Успех в учении - единственный
источник внутренних сил ребёнка,
рождающих энергию для преодоления
трудностей, желания учиться.
В.А.Сухомлинский
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется рядом причин.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, речи, коммуникативных способностей.
Интегрированный урок положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне.
Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности.
Цель: Развитие мысли в единстве с чувствованием.
Задачи:
Познавательный аспект
- Выявить основные осенние явления в неживой природе, признаки осени:
- уменьшение продолжительности светового дня;
- понижение температуры воздуха;
- понижение температуры почвы.
- Рассмотреть взаимосвязь факторов неживой природы осенью с жизнью растений, животных.
- Учить делать выводы об осенних изменениях в неживой и живой природе, подвести к мысли, что любые изменения в неживой природе влекут за собой изменения в живой природе.
Развивающий аспект
Развивать:
- способности детей видеть, слышать, чувствовать красоту природы осенью на основе восприятия музыкального произведения, поэтического и литературного текстов;
- мышление (самостоятельность, критичность, аналитичность, системность);
- любознательность, стремление к исследовательской деятельности, самостоятельному поиску дополнительной информации, тяги к глубокому погружению в изучаемую тему;
- формировать коммуникативные навыки: приобретение опыта сотрудничества, умение общаться, работать в группах, выдвигать гипотезы, доказывать, распределять объём работ.
Воспитательный аспект
Воспитывать:
- нравственное отношение к окружающей природе;
- уважение к товарищам, их мнению.
Оборудование:
- музыкальный ряд: П.И.Чайковский, альбом “Времена года”- “Осенняя песня”;
- зрительный ряд: подборка фотоиллюстраций осеннего леса;
- литературный ряд: отрывки из стихотворений, произведений писателей о природе, учебник Н.А.Чураковой “Литературное чтение”, 3кл., энциклопедии;
- для театрализации костюмы скворца, берёзы, рябины и лиственницы.
Ход урока
- Организационный момент
- Постановка темы и целей урока
Сегодня на уроке будем говорить об очень интересном явлении в природе, а о каком, попытайтесь понять, прослушав отрывок из музыкального произведения П.И.Чайковского “Времена года” (звучит музыка)
Каков характер музыки? (спокойная, плавная)
Какие чувства вы испытывали?
О чём вам напомнили эти звуки?
Какое время года передал П.И.Чайковский? Почему? Какие картины вы представили?
Сегодняшний урок мы посвятим осени, рассмотрим
осенние изменения в неживой и живой природе, их
взаимосвязи на примере литературных и
поэтических произведений, энциклопедий,
объясним, почему происходят эти изменения.
Работа со зрительным рядом.
Такой представил себе осень в музыке П.И.Чайковский. Перед вами фотоиллюстрации осеннего леса. Внимательно рассмотрите. Какая иллюстрация более созвучна с осенней картиной композитора? Почему?
А какое настроение создаёт осень у вас? Вспомните поэтические строчки, созвучные с осенними картинами (дети читают отрывки из стихотворений об осени и наблюдают, с какой иллюстрацией они созвучны)
- Литературное чтение. Анализ осенних изменений в произведении Д.Н. Мамина - Сибиряка “Серая Шейка”
О том, какие изменения происходят в природе с наступлением осени, мы узнаём не только из рассказов, стихотворений, но и из сказок. Например, из сказки Д.Н.Мамина - Сибиряка “Серая Шейка”.
Мы с вами начали работу с этим произведением, сегодня на уроке продолжим. Какое настроение, чувства появляются при чтении начала сказки? (тревога, грусть, страх)
Почему? (С наступлением холодов, у птиц нарастает страх и тревога перед перелётом, так как преодолеть нужно большое расстояние; грусть - приходится покидать родные края)
Какими словами, выражениями передаёт писатель эти чувства? Зачитайте.
Кому вдвойне было тяжело от предстоящего перелёта? (Серой Шейке и её маме)
Почему? (Серая Шейка вынуждена остаться)
Прочитайте следующее описание осенних изменений в сказке. Как вы думаете, зачем автор даёт нам это описание? (Чтобы лучше понять чувства героев: читая описание осенней природы, мы ярко представляем ту действительность, в которой жили Серая Шейка и её мама, и нам передаются те же чувства тревоги и страха, что и чувствовали главные герои.)
Если бы вам пришлось проиллюстрировать строчки произведения, как бы вы изобразили осень? Какие бы краски взяли?
К какой фотоиллюстрации ближе осень из сказки Д.Н.Мамина - Сибиряка “Серая Шейка”?
- Минутка отдыха с движениями.
Мы листочки осенние
На веточках сидели.
Дунул ветер, полетели.
Полетели, полетели и
На землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покружил
И на место посадил.
- Окружающий мир.
1) Проблемная ситуация.
Театрализация сказки “Скворец и осень”
А теперь все мы в театре. Будем смотреть сказку “Скворец и осень”. По окончанию сказки скажите, какое объяснение осенним изменениям даётся в сказке.
