств. |
-Узнавали новое об органах чувств. | |
7. Домашнее задание. С.132-137, прочитать Придумать стихотворение, которое поможет запомнить названия органов чувств. |
Органы чувств: Орган зрения - глаз Орган слуха – ухо Орган вкуса – язык Орган обоняния – нос Орган осязания – кожа Слайд 21 |