Открытый интегрированный урок в 7-м классе по теме "Изучаем музыку по компьютеру"

Разделы: Информатика, Музыка

Ключевые слова: Опера «Руслан и Людмила»


Тема урока: Изучаем музыку по компьютеру.

Предмет: информатика и музыка.

Класс: 7.

Цели:

  • Обучающие:
    • формирование умений, навыков по технологии обработки и поиска информации в мультимедийной программе «Энциклопедия классической музыки»;
    • ознакомление учащихся с информацией о творчестве М.И.Глинки и оперой «Руслан и Людмила».
  • Развивающие:
    • развитие познавательной активности учащихся и критического мышления;
  • Воспитательные:
    • повышение уровня информационной культуры учащихся;
    • нравственное воспитание учащихся;
    • расширение кругозора учащихся в области классической музыки.

Педагогические технологии:

  • мультимедийная информационная технология;
  • трехступенчатая модель технологии критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Оборудование: компьютеры типа Seleron 1200, видеопроектор, экран, CD-мультимедийная программа «Энциклопедия Классической музыки», памятки для учащихся, дидактический материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Учитель музыки: Сегодня ребята у вас необычный урок. Мы объединяем материалы двух предметов: музыки и информатики. Вы познакомитесь с жизнью и творчеством М.И. Глинки и его произведением «Руслан и Людмила»

Учитель информатики: А поможет вам в этом мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки», представляющая собой базу данных, с которой вам предстоит поработать. Запишите тему урока: «Изучаем музыку по компьютеру»

II. Мотивационный этап

Учителя сопоставляют традиционные методы получения информации с современными информационными технологиями – в частности знакомят с мультимедийной программой «Энциклопедия классической музыки».

Методические рекомендации: по ходу беседы учителя делают записи в виде схемы:

Учитель музыки

III. Актуализация опорных знаний

Жизнь и творчество М.И. Глинки. Опера «Руслан и Людмила»

Учитель музыки

Методические рекомендации: по ходу беседы учитель делает записи в виде схемы:

Вызов: обобщение знаний (термины жанр, опера, симфонический оркестр)

Учитель информатики

Технология поиска информации в базе данных «Энциклопедия классической музыки»

1. Запуск программы: Пуск – Программы – Cominfo – Энциклопедия классической музыки
2. Элементы интерфейса и уровни меню:

Методические рекомендации: демонстрация мультимедиа программы «Энциклопедия классической музыки»
Вызов: обобщение знаний
Следует обратить внимание на интерфейс программы, указать, в чем схожесть и отличие от программ входящих в состав Windows
Методы: мозговая атака, составление алгоритма.

IV. Этап изучения нового материала

Методические рекомендации:

Выполнение практической работы по следующей логической цепочке:

  • дублируется выполнение по образцу на экране

Стадия осмысления:

  • учащиеся вступили в контакт с новой информацией (поле ввода, результат поиска(информатика); увертюра, история создания оперы, прослушивание фрагмента увертюры к опере «Руслан и Людмила» (музыка))
  • систематизировали сведения;
  • сопоставили новую информацию с уже известной;
  • учились самостоятельно оценивать эффективность своего обучения

То что информацию о композиторе, терминах надо не просто просмотреть, а найти в ней предложенное задание, заставляет ученика работать с информацией более обдуманно, больше запоминать, искать оптимальный путь решения поставленной задачи, с привлечением в первую очередь уже известных умений и навыков, а также недостающих новых знаний и умений.

3. Поиск информации

Демонстрация различных способов поиска информации:

  • Статьи – Разделы – жанры
  • Словарь – ввод маски поиска «жанр» – выбор из предложенного списка

V. Практическая работа

Учащиеся получают индивидуальные задания. На выполнение работы отводится 5-7 минут.

