Воспитание личности через сотрудничество классного руководителя и родителей

Разделы: Работа с родителями


Как воспитать в ребёнке хорошие качества? Как научить его приёмам сохранения здоровья, уважению собственного достоинства и себя? Как воспитать настоящую личность?
Над этой проблемой я работаю в тесном сотрудничестве с родителями учащихся.
Мне хотелось бы поделиться опытом воспитания личности ребёнка через сотрудничество классного руководителя и родителей.

В своей работе я исходила из твёрдого убеждения в том, что вряд можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми, успешными и счастливыми. И это желание родителей – основной ключ к успешной совместной деятельности. Надо было только его подобрать. И у меня, как мне кажется, получилось это. Сложилась определённая система работы классного руководителя с родителями по воспитанию именно таких детей, какими хочется их видеть и мне, и родителям.

А чтобы это получилось, необходимо, по – моему убеждению, следовать в работе с родителями через правила:

1. Уважать.
2. Доверять.
3. Помогать.
4. Учиться.
5. Благодарить.
6. Объяснять.
7. Спрашивать.

В своей работе: во-первых, большое внимание стараюсь уделить при работе с родителями педагогическому и психологическому просвещению родителей.
Очень важно, чтобы родители более грамотно занимались воспитанием и здоровьесбережением своих детей.
Для того, чтобы узнать, что их интересует, волнует в воспитании и обучении детей, какая помощь им требуется, часто запускаю анкеты и тогда – планирую свою деятельность по просвещению родителей.

Вот, например, какие темы запланированы в этом году для психолого-педагогического просвещения родителей:

– Как влияет режим дня школьника на здоровье.
– Гиперактивный ребёнок и как ему помочь.
– Как сохранить осанку.
– Как прогулки влияют на здоровье детей.
– О внимании и внимательности.
– Как справиться с эмоциями.

Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей идёт через классные собрания и школьный родительский «университет» для родителей. Стараюсь, чтобы такие занятия с родителями прошли в интересной форме, образно и наглядно.
Например, при рассмотрении вопроса об осанке, мною были показаны кадры, снятые во время урока, как некоторые дети неправильно сидят.

И каково же было удивление родителей! Оказывается, многие просто не обращали на это серьёзного внимания, а когда затем медицинский работник школы рассказала о негативном влиянии неправильной осанки на здоровье и дала рекомендации и показала упражнения по сохранению осанки,. родители взглянули на эту проблему по-другому.
Психолого-педагогическое просвещение родителей настолько заинтересовало их, что стали ходить парами: и мама и папа. В целом посещаемость собраний улучшилась до 82 %. И это меня радует.

Следует отметить, что у нас в школе работает «Университет для родителей», на занятия которого приходят родители учащихся всех классов. Я же на занятия такого «университета» стараюсь пригласить родителей тех детей, у которых есть проблемы, поднимаемые на занятиях.
Родители с удовольствием его посещают. Говорят, что это нужное и полезное дело.
Кроме этого индивидуальные беседы, посещение родителями уроков важно тоже, т.е. чем больше родители будут знать, тем лучше они смогут оказать помощь своим детям.

Во-вторых, сложилось так, что родители моих учеников активные участники УВП в школе.
Стало уже традицией, что в начале каждого учебного года (вторая неделя сентября), мы проводим родительское собрание, на котором утверждаем тематику родительских собраний, классных мероприятий и назначаем ответственных из числа родителей за их проведение.
Вот так, например, мы спланировали совместную работу с родителями по воспитанию и здоровью учащихся нашего класса на этот учебный год (в этом году я выпустила четвероклассников, снова набрала 1 класс и продолжаю использовать свой опыт работы)
План совместной работы кл. руководителя с родителями на 2007–08 уч. год.

