Урок окружающего мира по теме "Органы чувств". Программа "Школа России" (учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас")

Разделы: Начальная школа


Цель: изучение органов чувств и их значения для человека.

Задачи:

  • Формирование новых понятий об органах чувств.
  • Развитие умения проводить исследование на примере одного из органов чувств.
  • Развитие организационных и коммуникативных навыков при работе в группе.
  • Формирование оценочных умений на этапах исследования, презентации, рефлексии.
  • Привитие навыков охраны органов чувств.

Оборудование:

  • Учебник: А.А. Плешаков “Мир вокруг нас”.
  • Методические рекомендации для учителя/
  • Энциклопедия для детей. Человек (том18, часть 1). Аванта +
  • Презентация урока (Приложение 1).
  • Сигнальные карточки.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Примечание

Приложение 1

I. Организационный момент.

II. Введение знаний.

  Старинная карта

Слайд 2

Приложение 1

Подводящий к теме диалог.

- Ребята, недавно в руки мне попала необыкновенная старинная карта. А необычно в ней то, что я обнаружила реку и населенные пункты без названий. Сегодня я предлагаю вам стать первооткрывателями-исследователями, которые дадут названия реке и населенным пунктам.

Чтобы это сделать, давайте мысленно перенесемся в эту сказочную страну. Вокруг вас великолепие красок.

-С помощью чего вы сможете оценить все это великолепие? Что вам в этом поможет?

(если у детей возникают затруднения, учитель помогает наводящими вопросами)

  Изображение природы.

Слайд 3

- Что вам поможет оценить многообразие красок природы?

- Вокруг вас много различных звуков.

- Невиданные цветы источают ароматы.

- На деревьях растут экзотические фрукты, вы их пробуете.

- На берегу реки рассыпан золотистый песок. Он такой горячий, бархатистый.

- глаза

- уши

- нос

- язык

- кожа

 
- Значит, все это вы ощутите или почувствуете.

Формулирование учебной проблемы.

- Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Как вы думаете, какое название мы дадим реке на карте?

Составление опорного сигнала.

- Давайте еще раз назовем все органы чувств.

- Об органах чувств.

- Река Чувств

 
    Органы чувств:

Орган зрения - глаз

Орган слуха – ухо

Орган вкуса – язык

Орган обоняния – нос

Орган осязания – кожа

Слайд 4

- А для того, чтобы дать названия населенным пунктам, вы будете работать в группах в роли исследователей.

Каждая группа исследует один из органов чувств и представит результаты своего исследования. Так мы дадим названия населенным пунктам.

Дети работают в группах, исследуя один из органов чувств (работа с учебником).  
III. Исследовательская деятельность обучающихся. Дети работают в группах, используя текст учебника. По ходу деятельности заполняют шаблон.  
Шаблон:
  1. Название органа чувств.
  2. Что относится к этому органу чувств.
  3. Что воспринимает человек, благодаря этому органу чувств.
  4. Охрана органа чувств.
Защита своего исследования по пунктам шаблона. На экране изображения органов чувств.

Слайды 5 -12

IV. Физкультминутка.

- Ребята, встаньте на одну ногу и закройте глаза.

- Почему вы не смогли простоять долго?

Какой орган вас подвел?

- Вас подвел орган равновесия.

Гипотезы детей.  
Сообщение учителя:

- Орган равновесия расположен во внутреннем ухе. Чувство равновесия – это способность определять положение тела в пространстве, т.е. различать верх и низ. Благодаря этому чувству мы ходим, не падая. Но если долгое время находиться на качающейся палубе корабля, то чувство равновесия притупляется: возникает головокружение, тошнота. Такое состояние называется морской болезнью. Похожие ощущения бывают, когда вы долго качаетесь на вращающейся карусели.

  Строение вестибулярного аппарата.

Слайд 13

V. Применение знаний.

Практические задания.

- Сейчас я буду показывать вам предметы, а вы должны показать карточку с тем органом чувств, который поможет вам этот предмет опознать.

- колокольчик

- кубик

- лук (разрезанный)

- мяч

- лимон разрезанный

- Космонавты перед полетом занимаются на вращающихся тренажерах. Какой орган они тренируют?

У обучающихся карточки с изображением органов чувств.

- зрение, слух, осязание

- зрение, осязание

- зрение, вкус, обоняние

- зрение, осязание

- зрение, вкус, обоняние

- орган равновесия

 
Проверка знаний.

- А сейчас ответьте на вопросы теста.

1.Какой из этих органов чувств обладает обонянием?

а) кожа;
б) язык;
в) нос;
г) ухо;
д) глаз.

  Вопросы теста на экране.

Слайды 14 - 19

2. С помощью какого органа чувств можно ощутить вкус?

а) глаз;
б) кожа;
в) нос;
г) язык;
д) ухо.

3. Какой из перечисленных органов является органом осязания?

а) ухо;
б) нос;
в) кожа;
г) глаз;
д) язык.

4. Какой из перечисленных органов не является органом чувств?

а) глаз;
б) сердце;
в) кожа;
г) язык;
д) ухо.

5. Какой из перечисленных органов является органом чувств?

а) желудок;
б) мозг;
в) язык;
г) сердце;
д) печень.

   
- А сейчас поменяйтесь листочками. Сверьте свои ответы, посмотрев на экран.

Запишите по одному баллу за каждый правильный ответ.

- Если вы набрали:

5 баллов – отметка “5”

4 балла – отметка “4”

3 балла – отметка “3”

  г)

в)

в)

б)

в)

VI. Итог урока.

1. Нанесение на карту названия новых населенных пунктов.

- Ребята, вы сегодня побывали в роли первооткрывателей-исследователей, и вот что у нас получилось. Река и населенные пункты имеют свои названия. Какие?

- А еще я вам дарю медали “Первооткрывателю-исследователю”.

Река Чувств

Деревня “Зрение”

Поселок “Слух”

Село “Обоняние”

Село “Осязание”

Поселок “Вкус”

Старинная карта с названиями населенных пунктов.

Слайд 20

2. Рефлексия.

- Ребята, чему вы учились сегодня на уроке?

- Что вам особенно понравилось?

- Назовем еще раз все органы чувств.

-Узнавали новое об органах чувств.  
7. Домашнее задание.

С.132-137, прочитать

Придумать стихотворение, которое поможет запомнить названия органов чувств.

  Органы чувств:

Орган зрения - глаз

Орган слуха – ухо

Орган вкуса – язык

Орган обоняния – нос

Орган осязания – кожа

Слайд 21