Тема урока: Изучаем музыку по компьютеру.
Предмет: информатика и музыка.
Класс: 7.
Цели:
- Обучающие:
- формирование умений, навыков по технологии обработки и поиска информации в мультимедийной программе «Энциклопедия классической музыки»;
- ознакомление учащихся с информацией о творчестве М.И.Глинки и оперой «Руслан и Людмила».
- Развивающие:
- развитие познавательной активности учащихся и критического мышления;
- Воспитательные:
- повышение уровня информационной культуры учащихся;
- нравственное воспитание учащихся;
- расширение кругозора учащихся в области классической музыки.
Педагогические технологии:
- мультимедийная информационная технология;
- трехступенчатая модель технологии критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Оборудование: компьютеры типа Seleron 1200, видеопроектор, экран, CD-мультимедийная программа «Энциклопедия Классической музыки», памятки для учащихся, дидактический материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
Учитель музыки: Сегодня ребята у вас необычный урок. Мы объединяем материалы двух предметов: музыки и информатики. Вы познакомитесь с жизнью и творчеством М.И. Глинки и его произведением «Руслан и Людмила»
Учитель информатики: А поможет вам в этом мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки», представляющая собой базу данных, с которой вам предстоит поработать. Запишите тему урока: «Изучаем музыку по компьютеру»
II. Мотивационный этап
Учителя сопоставляют традиционные методы получения информации с современными информационными технологиями – в частности знакомят с мультимедийной программой «Энциклопедия классической музыки».
Методические рекомендации: по ходу беседы учителя делают записи в виде схемы:
Учитель музыки
III. Актуализация опорных знаний
Жизнь и творчество М.И. Глинки. Опера «Руслан и Людмила»
Учитель музыки
Методические рекомендации: по ходу беседы учитель делает записи в виде схемы:
Вызов: обобщение знаний (термины жанр, опера, симфонический оркестр)
Учитель информатики
Технология поиска информации в базе данных «Энциклопедия классической музыки»
1. Запуск программы: Пуск – Программы – Cominfo –
Энциклопедия классической музыки
2. Элементы интерфейса и уровни меню:
Методические рекомендации:
демонстрация мультимедиа программы
«Энциклопедия классической музыки»
Вызов: обобщение знаний
Следует обратить внимание на интерфейс
программы, указать, в чем схожесть и отличие от
программ входящих в состав Windows
Методы: мозговая атака, составление алгоритма.
IV. Этап изучения нового материала
Методические рекомендации:
Выполнение практической работы по следующей логической цепочке:
- дублируется выполнение по образцу на экране
Стадия осмысления:
- учащиеся вступили в контакт с новой информацией (поле ввода, результат поиска(информатика); увертюра, история создания оперы, прослушивание фрагмента увертюры к опере «Руслан и Людмила» (музыка))
- систематизировали сведения;
- сопоставили новую информацию с уже известной;
- учились самостоятельно оценивать эффективность своего обучения
То что информацию о композиторе, терминах надо не просто просмотреть, а найти в ней предложенное задание, заставляет ученика работать с информацией более обдуманно, больше запоминать, искать оптимальный путь решения поставленной задачи, с привлечением в первую очередь уже известных умений и навыков, а также недостающих новых знаний и умений.
3. Поиск информации
Демонстрация различных способов поиска информации:
- Статьи – Разделы – жанры
- Словарь – ввод маски поиска «жанр» – выбор из предложенного списка
V. Практическая работа
Учащиеся получают индивидуальные задания. На выполнение работы отводится 5-7 минут.
- Найти в словаре и записать в тетрадь значение термина «опера» (смотри пункты меню Статьи – Разделы – Словарь).
- Найти в словаре и записать в тетрадь значение термина «симфонический оркестр» (смотри пункты меню Статьи – Разделы – Словарь).
- Найти в словаре и записать в тетрадь состав симфонического оркестра, а именно струнные и деревянные инструменты.
- Найти в словаре и записать в тетрадь состав симфонического оркестра, а именно медные духовые и ударные инструменты.
- Найти биографические данные о композиторе М.И. Глинки (смотри Статьи – Разделы – Композиторы) и записать в тетрадь ключевые даты.
- Найти информацию о произведениях М.И. Глинки в биографии композитора (смотри Статьи – Разделы – Композиторы) и записать в тетрадь ключевые даты.
- Найти информацию и записать в тетрадь сведения о создании оперы «Руслан и Людмила» ( смотри – Разделы – Произведения).
- Найти краткое содержание оперы «Руслан и Людмила» и выписать в тетрадь (смотри Статьи – Разделы – Произведения).
- Найти в словаре и записать в тетрадь значение термина «увертюра» (смотри пункты меню Статьи – Разделы – Словарь).
- Найти и прослушать (в наушниках) фрагмент звучания увертюры к опере «Руслан и Людмила» (смотри пункты меню Статьи – Разделы – Произведения, верхнее горизонтальное меню).
- Найти и просмотреть иллюстрации и видеофрагмент к опере «Руслан и Людмила» (смотри пункты меню Статьи – Разделы – Произведения, верхнее горизонтальное меню).
Порядок демонстрации: Иллюстрация 1 и 2 действия, видеофрагмент, 3 действие.
VI. Закрепление изученного материала
Учитель информатики
Демонстрация результатов поиска на экран:
Учитель музыки
Организация беседы посредством дополнительных вопросов и связующих фраз.
Методические рекомендации:
Стадия рефлексии (размышления) – это решение нескольких задач:
- обобщение полученной информации интегративного характера;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
- анализ учебной деятельности в процессе урока, пожелания для последующего проведения интегрированных занятий.
Методы: просмотр первоначально собранной информации, выступления учащихся, обсуждение.
VII. Заключительный этап. Подведение итогов
Учитель информатики: На сегодняшнем уроке вы узнали, что:
- для навигации по мультимедийной программе используется технология многоуровнего меню;
- любая современная программа обладает интерфейсом аналогичным программам, входящим в состав Windows;
- для поиска информации используется маска.
Учитель музыки: Вы познакомились с:
- такими понятиями, как жанр, опера, увертюра, симфонический оркестр;
- жизнью и творчеством М.И. Глинки;
- оперой «Руслан и Людмила»;
- иллюстрациями, видеофрагментами и аудиофрагментами.
Оценка знаний учащихся
Следует признать, что по итогам опроса учащихся
по теме бинарного урока «Изучаем музыку по
компьютеру»; наблюдение за их деятельностью на
протяжении занятия; применения мультимедийной
информационной технологий; модели «Критическое
мышление»; совместная работа педагогов по
подготовке учащихся к целостному восприятию
картины мира приобретает на сегодняшний день
особое значение в повышении качества
образования в целом.
Кроме этого такого типа урок решает
промежуточные образовательные задачи и
способствует:
- активизации мышления, помогает выделить цели обучения, повысить мотивацию;
- самосовершенствованию учащихся (дает возможность проявить себя, свои творческие способности);
- появлению навыков анализа информации (дает возможность принимать решение о том, что важно, а что нет, учит продуктивно оценивать ту часть информации, с которой они сталкиваются);
- взаимоуважению, развитию коммуникативных навыков.
Логическим завершением урока, как заметка на память учащимся, стали слова Роберта Бустрома: «Ученики, систематически размышляющие над своей базой знаний, думающие о том, как меняется их мир в процессе собственного роста и учения, начинают лучше слышать и понимать новые идеи и новые представления».