  • Найти в словаре и записать в тетрадь значение термина «опера» (смотри пункты меню Статьи – Разделы – Словарь).
  • Найти в словаре и записать в тетрадь значение термина «симфонический оркестр» (смотри пункты меню Статьи – Разделы – Словарь).
  • Найти в словаре и записать в тетрадь состав симфонического оркестра, а именно струнные и деревянные инструменты.
  • Найти в словаре и записать в тетрадь состав симфонического оркестра, а именно медные духовые и ударные инструменты.
  • Найти биографические данные о композиторе М.И. Глинки (смотри Статьи – Разделы – Композиторы) и записать в тетрадь ключевые даты.
  • Найти информацию о произведениях М.И. Глинки в биографии композитора (смотри Статьи – Разделы – Композиторы) и записать в тетрадь ключевые даты.
  • Найти информацию и записать в тетрадь сведения о создании оперы «Руслан и Людмила» ( смотри – Разделы – Произведения).
  • Найти краткое содержание оперы «Руслан и Людмила» и выписать в тетрадь (смотри Статьи – Разделы – Произведения).
  • Найти в словаре и записать в тетрадь значение термина «увертюра» (смотри пункты меню Статьи – Разделы – Словарь).
  • Найти и прослушать (в наушниках) фрагмент звучания увертюры к опере «Руслан и Людмила» (смотри пункты меню Статьи – Разделы – Произведения, верхнее горизонтальное меню).
  • Найти и просмотреть иллюстрации и видеофрагмент к опере «Руслан и Людмила» (смотри пункты меню Статьи – Разделы – Произведения, верхнее горизонтальное меню).

Порядок демонстрации: Иллюстрация 1 и 2 действия, видеофрагмент, 3 действие.

VI. Закрепление изученного материала

Учитель информатики

Демонстрация результатов поиска на экран:

Учитель музыки

Организация беседы посредством дополнительных вопросов и связующих фраз.

Методические рекомендации:

Стадия рефлексии (размышления) – это решение нескольких задач:

  • обобщение полученной информации интегративного характера;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
  • анализ учебной деятельности в процессе урока, пожелания для последующего проведения интегрированных занятий.

Методы: просмотр первоначально собранной информации, выступления учащихся, обсуждение.

VII. Заключительный этап. Подведение итогов

Учитель информатики: На сегодняшнем уроке вы узнали, что:

  • для навигации по мультимедийной программе используется технология многоуровнего меню;
  • любая современная программа обладает интерфейсом аналогичным программам, входящим в состав Windows;
  • для поиска информации используется маска.

Учитель музыки: Вы познакомились с:

  • такими понятиями, как жанр, опера, увертюра, симфонический оркестр;
  • жизнью и творчеством М.И. Глинки;
  • оперой «Руслан и Людмила»;
  • иллюстрациями, видеофрагментами и аудиофрагментами.

Оценка знаний учащихся

Следует признать, что по итогам опроса учащихся по теме бинарного урока «Изучаем музыку по компьютеру»; наблюдение за их деятельностью на протяжении занятия; применения мультимедийной информационной технологий; модели «Критическое мышление»; совместная работа педагогов по подготовке учащихся к целостному восприятию картины мира приобретает на сегодняшний день особое значение в повышении качества образования в целом.
Кроме этого такого типа урок решает промежуточные образовательные задачи и способствует:

  • активизации мышления, помогает выделить цели обучения, повысить мотивацию;
  • самосовершенствованию учащихся (дает возможность проявить себя, свои творческие способности);
  • появлению навыков анализа информации (дает возможность принимать решение о том, что важно, а что нет, учит продуктивно оценивать ту часть информации, с которой они сталкиваются);
  • взаимоуважению, развитию коммуникативных навыков.

Логическим завершением урока, как заметка на память учащимся, стали слова Роберта Бустрома: «Ученики, систематически размышляющие над своей базой знаний, думающие о том, как меняется их мир в процессе собственного роста и учения, начинают лучше слышать и понимать новые идеи и новые представления».