Пояснительная записка
Программа элективного курса “ Города Татарстана” для учащихся 9 классов.
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с крупными и малыми городами РТ и их ролью. Рассматривая особенности истории возникновения, географического положения, функций городов, а также об основных этапах их роста, учащиеся получают первоначальные знания по урбанистике. Курс “ Города Татарстана” представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по экономической, политической и социальной географии. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей. Важная особенность предложенного курса заключается в том, что его можно рассматривать как своего рода универсальный курс, который могут быть предложен слушателям разных профилей. При этом в данном случае его содержание может максимально способствовать реализации углубленного содержания выбранных в соответствии с профилем предметов, в другом, что не менее важно, нести в себе общезначимую культурологическую направленность, способствовать формированию всесторонне образованной личности.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: географическими картами, учебником, дополнительной литературой, диаграммами, рисунками. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную ( индивидуальную или коллективную) работу учащихся. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы. Рекомендуется проводить исследовательские работы по изучению истории развития и современного состояния города Нижнекамска, составление проектов о перспективе развития малых городов РТ, разработки возможных туристических маршрутов.
Основные цели курса: создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению городов родного края, к самостоятельному приобретению знаний, развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
Задачи курса:
- Расширение знаний по экономической и социальной географии РТ. Развитие творческой активности.
- Изучение возможностей развития малых городов РТ.
- Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению истории возникновения, географического положения, функций городов. Формирование навыков работы с географической литературой.
- Развитие умений защиты проектов и составления описательной характеристики.
Содействие нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- понятия “город”, “урбанизация”, “городская агломерация”,
- классификация городов,
- историю возникновения и развития городов РТ,
- выгодность географического положения.
Учащиеся должны уметь:
- использовать учебник, дополнительную литературу, карты для составления характеристики городов,
- составлять проекты развития городов и их защищать,
- давать на основе различных источников характеристику туристического центра, разработать новые маршруты.
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем курса | Всего часов | Лекции | Практические работы | Семинары | Форма контроля |
1. | Введение. Город, типы городов, классификация, урбанизация, городские агломерации в РТ. | 1 | 1 | - | - | Тестирование |
2. | Казань – столица РТ. | 1 | 1 | - | - | Тестирование |
3. | Крупные города Прикамья. | 1 | - | 1 | - | Тестирование |
4. | Города Юго-восточного Закамья. | 1 | - | 1 | - | Тестирование |
5. | Ожерелье малых городов РТ. | 1 | - | - | 1 | Защита проектов развития малых городов. |
6. | Исторические центры РТ. | 1 | - | - | 1 | Участие в семинаре. |
7. | Нижнекамск – колыбель моего детства. История возникновения и развития города. | 1 | 1 | - | - | Тестирование |
8. | Развитие туризма в городах РТ. | 1 | - | 1 | - | Защита проектов туристического маршрута по городам РТ |
9. | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 | - | Анкетирование |
Содержание программы
Тема 1. Город, типы городов, классификация, урбанизация, городская агломерация (1 час).
Определение города, Типы городов РТ. Классификация городов по различным признакам: ЭГП, истории возникновения, численности населения, национальному составу, функциям.
Определение урбанизации, урбанизация в РТ, сравнение с регионами России.
Определение городской агломерации, городские агломерации в РТ. Работа по карте.
Тема 2. Казань – столица РТ (1 час).
ЭГП города, история возникновения, население, развитие хозяйства, образования и науки, культуры. Историко-архитектурные объекты города. Концепция развития столицы РТ.
Тема 3. Крупные города Прикамья (1 час).
История возникновения крупных городов Прикамья: Набережных Челнов, Нижнекамска, Елабуги.
Практическая работа по составлению характеристики ЭГП, изучению развития хозяйства. Организация работы по учебнику и картам.
Тема 4. Города Юго-восточного Закамья (1 час).
Практическая работа. Определение по картам и учебнику ЭГП, характеристика природных ресурсов, населения, изучение развития хозяйства.
Тема 5. Ожерелье малых городов РТ (1 час).
Подготовка: опережающее задание по самостоятельному изучению и подбору дополнительной литературы по малым городам РТ.
Групповая работа. Презентация малых городов и перспектив их развития
( защита проектов).
Содержание проектов: 1. История возникновения города. 2. Историко архитектурные ценности. 3. Возможности развития туризма.
Тема 6. Исторические центры РТ (1 час).
Семинарское занятие.
История возникновения Казани, Елабуги, Булгар. Историко-архитектурные объекты.
Тема 7. Нижнекамск – колыбель моего детства. История возникновения и развития города (1 час).
Лекция. История возникновения. Первостроители города. О чем говорят названия улиц города. Градообразующие предприятия.
Тема 8. Развитие туризма в городах РТ (1 час).
Практическая работа в группах. Разработка туристических маршрутов по городам РТ.
Итоговое занятие (1 час). Итоговая контрольная работа.
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.
Принимая во внимание краткосрочность элективного курса, представляется целесообразным на первом занятии познакомить учащихся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объёмом самостоятельных и практических работ, которые им предстоит выполнить за данное время.
Одним из аспектов подготовки к преподаванию данного курса является разработка критериев оценивания учебных работ учащихся, а также учет их участия в семинарских занятиях. Рекомендуется разработать своеобразный рейтинг, результаты которого должны быть известны учащимся по завершении изучения каждой темы, и по итогам изучения курса в целом.