Название мероприятия

Сроки

Ответственный

Поход в лес Сентябрь Дерингер Н.А.
Состязание «Бабы-Яги» и «Осени» Октябрь Богданова Л.Ф.
Посвящение в ученики. Начало ноября Шарикова Л.О.
Новогодний карнавал Декабрь Бабкина Н.П.
Весёлые старты Январь Дерингер Н.А.
Вперёд мальчишки Февраль Миронов Е.В.
Мисс очарование Март Швецова С.В.
Праздник азбуки Март Рыбьякова А.Л.
День именинника Апрель Пермякова М.В.
Прощание с 1 классом Май Маус Е.В.

Родителям нравиться быть участниками наших мероприятий или классных часов. Без этого не было бы взаимопонимания, сотрудничества и сотружества. И оно поверьте, есть, оно состоялось. В качестве доказательства, этого приведу ряд фактов.
Так, например, на классном часе «Я живу в Югре», мама Антона (по профессии учитель истории, она работает в старших классах нашей школы), познакомила детей с национальными играми и провела их. Остались довольны все: и я, и мама Антона, и все остальные дети. На снимке мама Антона проводит познавательное занятие «Я живу в Югре».

Мама Вани Ц., организовала и помогла провести с учащимися беседу «Каков, я в школе?» В период её подготовки она несколько раз была на уроках, взяла интервью у детей, фотографировала их, а затем вместе с сыном они оформили классную газету.
Диалог мамы Вани Ц и моих детей получился и полезным, и задушевным, и интересным.

Мама и папа Гриши М – спортсмены и бывшие цирковые артисты. Им по душе соревнования. Они проводили «Весёлые старты». Ребятам это мероприятие очень понравилось. Они очень старались, им так хотелось победить! И они победили. Вернее, победила дружба! А награда – хорошее настроение!

Вершиной совместной деятельности и сотрудничества стал Новогодний праздник. В проведении Нового года было задействовано 10 родителей. Какое это оказывается счастье – чувствовать плечо друг друга: родители и дети рядом. И многие это поняли! Новый год принёс им истинное наслаждение!

Удачно и интересно было проведено «Приключение Бабы-Яги и Осени» в лесу. Это соревнования, игры, печёная картошка, веселье и доброта. А родители рядом. Сценаристами, режиссёрами были родители, а исполнителями – они же и дети!

Ребята любят те мероприятия, где идёт большая предварительная подготовка.
Ежегодно родители вместе с детьми ходят в поход, где пекут картошку, играют, собирают грибы, рассказывают какие-то интересные истории.

Родители также успешно участвуют в работе жюри внеклассных мероприятий, бывают участниками КВНов и спортландий и дней творчества.
Так, например, при проведении «Путешествия в Простоквашино», ведущими и участниками были дети и родители.

Запоминающимися мероприятиями стали: «Семейные традиции», «Наши таланты», «Мама, папа, я – спортивная семья», «День матери», «Дни именинников», «Наши рыцари», «Праздник мам», «Посвящение в ученики», «Весёлые старты», «Наши таланты» «Новогодний карнавал», «Состязание Бабы-Яги и Осени» и т.д.

Такие мероприятия способствуют, несомненно, сохранению и улучшению физического, психического и духовно-нравственного здоровья; а в целом, воспитанию и становлению Личности. Ребёнок радуется, что мама или папа не только пришли на праздник, а вместе с ним играют, являются участникоми праздника, а то и организатороми. А радость – это и есть здоровьесберегающее чувство.

В-третьих, родители посещают уроки, где делают свои записи в тетрадь посещения о поведении детей, об успехах, проводят беседы с учащимися о посадке, о гигиене, взаимопонимании детей и т. д, доводят это до сведения других родителей на родительских собраниях, в индивидуальных беседах.
Кроме всего этого, родители часто приходят в школу без приглашения по велению души и тогда, когда их что-то волнует.

Вот так активное участие родителей в мероприятих и учебном процессе способствует повышению эмоциональности и работоспособности детей, а это в свою очередь является важным фактором укрепления здоровья учащихся и формирования личности.

Вот как родители моих детей, отзываются о нашей совместной работе. (Приложение).

Такие отзывы, конечно, вселяют уверенность в правильности выбранного мною пути, направленого на оздоровление учащихся. И меня это радует!

Презентация