Цель урока: через чувства и ощущения показать учащимся сущность и причины таяния снега ( в частности Снегурочки), развивать умения работать в парах и группах, развивать творческие способности, воспитывать любовь к природе, к прекрасному.
Оборудование. Иллюстрации к сказке “Снегурочка”, снег в стакане.
Создание эмоционального настроя.
(Звучит музыка П.И.Чайковского Времена года”, “Январь”)
Закройте глаза. Расслабьтесь. Вслушайтесь в звуки музыки. Представьте: Падает первый пушистый снег, Земля одевается в зимний наряд. Вы ждёте, что выйдете скоро во двор погулять. Ваше лицо горит от легкого морозца. Вам весело! Слышится лёгкий скрип под ногами. Но на улице не холодно. И на память приходят строки А.С.Пушкина.
Индукция. Откройте глаза. Давайте вспомним эти строки и запишем в тетрадь:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится
Прочитайте ещё раз эти строки и запишите слово или словосочетание, отражающее то, о чем идет речь в этих строках. (Белый снег)
Самоконструкция.. Прочитайте эти строки ещё раз и составьте вопросы, которые у вас возникли при чтении.
Социализация. Дети проговаривают свои вопросы
(Учитель записывает вопросы на доске.)
- почему снег белый?
- почему кружится в воздухе?
- почему снег холодный?
- откуда падает снег?
- куда падает снег?
- почему снег тихо падает?
- почему снег ложится на землю?
Социоконструкция. Работая в парах, ответьте на вопросы. После обсуждения запишите в тетрадь ответ на один из вопросов (желательно, чтобы вопросы были выбраны разные, здесь требуется помощь учителя, т.к это дети 2-го класса)
Социолизация. Каждая пара учащихся зачитывает свои ответы. Другие дополняют.
(Примерные ответы детей. “Потому что дует ветер, падает с небес. и т.д).
Разрыв.
Учитель. У меня тоже появились вопросы. Попробуйте ответить на них.
- почему снег бывает чаще всего зимой?
- что такое снег?
- а что такое снежинка? ( ответ ученика : “Паутинка”)
- когда из снега можно лепить Снеговиков, Снегурочек?
- о каком природном явлении идёт речь? (Оттепель)
- что такое оттепель?
- каковы её причины? (рассматриваем снег в стакане)
(Учитель записывает вопросы на доске)
Социоконструкция. Вспомните русскую народную сказку “Снегурочка” (С текстом дети познакомились накануне )
- Обсудите в группах следующие вопросы. (Работа в группах. 3 группы)
Социолизация. Представители групп отвечают на поставленные вопросы.
Вопрос 1 группе. “Почему Снегурочка ожила?”
Ответ. (Любовь и желание деда с бабой помогли ей стать живой)
Вопрос 2 группе. “ Проследите, как менялось настроение Снегурочки. Почему?”
Ответ. (“ Она стала грустить. Повеселела, когда выпал град. Во всем виновато тепло, солнышко”. )
Вопрос 3 группе. “Почему Снегурочка растаяла? Куда она исчезла?”
Ответ. (Огонь сильнее снега, превратилась в облако, ушла в вечность.)
Самоконструкция. Просмотрите все свои записи, сделанные на уроке, вспомните, с чего начался урок, представьте себе Снегурочку. Поразмышляйте на одну из предложенных тем, запишите в тетрадь.
- Прощальное письмо Снегурочки.
- Прощальное письмо Снегурочке.
(Звучит музыка, учащиеся выполняют творческую работу.)
Афиширование. Учащиеся вывешивают свои работы на доске. А желающие озвучить свои работы, зачитывают их перед классом.
Рефлексия. Прислушайтесь к себе. Вспомните, как менялись ваши ощущения и чувства в процессе работы. Подумайте, как бы вы охарактеризовали свое состояние в настоящий момент. Учитель записывает высказывания детей на доске.
Из высказываний учащихся: Задумчивость. Тишина. Печаль. Грусть. Радость. Прощание. Вечность
Из творческих работ учащихся.
Голованов Илья, 2 “А” класс
Тема: Снегурочка.
На стекле – морозный иней!
Сколько чёрточек и линий!
Знаю только я одна.
Кто стоит там у окна.
На стекло снежинка дышит
И прилежно буквы пишет,
Водит пальчиком сама:
“с” - снежинка, “з” - зима..
“Прощальное письмо Снегурочке”.
Невзорова Даша, 2 класс “А”
Дорогая Снегурочка!
Не переживай, Снегурочка, что ты превратилась в облачко. Ты летишь высоко над землёй и видишь красивые просторы. Но скоро ты станешь дождиком. После дождя зацветут деревья и цветы. Спасибо, Снегурочка, за то, что ты подарила нам радость.
“Прощальное письмо Снегурочке”
Колмакова Ольга, 2 “А” класс
Дорогая Снегурочка!
Мне очень жаль, что, перепрыгнув через костёр, ты растаяла. Я поняла, что в один прекрасный день ты выпадешь в образе дождя или снега и вновь поднимешься на небо.
А ты скучаешь по дедушке и бабушке?
Желаю тебе удачи.
“Прощальное письмо Снегурочке”
Ермаков Миша, 2 класс “А”
Здравствуй, дорогая Снегурочка!
Я за тебя очень беспокоюсь. Зимой ты была весёлая, радостная, румяная, счастливая!. Теперь пришло лето, а у тебя настроение все хуже и хуже. Будь осторожнее, береги себя и не прыгай через костёр с подружками.
Желаю тебе здоровья, счастья и удачи! Надеюсь, встретимся в следующем году.
Твой друг.
“Прощальное письмо Снегурочки”
Исмаилов Эммин 2 “А” класс
Дорогие бабушка и дедушка!
Вот и наступила весна. С каждым днём становится все теплее и теплее. Тает последний снег. Скоро растаю и я. Но вы не печальтесь. Следующей зимой с первым же снегом я вновь вернусь к вам. Будьте счастливы и здоровы!
Ваша внучка Снегурочка.
“Прощальное письмо Снегурочки”
Симкина Катя 2 “А” класс
Дорогие дедушка и бабушка!
Я ухожу с подружками в лес погулять. Знаю, что больше к вам не вернусь. Не волнуйтесь за меня. Живите и радуйтесь жизни. А со мной вы ещё встретитесь следующей зимой.
Ваша внучка Снегурочка.