I. Нормативная часть программы.
Пояснительная записка.
Программа физической подготовки предназначена для дополнительного физкультурного образования учащихся специальных (коррекционных) школ 8-го типа.
Программой не предусматривается специализированная спортивная подготовка учащихся. Она не ставит своей целью достижение максимально высоких спортивных результатов в каком-либо виде спорта. Программа предназначена для привлечения к занятиям возможно большего числа учащихся специальных (коррекционных) школ. Основным условием для занятий в группах спортивно-оздоровительной направленности служит наличие разрешения врача специального коррекционного учебного заведения.
Программа предназначена для организации внеклассных и дополнительных физкультурных занятий учащихся 3-5 классов специальных (коррекционных) школ 8-го вида. Программой предусмотрено три года занятий
Программа может быть использована специалистами по адаптивной физической культуре.
Цель. Целью программы является повышение уровня физической подготовленности умственно-отсталых детей 10-13 лет и достижение ими гармоничности в физическом развитии.
Программа имеет рецензию СибГУФК г. Омска д.п.н. Харченко Л. В.
1.1 Цель и задачи программы.
Целью программы является повышение уровня физической подготовленности умственно-отсталых детей 10-13 лет и достижение ими гармоничности в физическом развитии.
В соответствие с целью программой решаются следующие задачи:
- Развитие и коррекция двигательных качеств.
- Закрепление базовых, предусмотренных школьной программой, двигательных умений и навыков.
- Коррекция соматического состояния, обучение прием им саморегуляции организма (дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, приемы самомассажа);
- Коррекция и развитие познавательных процессов (память на двигательные действия, внимание к своим движениям и действиям и т.п.);
- Коррекция эмоционально-волевой сферы.
1.2 Недельная нагрузка и продолжительность одного занятия
Ввиду значительного отставания учащихся коррекционных школ, как в физическом, так и умственном развитии от нормы, программой предусматриваются меньшие величины недельной нагрузки по сравнению с программой для учащихся обычных ДЮЦ. Величина недельной нагрузки в группах спортивно-оздоровительной направленности не должна превышать 6 часов.
Продолжительность одного занятия в группах СОГ-1-3 не должна превышать более 2 академических часов (90 минут).
1.3 Условия комплектования групп
Зачисление в группы спортивно-оздоровительной направленности производится по желанию поступающего и при согласии родителей (либо ближайших родственников) и воспитателя специального (коррекционного) учебного заведения.
1.4 Наполняемость групп и их состав
Количество занимающихся в группах спортивно-оздоровительной направленности 1-3 годов обучения - не менее 10 человек. Для повышения эффективности занятий рекомендуется включение в состав групп нормально развивающихся школьников - одной девочки и одного мальчика.
Группы спортивно-оздоровительной направленности рекомендуется комплектовать, учитывая принцип сохранения состава классов. Это обусловлено как организационными факторами (отпадает необходимость в длительном согласовании расписания), так и психологическими (исключается проблема привыкания детей друг к другу, есть больше возможностей учитывать межличностную совместимость).
Желательно, чтобы возраст занимающихся в группах спортивно-оздоровительной направленности соответствовал возрасту основной массы учащихся специальных коррекционных школ.
Учебный план подготовки занимающихся в группах спортивно-оздоровительной направленности 1-3 годов обучения.
Разделы подготовки | Группы |
||
Теоретическая подготовка Общеразвивающие и корригирующие упражнения |
ОФП-1 | ОФП-2 | ОФП-3 |
8 |
8 |
8 |
|
32 |
32 |
32 |
|
Развитие двигательных качеств Развитие скоростно-силовых качеств
|
152 90 14 10 10 5 7 44 |
158 87 17 13 9 4 9 35 |
153 69 14 10 7 3 7 28 |
Развитие общей выносливости
|
45 7 8 8 32 |
55 11 11 11 22 |
69 7 17 17 28 |
Упражнения для развития гибкости | 17 |
16 |
15 |
Обучение двигательным умениям и
навыкам
|
98 10 8 18 14 18 10 20 |
86 10 8 14 14 12 10 18 |
85 10 8 13 14 12 10 18 |
Воспитательно-образовательные
мероприятия Участие в соревнованиях(в т.ч. переводные нормативы) Итого |
10 12 312 |
10 18 312 |
10 24 312 |
2. Планирование учебно-тренировочного процесса в группах спортивно-оздоровительной направленности 1-3 годов обучения.
В программе дано соотношение средств на развитие основных двигательных качеств для групп спортивно-оздоровительной направленности отдельно по каждому году обучения, а также для каждого месяца.
2.1 Примерная схема распределения материала по неделе.
