Одной из актуальных проблем в педагогике является - развитие памяти.
Память играет в жизни человека большую роль. Она лежит в основе любого психологического явления, связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности.
Память - важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти привлекает внимание психологов. Существует достаточно большое количество теорий, пытающих объяснить процессы памяти. Исследованием памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В каждой их этих наук существуют свои теории памяти: психологические (Г.Эббингауз, К.Левин, П.Жане), биогенетические (И.П.Павлов, И.М.Сеченов), физиологические (Л.С.Выгодский). Мною при изучении этой проблемы были изучены различные теории, труды известных психологов. Я ознакомилась с трудами: Ушинского, Сосновского, Леонтьева, Лурия, Петровского, Смирнова.
Я уже сказала, что ученые и методисты до сих пор занимаются исследованием развития долговременной памяти и формированием орфографического навыка у школьников. Меня заинтересовали эти проблемы, которые и послужили выбору моей темы. В моем эксперименте информаторами были 20 учащихся 1б класса школы № 4 г.Мариинска.
Цель данной работы – выявить и проверить на практике пути развития памяти младших школьников.
Задачи:
- изучить и проанализировать научно-методическую, психолого-педагогическую литературу и практический опыт по развитию памяти младших школьников;
- определить формы, методы и средства развития памяти младших школьников на уроках русского языка;
- подобрать систему упражнений, способствующих развитию памяти младших школьников.
Объект исследования: процесс развития памяти детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: пути развития памяти учащихся 1 класса в учебно-воспитательном процессе.
Гипотеза: я полагаю, что развитие памяти младших школьников будет осуществляться эффективнее, если:
- осуществляется поэтапная диагностика развития памяти младших школьников.
- определено содержание индивидуальной и групповой работы по развитию памяти младших школьников.
Выявлены и экспериментально проверены формы, методы, средства по развитию памяти младших школьников.
Мною проводилась экспериментальная работа по развитию памяти младших школьников. Она состояла из 3х этапов. На первом этапе я провела диагностику памяти учащихся 1б класса. В этом эксперименте участвовало 20 обучающихся, 5 девочек и 15 мальчиков, 15 детей до обучения в школе посещали детский сад. Кроме того, был проанализирован уровень сформированности орфографического навыка. С этой целью учащимся было предложено написать диктант. После проверки диктанта я разделила работы учащихся на уровни: высокий, средний, низкий. Эксперимент показал, что учащиеся недостаточно хорошо владеют основами правописания, допускают ошибки в написании слов. С целью выявления уровня развития долговременной памяти я использовала методику А.Р.Лурия “Заучивания 10 слов”. Читаются 10 слов и ребенок сразу после прочтения их называет, затем слова читаются и через некоторый промежуток, учащиеся должны их воспроизвести. После проведения этой методике, я также выявила уровни запоминания слов учащимися.
- от 7-10 слов – дети с высоким уровнем развития долговременной памяти
- от 5-7 слов – со среднем уровнем
- от 1-5 слов – с низким уровнем
Данные эксперимента показали, что с числом повтора растет число правильных ответов. Я подобрала ряд методик для определения уровня развития памяти младших школьников (приложение № 1). Таким образом, анализ результатов экспериментальных работ позволил наметить пути работы для успешного развития долговременной памяти способствующей формированию орфографического навыка. На втором этапе я подобрала различные методики запоминания словарных слов. Мне удалось разработать и свою методику запоминания слов на основе ассоциативного образа, способствующую улучшению долговременной памяти.
Проблема: научить детей писать грамотно словарные слова.
Средства: использование метода ярких ассоциаций.
Суть метода: трудные орфограммы словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании словарного слова (приложение № 2).
После проведения мною работы (использование ассоциативного метода при запоминании словарных слов, а также других приемов, способствующих развитию памяти младших школьников) я предложила обучающимся написать диктант, в котором использовалось такое же количество словарных слов, что и в первом диктанте в самом начале моего эксперимента. Результаты сравнила и записала в таблицу (приложение № 3).
Также я повторно применила методику А.Р. Лурия “Заучивания 10 слов” полученные результаты сравнила и записала в таблицу (приложение № 4). Использованные мною в ходе экспериментальной работы методике способствовали развитию долговременной памяти младших школьников, что привело к улучшению орфографического навыка. Моя экспериментальная работа позволяет сделать вывод о том, что правильно подобранные методы, средства и формы работы с учащимися младших классов, системность в использовании упражнений для развития памяти младших школьников дают положительный результат.
Заключение:
Младший школьник имеет свои психологические особенности, связанные с сохранением в памяти его воспроизведения, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования. На основе исследования я пришла в выводу, что орфографический навык зависит от развития долговременной памяти. Опытно – экспериментальная работа показала, что без целенаправленной деятельности со стороны учителя, без систематического повторение материала развитие долговременной памяти будет проходить медленно, что в свою очередь будет влиять на скорость формирования орфографического навыка. По итогам работы были определены рекомендации учителю:
- учитель обязательно должен знать психологическое особенности обучающегося;
- для лучшего запоминания использовать “опоры”, т.к. у младших школьников более развита наглядно-образная память;
- использовать средства, методы и формы, способствующие развитию долговременной памяти;
- только систематическое повторение материала способствует развитию долговременной памяти, что в свою очередь влияет на скорость формирования орфографического навыка.
Цель данной работы – выявить и проверить на практике пути развития памяти младших школьников.
- изучить и проанализировать научно-методическую, психолого-педагогическую литературу и практический опыт по развитию памяти младших школьников;
- определить формы, методы и средства развития памяти младших школьников на уроках русского языка;
- подобрать систему упражнений, способствующих развитию памяти младших школьников.