Тема 1. Город, типы городов, классификация, урбанизация, городские агломерации в РТ.
В рамках содержания первой темы учащиеся получают знания о городах РТ и их типах, а также знакомятся с основаниями многочисленных классификаций городов и основными стадиями роста.
Основные понятия: город, урбанизация, городская агломерация. Лекция носит установочный характер. Учащиеся получают основы теоретических знаний и необходимый и достаточный фактический материал для дальнейшей самостоятельной работы. Занятие может быть завершено тестированием по контролю за усвоением понятий темы.
Тема 2. Казань – столица РТ.
В рамках содержания этой темы слушатели курса знакомятся с историей возникновения города как центра Казанского ханства. При подготовке лекции важно использовать исторический фактический материал об этапах развития хозяйства города, статистический материал по населению. Рекомендуется использовать слайды с фотографиями города Казани.
Казань – крупный промышленный узел в Поволжье. Целесообразно познакомить со специализацией города, производственными связями с другими регионами России. Познакомить с развитием образования и науки, культуры.
По итогам изучения этой темы полезно провести промежуточное тестирование.
Темы 3, 4. Города Прикамья и Юго-восточного Закамья.
Практическую работу рекомендуется организовать по картам и учебнику. Учащимся предлагается работать в группах, охаратеризовать ЭГП крупных городов РТ, определить их специализации. Производственные связи, дать сравнительную оценку хозяйства. Проводится промежуточное тестирование.
Тема 5. Ожерелье малых городов РТ.
Учителю рекомендуется дать опережающее задание: подготовить презентацию малых городов и проект их развития ( по выбору). Составление проектов стимулирует учащихся активно участвовать в развитии хозяйства республики, а защита их учит убеждать. Учащиеся разбиваются на 3-4 групы, выбирают самостоятельно формы и методы защиты проекта. Важно поставить перед учащимися проблемные вопросы сравнительного характера.
Тема 6. Исторические центры РТ.
Семинарское занятие проводится по результатам исследовательских работ изучения истории Казани, Елабуги, Булгар, как исторических центров РТ. На семинаре учащиеся рассказывают о результатах проведенных исследований и выступают с индивидуальными и коллективно подготовленными сообщениями о признании их историческими центрами, туристическом бизнесе, памятных местах, памятниках истории, архитектуры.
Тема 7. Нижнекамск – колыбель моего детства. История возникновения и развития города.
Лекция об истории возникновения города, первостроителях. Заочная экскурсия по улицам города “ Что в имени твоем?..”, так как названия проспектов и улиц рассказывают о многом: специализации, истории, о людях этого региона… По итогам изучения города провести промежуточное тестирование.
Тема 8. Развитие туризма в городах РТ.
Учитель знакомит учащихся с туристическими маршрутами по Татарстану. Предлагает в группах разработать новые маршруты по городам: пешеходные, на автобусе, по водному пути и т.д.
На итоговом занятии подводятся итоги изучения элективного курса
“Города Татарстана”. Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга по итогам работы, которые может быть включены в школьный портфолио. На заключительном занятии также целесообразно провести обсуждение содержания данного элективного курса, и форма его проведения, выяснить предложения и пожелания учащихся или провести итоговое анкетирование.
В заключение отметим, что содержание данного элективного курса предлагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:
- анализ исторических, географических и политических карт городов;
- анализ статистических материалов;
- составление карт и комментариев к ним;
- составление типологических таблиц и классификаций;
- подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников материалов периодической печати, информационных ресурсов ИНТЕРНЕТ.
Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой.
Содержание элективного курса предлагает учащимся следующие возможности самоопределения, как например, выбор:
- объекты изучения;
- форм и видов итоговой работы;
- тему и форму представления итоговой работы.
Рекомендуемая литература:
- Ахмадуллин Ш.А. Буинск: страницы истории. Татарское книжное издательство,Казань, 1991.
- Закиев З. и др. Республика Татарстан: Памятники истории и культуры. Издательство “ Эйд”, Казань, 1993.
- Зарипов М. Звездный час Нижнекамска. Татарское книжное издательство, Казань, 1981.
- Мустафин М.Р., Хузеев Р.Г. Все о Татарстане. Татарское книжное издательство, Казань,1992.
- Недорезова И. На фоне волжских пейзажей белеют храмы Свияжска./Татарстан.№9-10, 1992,стр.86./
- Недорезова И. Счастливо тебе, Мензелинск, оставаться. / Татарстан. №1, 1993, стр.34./
- Недорезова И. Татары высокое почтение имеют к сему месту. / Татарстан, 1994, №12, стр.81./
- Недорезова И. Чистое поле на Каме. /Татарстан. 1992,№11-12. стр.194./
- Педикяев А.М. Зеленодольску – полвека. Татарское книжное издательство, Казань, 1982.
- Рахимов З. Шугур – край сокровищ. Фирма “Стар”, 1997.
- Сорокин Н.М. Над шишкинским бором рассвет. Издательство “Экономика”, Казань,1998.
- Тайсин А.С. География Татарстана.Издательство “Магариф”, Казань, 1998.
- Усманов М.А. Знаменитые люди о казанском крае. Татарское книжное издательство, Казань, 1990.