1 занятие
- ОРУ без предметов и упражнения на гибкость
- Подвижные игры с элементами ОРУ
- Совершенствование двигательных умений и навыков
- Эстафеты с элементами ОРУ
- Релаксирующие подвижные игры
(на 1 неделе- ходьба и бег, на 2 неделе - прыжки на 3 неделе - метания и лазание на 4 неделе- гимнастические упражнения)
2 занятие
- ОРУ с предметами
- Подвижные игры с направленностью на развитие скоростно-силовых качеств
- Упражнения для развития скоростно-силовых качеств
(на 1 неделе- беговые упражнения на 2 неделе - прыжковые упражнения на 3 неделе- метательные на 4 неделе - беговые)
- Упражнения для развития силы мышц
- Эстафеты
3 занятие
- ОРУ в движении и упражнения на гибкость
- Подвижные игры с направленностью на развитие выносливости
- Упражнения для развития общей выносливости
(1-3 недели- бег, ходьба либо лыжи - в зависимости от времени года на 4 неделе- соревнования)
- Эстафеты с бегом
2.2. Содержание программного материала. Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Упражнения данного раздела применяются в основном в подготовительной части занятия. Они служат для организации занимающихся, для подготовки их организма к основной части занятия и коррекции двигательных нарушений. Кроме того, эти же упражнения используются и при проведении круговой тренировки, а также соревновательно-игровых упражнений. Приведенные ниже упражнения, конечно же, не исчерпывают всего многообразия форм физической культуры, и преподаватель может использовать и другие упражнения, доступные занимающимся.
Корригирующие упражнения следует применять, учитывая индивидуальные особенности детей.
Упражнения с предметами
С гимнастическими палками.
- Удерживание гимнастической палки двумя руками хватом сверху и хватом снизу перед собой, внизу, перед грудью, над головой.
- Перекладывание палки из одной руки в другую перед собой, над собой.
- Подъем гимнастической палки с пола хватом сверху и опускание на пол.
- Поворот палки из горизонтального положения в вертикальное по показу учителя.
- Подбрасывание и ловля палки в горизонтальном положении хватом снизу двумя руками.
- Перехваты гимнастической палки.
- Подбрасывание и ловля двумя руками гимнастической палки в вертикальном положении.
- Перекладывание гимнастической палки из одной руки в другую под коленом поднятой ноги.
- Выполнение упражнений из исходного положения – гимнастическая палка за головой, за спиной, перед грудью: наклоны вперед, в стороны, приседания.
- Подбрасывание и ловля гимнастической палки двумя руками хватом сверху.
- Подбрасывание и ловля гимнастической палки одной рукой.
С флажками.
- Из исходного положения основной стойки подъем рук в стороны, вперед, вверх, круговые движения, стоя на месте и в ходьбе.
- Движения руками с флажками в ходьбе.
- Разнонаправленные движения руками с флажками по показу учителя (“сигнальщики”).
- Поочередное отведение рук вправо-влево с флажками в руках.
- Простейшие комбинации изученных движений с флажками на счет 4 – 8 типа комплексов утренней зарядки.
С малыми мячами.
- Перекладывание мяча из руки в руку перед собой, над головой, за спиной.
- Подбрасывание мяча вверх.
- Перебрасывание мяча с одной руки на другую.
- Удары мяча о пол и ловля его двумя руками.
- Сгибание, разгибание, вращение кисти, предплечья и всей руки с удержанием мяча.
- Подбрасывание мяча вверх перед собой и ловля его двумя руками.
- Прокатывание мяча между ориентирами, по ориентирам.
- Подбрасывание мяча двумя руками и ловля его одной рукой.
- Подбрасывание мяча одной рукой и ловля его другой.
С большими мячами.
- Подъем мяча вперед, вверх, опускание вниз.
- Перекладывание мяча с одного места на другое.
- Перекладывание мяча с одной руки в другую, броски вверх, удары о пол, о стенку и ловля его двумя руками.
- Катание мяча сидя в парах, сидя по кругу, стоя на коленях.
- Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками после поворота направо, налево, кругом, после хлопка.
- Подбрасывание мяча на руке (правой, левой) несколько раз подряд.
- Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе.
- Перебрасывания мяча в кругу влево, вправо.
- Удары мячом о пол поочередно правой и левой рукой.
- Перекладывание мяча с руки в руку (с исходного положения – руки в стороны).
- Подбрасывание мяча вверх одной и двумя руками с последующей ловлей.
- Подбрасывание мяча вверх с хлопками руками и последующей ловлей.
- Передача мяча в кругу влево и вправо.
Упражнения для развития навыков правильного дыхания.
- Глубокое дыхание, подражая учителю. Вдох - нюхаем цветок, выдох - греем дыханием руки
- Обучение умению согласования дыхания с различными движениями: вдох – при поднимании рук, отведении их в стороны, выпрямлении туловища, разгибании ног; выдох – при опускании вниз головы, при наклонах туловища и приседаниях.