Жил да был скворец. Песни распевал и птенцов насиживал. Быстро пролетели тёплые и летние деньки. Осень стоит на пороге. Жалко стало скворцу уходящего лета. Полетел он к берёзе и просит:
- Берёза, берёза, останови осень. Я тебе за это песенку спою.
Поднатужилась берёза, даже листики на ней пожелтели, но осень остановить не смогла. Полетел он к рябинке и просит:
- Рябинка, рябинка, останови осень. Я тебе за это песенку спою.
Собрала рябина все свои силы, даже листики на ней покраснели, но осень остановить не смогла. Полетел скворец к лиственнице и просит:
- Лиственница, лиственница, останови осень. Я тебе за это песенку спою.
Закачалась и затряслась лиственница, даже иголочки с неё осыпались. Но осень остановить и она не смогла.
Пришлось скворцу собираться в тёплые края, подальше от сырой и голодной осени.
С той поры скворец каждый год просит деревья, чтобы они остановили осень. Ничего у них не получается, только листочки желтеют, краснеют, да на землю осыпаются.
2) Постановка проблем.
Так какое объяснение осенним изменениям даётся в сказке?
Вы посмотрели сказку и прочитали произведение Д.Н.Мамина - Сибиряка “Серая Шейка”. Какая общая тема в этих произведениях? (наступление осени)
Что происходит осенью в жизни скворца и уток? (улетает на юг) Ставлю перед вами первый проблемный вопрос, что заставляет птиц улетать в тёплые края?
О каком ещё явлении в природе рассказывалось в сказке? (желтеют и опадают листья) Ставлю перед вами второй проблемный вопрос, почему листья осенью меняют цвет и опадают?
Ставлю проблемы перед детьми. (Проблемы появляются на доске)
Что заставляет птиц улетать в тёплые края? |
Почему листья осенью меняют цвет и опадают? |
Как готовятся животные леса к зиме? |
Какие изменения происходят осенью в неживой природе? |
3) Работа в группах.
Ваша задача, пользуясь текстом из учебника по литературному чтению, энциклопедий и текстами др. писателей, ответить на поставленные вопросы, обосновать, установить взаимосвязи и всю работу творчески оформить на листе бумаги (А3) в виде “карты мыслей”.
И каждая группа должна ответить на вопрос: “Почему происходят сезонные изменения в природе?”
Дети разделены на четыре группы. Четыре группы - четыре проблемы. Детям предлагается материал (рассказы писателей о природе), энциклопедии, опорные выражения, из которых они должны выбрать подходящие. Ученики перебирают, анализируют имеющиеся знания по этому вопросу, и активно включаются в добывание недостающих знаний. Изучив материал, опираясь на свой опыт, свои знания, дети записывают (подклеивают) варианты ответов столько, сколько у них возникает ассоциативных связей, и таким образом у детей получается “карта мыслей”.
Идёт проверка. Дети (представители от групп) формулируют, обосновывают свои идеи, доказывают. Высказанные идеи подвергаются анализу, оценке, выбираются лучшие путём признания окружающими (на доске появляются опорные схемы в виде “карты мыслей”.
4)Выступление представителей групп.
Работает первая группа, представляя свою “карту мыслей”. По ходу выступления устанавливаем взаимосвязи.
Почему происходят все эти изменения? Какая главная причина?
Все эти изменения происходят от того, что солнце осенью поднимается невысоко. Солнце по небу совершает свой путь в виде дуги. Чем ниже солнце, тем меньший путь проходит по небу.
Осенью солнце всходит позже, поднимается невысоко, отсюда и день короче, а ночь длиннее. За короткий день воздух, земля не успевают прогреться, поэтому наступает похолодание.
Работает вторая группа, представляя свою “карту мыслей”
При осенних похолоданиях, из-за недостатка света и тепла, прекращается образовываться питательное вещество зелёного цвета (хлорофилл), так как растения прекращают потреблять воду и углекислый газ, и лист приобретает другой цвет.
Работает третья группа, представляя свою “карту мыслей”
Засыхают травы исчезает пища для насекомых (нектар) прячутся насекомые для насекомоядных птиц наступает голод улетают в края, где тепло и много корма для хищных теплолюбивых птиц наступает голод
улетают в края, где тепло и много корма.
Работает четвёртая группа, представляя свою “карту мыслей
Дети дополнительно готовят интересный материал о том, как разные животные готовятся к зиме
6) Обобщение.
Вы, ребята, очень внимательно прослушали выступления товарищей. Попытайтесь сделать вывод. Ответьте на вопрос: почему в природе происходят такие осенние изменения? (Варианты ответов детей)
Всё в природе взаимосвязано: живая и неживая природа, любые изменения в неживой природе влекут за собой изменения в живой природе.
Обобщение появляется на доске в виде схемы
|
- Итог урока. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Написать сочинение- загадку от имени любого лесного животного, который расскажет о том, как он готовится к зиме, и мы по описанию должны будем отгадать о ком речь.
Спасибо, ребята, за работу на уроке.