Урок математики в 3-м классе по обновленно-традиционной системе "Начальная школа XXI в." на тему "Числовые равенства и неравенства"

Разделы: Математика


Цели:

  • сформулировать понятие о верных и неверных числовых равенствах и неравенствах;
  • показать равенства и неравенства как примеры математических высказываний;
  • научить свободно употреблять в своей речи слова: верное неравенство, неверное равенство, верное неравенство, неверное неравенство;
  • обеспечить повторение и закрепление ранее пройденного материала;
  • развивать логическое мышление.

Оборудование:

  • рисунки с изображением Волка и Зайца,
  • таблицы равенств, неравенств,
  • плакат с геометрическим заданием,
  • карточки для письменного опроса,
  • сундучок с карточками для устного счета.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Показ учителем карточек

- Какое число ввели в машину? (7., 35)

- Помогите пингвинчикам,

- Каков порядок выполнения действий в числовых выражениях?

18:6:3 = 1

(15 + 5):4 = 5 300-200+150 = 250

- Решите устно задачу. Человек спит третью часть суток. Сколько часов занимает сон? (24 : 3 = 8ч.) На доске записаны высказывания:

  1. Сегодня 1 января.
  2. Мне 18 лет.
  3. Который час?
  4. 2<5
  5. 40:5 = 8

- Что такое высказывание? (Предложение, о котором можно точно сказать верно оно или неверно, называют высказыванием. Любое другое предложение высказыванием не является).

- Какие бывают высказывания? (Верные и неверные).

- Определите, есть ли среди этих предложений высказывания?

- Объясните, почему?

- Обратите внимание на 4 и 5 высказывания.

- Уточните, как они называются?

- Как вы определили? Догадались? (По знаку <, = )

- Значит 4 высказывание - это верное неравенство.

- А 5 высказывание - верное равенство.

II. Постановка учебной задачи.

- Сегодня будем работать над числовыми равенствами и неравенствами.

- Будем учиться определять верные и неверные равенства и неравенства.

III. Открытие детьми нового знания.

- Давайте поможем нашим друзьям из Лесной школы. Это Волку и Зайцу.

На доске висит плакат с изображением Волка и Зайца.

3 + 4 = 7 9 > 7
8 * 5 = 45 6 < 10
12 – 9 = 3 8 * 4 > 48
18 : 3 = 9 7 + 5 < 10

- Какие высказывания у Волка? (Числовые равенства)

-Почему вы так считаете? Как вы догадались? (По знаку)

- Как вы считаете, прав ли Волк? (Нет)

- Какие высказывания у Зайца? (Неравенства)

- Как догадались? (По знаку: <, >)

- Прав ли Заяц, считая, что все числовые неравенства верные? (Нет)

- Почему? (Неравенство - это высказывание, поэтому есть верные и неверные неравенства)

- Какой можно дать совет Волку я Зайцу? (Числовые равенства и неравенства могут быть верными и неверными)

- А для этого, что нужно сделать? (Посмотреть на знак, проверить, решить, потом только сделать вывод: верно или неверно. Прикрепляются таблички на доску: Неверно (н) Верно (в)

IV. Первичное закрепление. Работа по учебнику с. 57 № 216.

Фронтальная работа (по цепочке читают, объясняют) Выписать верные равенства.

6 + 3 = 9 17-9 = 8 8*0 = 0 42 : 7 = 6.

Работа у доски с.57 № 217.

Записать верные неравенства и объяснить, почему являются верными неравенствами.

3 * 4 > 7(в) 12 - 8 < 5 (в)
12 > 7 4 < 5

V. Физкультурная минутка, (“Хомка”).

VI. Продолжение работы над учебной задачей. Решение задачи по рисунку учебника с. 58 № 224.

- Персонажи какой сказки? (Р.Н.С “Заячья избушка” Показ книги с иллюстрациями)

- Кто дальше живет от колодца?

- Почему?

Решение задачи на доске: (256 + 138)+ 256 = 650 (м.) Ответ: 650 метров.

- Можно ли утверждать, что записали числовое высказывание?

- Какое это равенство? (Верное)

- Почему? (По знаку, вычислили ответ верный)

VII. Вывод по учебной задаче

- Что можно сказать о числовых равенствах? (в. и н.)

VIII. Физкультурная минутка на глаза (по тренажеру лазерной указкой).

IX. Самостоятельная работа в парах,

На листочках отметить верные равенства и неравенства. Взаимопроверка.

Оценивание друг у друга по вариантам.

Вывод: равенства и неравенства — высказывания. Могут быть верными и неверными.

X. Выполнение заданий на повторение.

Плакат с изображением ломаной.

- Почему зайца трудно обнаружить по следам? (Путает их)

- Почему он путает следы? (Чтобы его не поймали)

- Какие следы оставляют зайцы ночью? (Прямые)

- Вот один такой заяц оставил нам с Вами следы.

- Что за рисунок получился? (Ломаная)

- Сколько вершин у ломаной?

- Какое слово зашифровано?

- Покажите и прочитайте (Молодцы)

XI. Проведение итога урока.

- Над чем работали?

-Большое спасибо за урок.

XII. Д/з:с. 57 №218.