Как воспитать в ребёнке хорошие качества? Как
научить его приёмам сохранения здоровья,
уважению собственного достоинства и себя? Как
воспитать настоящую личность?
Над этой проблемой я работаю в тесном
сотрудничестве с родителями учащихся.
Мне хотелось бы поделиться опытом воспитания
личности ребёнка через сотрудничество классного
руководителя и родителей.
В своей работе я исходила из твёрдого убеждения в том, что вряд можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми, успешными и счастливыми. И это желание родителей – основной ключ к успешной совместной деятельности. Надо было только его подобрать. И у меня, как мне кажется, получилось это. Сложилась определённая система работы классного руководителя с родителями по воспитанию именно таких детей, какими хочется их видеть и мне, и родителям.
А чтобы это получилось, необходимо, по – моему убеждению, следовать в работе с родителями через правила:
1. Уважать.
2. Доверять.
3. Помогать.
4. Учиться.
5. Благодарить.
6. Объяснять.
7. Спрашивать.
В своей работе: во-первых, большое внимание
стараюсь уделить при работе с родителями
педагогическому и психологическому просвещению
родителей.
Очень важно, чтобы родители более грамотно
занимались воспитанием и здоровьесбережением
своих детей.
Для того, чтобы узнать, что их интересует, волнует
в воспитании и обучении детей, какая помощь им
требуется, часто запускаю анкеты и тогда –
планирую свою деятельность по просвещению
родителей.
Вот, например, какие темы запланированы в этом году для психолого-педагогического просвещения родителей:
– Как влияет режим дня школьника на здоровье.
– Гиперактивный ребёнок и как ему помочь.
– Как сохранить осанку.
– Как прогулки влияют на здоровье детей.
– О внимании и внимательности.
– Как справиться с эмоциями.
Психолого-педагогическое и
здоровьесберегающее просвещение родителей идёт
через классные собрания и школьный родительский
«университет» для родителей. Стараюсь, чтобы
такие занятия с родителями прошли в интересной
форме, образно и наглядно.
Например, при рассмотрении вопроса об осанке,
мною были показаны кадры, снятые во время урока,
как некоторые дети неправильно сидят.
И каково же было удивление родителей!
Оказывается, многие просто не обращали на это
серьёзного внимания, а когда затем медицинский
работник школы рассказала о негативном влиянии
неправильной осанки на здоровье и дала
рекомендации и показала упражнения по
сохранению осанки,. родители взглянули на эту
проблему по-другому.
Психолого-педагогическое просвещение родителей
настолько заинтересовало их, что стали ходить
парами: и мама и папа. В целом посещаемость
собраний улучшилась до 82 %. И это меня радует.
Следует отметить, что у нас в школе работает
«Университет для родителей», на занятия которого
приходят родители учащихся всех классов. Я же на
занятия такого «университета» стараюсь
пригласить родителей тех детей, у которых есть
проблемы, поднимаемые на занятиях.
Родители с удовольствием его посещают. Говорят,
что это нужное и полезное дело.
Кроме этого индивидуальные беседы, посещение
родителями уроков важно тоже, т.е. чем больше
родители будут знать, тем лучше они смогут
оказать помощь своим детям.
Во-вторых, сложилось так, что родители моих
учеников активные участники УВП в школе.
Стало уже традицией, что в начале каждого
учебного года (вторая неделя сентября), мы
проводим родительское собрание, на котором
утверждаем тематику родительских собраний,
классных мероприятий и назначаем ответственных
из числа родителей за их проведение.
Вот так, например, мы спланировали совместную
работу с родителями по воспитанию и здоровью
учащихся нашего класса на этот учебный год (в
этом году я выпустила четвероклассников, снова
набрала 1 класс и продолжаю использовать свой
опыт работы)
План совместной работы кл. руководителя с
родителями на 2007–08 уч. год.