- Изменение глубины и темпа дыхания при выполнении общеразвивающих упражнений.
- Усиленное дыхание с движениями грудной клетки (на вдохе приподнимать надплечье, на выдохе сдавливать ладонями боковые поверхности грудной клетки).
- Произвольное изменение глубины и темпа дыхания в соответствии с характером движений.
- Правильное дыхание при выполнении простейших упражнений в различном темпе вместе с учителем: вдох медленно на 4 счета, выдох – резкий, короткий; вдох резкий, быстрый, выдох медленный на 4 счета; вдох спокойный на 3 – 4 счета, выдох спокойный на 3 – 4 счета.
- Тренировка дыхания в различных исходных положениях: сидя, стоя, лежа с различными положениями рук, ног, с преобладанием выдоха над вдохом.
- Правильное дыхание (грудное, диафрагмальное, смешанное) при выполнении упражнений без предмета.
- Глубокое дыхание с движением рук.
Упражнения для формирования правильной осанки.
- Принятие положения правильной осанки: стоя у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками.
- Из положения стоя у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками (обратить внимание при этом на отведение плеч слегка назад и на оптимальное выпячивание живота вперед), отойти от стенки и вернуться к ней, сохраняя исходное положение.
- Стоя спиной к стене, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками, поднимание рук вперед, вверх, в стороны; приседать, касаясь стенки затылком и спиной.
- Подъем гимнастической палки вверх широким хватом с отставлением ноги на носок.
- Самостоятельное принятие положения правильной осанки стоя, сидя, лежа.
- Стоя у вертикальной плоскости в положении правильной осанки, отойти на 1, 2, 3 шага; последовательно расслабить мышцы шеи, плечевого пояса, рук, туловища, затем вернуться в исходное положение.
- Выполнять различные движения головой, руками, туловищем с остановкой по сигналу и проверкой правильности осанки.
- Удерживание на голове небольшого груза с сохранением правильной осанки.
- Сохранение правильной осанки в ходьбе, удерживая небольшой груз в руках.
- С небольшим грузом на голове подъем на носки.
- Приседание с грузом на голове у вертикальной опоры, касаясь ее спиной и затылком.
- Игры с принятием правильной осанки по заданию или сохранению ее на протяжении всей игры.
- Ходьба с мешочком или дощечкой на голове, сохраняя правильную осанку.
- Ходьба по бревну, по гимнастической скамейке с сохранением правильной осанки с разнообразными движениями рук, с остановками, перешагиванием через мяч, веревочку, поворотами.
- Сохранение правильной осанки при перемене положения с закрытыми глазами.
- Висы на перекладине и на гимнастической стенке.
Упражнения для коррекции нарушений развития моторики рук.
- Поочередное и одновременное сгибание и разгибание пальцев в кулак.
- Разведение и сведение пальцев (пальцы врозь, кисть в кулак).
- Сжимание и разжимание пальцев одновременно правой и левой руками, поочередно, закрыв глаза
- Круговые движения кистями в лицевой плоскости, вовнутрь и наружу.
- Одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке и разгибание на другой в медленном темпе по показу учителя.
- Сжимание пальцами кисти малого мяча.
- Поочередное противопоставление пальцев правой и левой руки.
- Круговые движения кистями с сжиманием и разжиманием пальцев.
- Отжимание от стены, скамейки ладонями рук с разведенными в стороны пальцами.
- Перекладывание мелких предметов с места на место.
- Руки в “замок” - круговые движения влево-вправо, вперед-назад
- Перекладывание мячей разного диаметра.
- Броски мяча о стены с разного расстояния и его ловля.
- Удары мяча об пол и его ловля двумя руками, одной рукой. (Ловля мяча производится хватом сверху и хватом снизу.)
Упражнения для укрепления голеностопных суставов и стоп.
Профилактика плоскостопия.
- Сидя на гимнастической скамейке (на полу), сгибание и разгибание пальцев ног, стоп, круговые движения стопой, напряженные сгибания и разгибания пальцев ног
- Тыльное и подошвенное сгибание стопы с поочередным касанием пола пяткой, носком
- Смыкание и размыкание стоп;
- Прокатывание стопами каната;
- Захватывание стопами мешочка с песком (мяча) с последующими бросками его в веревочный круг, в обруч и передачей соседу по ряду.
- Ходьба по ребристой доске.
- Ходьба с наступанием на канат, на гимнастическую палку, на рейки лестницы, положенных на пол.
- Приседание на носках, на всей ступне.
- Подтягивание стопой веревки, лежащей на полу, поднимание ее над полом, удерживание пальцами ног.
- Захватывание стопой предметов с подниманием их от пола и подбрасыванием вверх.
- Сжимание кистями рук эспандера.
- Передача мяча по кругу ногами, стопы ног обхватывают мяч.
- Катание мяча одной ногой с прыжками на другой.