Название мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
Поход в лес | Сентябрь | Дерингер Н.А. |
Состязание «Бабы-Яги» и «Осени» | Октябрь | Богданова Л.Ф. |
Посвящение в ученики. | Начало ноября | Шарикова Л.О. |
Новогодний карнавал | Декабрь | Бабкина Н.П. |
Весёлые старты | Январь | Дерингер Н.А. |
Вперёд мальчишки | Февраль | Миронов Е.В. |
Мисс очарование | Март | Швецова С.В. |
Праздник азбуки | Март | Рыбьякова А.Л. |
День именинника | Апрель | Пермякова М.В. |
Прощание с 1 классом | Май | Маус Е.В. |
Родителям нравиться быть участниками наших
мероприятий или классных часов. Без этого не было
бы взаимопонимания, сотрудничества и
сотружества. И оно поверьте, есть, оно состоялось.
В качестве доказательства, этого приведу ряд
фактов.
Так, например, на классном часе «Я живу в Югре»,
мама Антона (по профессии учитель истории, она
работает в старших классах нашей школы),
познакомила детей с национальными играми и
провела их. Остались довольны все: и я, и мама
Антона, и все остальные дети. На снимке мама
Антона проводит познавательное занятие «Я живу в
Югре».
Мама Вани Ц., организовала и помогла провести с
учащимися беседу «Каков, я в школе?» В период её
подготовки она несколько раз была на уроках,
взяла интервью у детей, фотографировала их, а
затем вместе с сыном они оформили классную
газету.
Диалог мамы Вани Ц и моих детей получился и
полезным, и задушевным, и интересным.
Мама и папа Гриши М – спортсмены и бывшие цирковые артисты. Им по душе соревнования. Они проводили «Весёлые старты». Ребятам это мероприятие очень понравилось. Они очень старались, им так хотелось победить! И они победили. Вернее, победила дружба! А награда – хорошее настроение!
Вершиной совместной деятельности и сотрудничества стал Новогодний праздник. В проведении Нового года было задействовано 10 родителей. Какое это оказывается счастье – чувствовать плечо друг друга: родители и дети рядом. И многие это поняли! Новый год принёс им истинное наслаждение!
Удачно и интересно было проведено «Приключение Бабы-Яги и Осени» в лесу. Это соревнования, игры, печёная картошка, веселье и доброта. А родители рядом. Сценаристами, режиссёрами были родители, а исполнителями – они же и дети!
Ребята любят те мероприятия, где идёт большая
предварительная подготовка.
Ежегодно родители вместе с детьми ходят в поход,
где пекут картошку, играют, собирают грибы,
рассказывают какие-то интересные истории.
Родители также успешно участвуют в работе жюри
внеклассных мероприятий, бывают участниками
КВНов и спортландий и дней творчества.
Так, например, при проведении «Путешествия в
Простоквашино», ведущими и участниками были дети
и родители.
Запоминающимися мероприятиями стали: «Семейные традиции», «Наши таланты», «Мама, папа, я – спортивная семья», «День матери», «Дни именинников», «Наши рыцари», «Праздник мам», «Посвящение в ученики», «Весёлые старты», «Наши таланты» «Новогодний карнавал», «Состязание Бабы-Яги и Осени» и т.д.
Такие мероприятия способствуют, несомненно, сохранению и улучшению физического, психического и духовно-нравственного здоровья; а в целом, воспитанию и становлению Личности. Ребёнок радуется, что мама или папа не только пришли на праздник, а вместе с ним играют, являются участникоми праздника, а то и организатороми. А радость – это и есть здоровьесберегающее чувство.
В-третьих, родители посещают уроки, где делают
свои записи в тетрадь посещения о поведении
детей, об успехах, проводят беседы с учащимися о
посадке, о гигиене, взаимопонимании детей и т. д,
доводят это до сведения других родителей на
родительских собраниях, в индивидуальных
беседах.
Кроме всего этого, родители часто приходят в
школу без приглашения по велению души и тогда,
когда их что-то волнует.
Вот так активное участие родителей в мероприятих и учебном процессе способствует повышению эмоциональности и работоспособности детей, а это в свою очередь является важным фактором укрепления здоровья учащихся и формирования личности.
Вот как родители моих детей, отзываются о нашей совместной работе. (Приложение).
Такие отзывы, конечно, вселяют уверенность в правильности выбранного мною пути, направленого на оздоровление учащихся. И меня это радует!