Корень слова. Русский язык

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • способствовать формированию понятия корень, как главной значимой части родственных слов через проблемную ситуацию.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • познакомить с понятиями "корень", "родственные слова" и обозначением корня в слове;
  • учить выделять корень слова в группе родственных слов.

2.Развивающие:

  • развивать умение наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать,
  • развивать познавательную активность;
  • развивать самооценку и коммуникативные навыки.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к родному языку;
  • воспитывать умение вести учебный диалог.

Развивающие:

  • развитие ориентировки в малом пространстве.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

  • заданием для конкурса эрудитов;
  • карточки со словами для исследования: дом, домик, домище;
  • картинки с изображением дома, домика, домища;
  • конверты с карточками групп родственных слов для первичного закрепления;

Карточки для индивидуальной работы:

  • карточки для выполнения конкурсного задания;
  • группа слов для первичного закрепления;
  • задания и планы работы для групповой работы

ТСО:

  • музыкальный центр;

СD диск:

  • фрагмент №1;
  • фрагмент №2

Планируемый результат:

В ходе урока учащиеся познакомятся с понятиями "корень", "родственные слова", научатся находить и выделять корень в группе родственных слов.

Ход урока

I. Организационный момент:

1. Эмоциональный настрой

Прозвенел звонок , начинаем урок русского языка.

Мы рады этому.

Внимание наше растёт.

Наша память крепка, голова ясная.

Мы готовы работать.

2. Проверка готовности учебных принадлежностей к уроку.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

У.- В каком блоке русского языка мы работали?

Д.- Как устроен наш язык.

У.- Значит, сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной тайной русского языка.

Совсем недавно мы принимали активное участие в городской выставке - конкурсе "Создания прекрасные и удивительные", во всероссийском интеллектуальном конкурсе "Познание и творчество", который проводится в рамках года Русского языка.

У. А сегодня нам предлагают принять участие ещё в школьном конкурсе эрудитов.

- Хотите вы принять участие?

Д. - Да!

У. - Задание находится в конверте. Вскройте и прочитайте его.

Д. - Дети вскрывают конверт и читают задание:

Дорогие ребята! Мы предлагаем вам принять участие в конкурсе "Знатоки русского языка". Для этого вы должны выполнить трудное задание.

1. Прочитайте слова:

ЗВОНОК,ЗВОНИТЬ, ЗВОНКИЙ, ПЕРЕЗВОН.

2. Выделите корень.

Желаем успехов!

Оргкомитет конкурса.

(В конверте лежат карточки с заданием для каждого ученика. На выполнение задания отводится 1-2 минуты).

III. Открытие новых знаний.

1. Постановка проблемного вопроса.

У.- Почему не выполняете задание? В чём вы испытываете затруднение?

? Д.- Мы не знаем, что такое корень.

- Мы не знаем, как выделять корень.

У.- Значит, чтобы выполнить это задание, что мы должны узнать? Какой возникает вопрос?

Д.- Что такое корень?

- Как выделить корень в слове?

(Вопросы учащихся фиксируются на доске)

2. Наблюдение и фиксация нового знания.

У.- Чтобы ответить на ваши вопросы, предлагаю провести наблюдение.

(На доске картинки с изображением дома, домика, домище. Под ними карточки со словами дом, домик, домище.)

У.- Посмотрите на картинки прочитайте слова под ними. Что вы заметили?

(Одинаковое ли значение у этих слов?)

Д.- У этих слов близкое значение.

У.- Определите лексическое значение слов

Д.- дом - жилище для ...

домик - это маленький дом

домище - это большой дом

У.- Что их объединяет?

Д.- У них общая часть: -дом-.

У.- Можно ли сказать, что дом, домик, домище - это три формы одного и того же слова?

Д.- Нет.

У.- Почему?

Д.- При изменении формы слова изменяется окончание, а значение слова не меняется.

У.- Давайте проверим!

У.- Измените форму

Д.- Изменяют форму слов.

У.- Если "убрать" части, которыми отличаются слова, что останется?

Д.- (ответы детей).

У.- Давайте проверим. Способом перегибания "уберите" части, которыми отличаются слова.

Д.- (дети выполняют задание)

У.- Вы убрали части, которыми отличаются слова.

Какая часть слова осталась?

Д.- Останется часть слова -дом-.

У.- Какая она во всех этих словах?

Д.- Одинаковая или общая.

У.- Как, по вашему, может называться общая часть в таких словах?

Д.- (ответы детей).

У.- Знаете ли вы, как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению?

Д.- (ответы детей).

У.Давайте проверим правильность наших рассуждений в учебнике на стр.71.

Д.- (читают правило).

У.- Что вы узнали из правила?

Д.:

1. Как называются слова, которые имеют общую часть и близки по значению. Это родственные слова.

У.- Родственные слова по другому ещё называют - однокоренными словами.

2. Что такое корень слова.

3. Каким знаком выделяется корень в слове.

У.- Сформулируйте тему урока.

Корень слова.

Родственные слова.

(На доске вывешивается плакат с темой урока).

V. Физкультминутка.

VI. Первичное закрепление.

1. Дидактическая игра: "Найди родственные слова".

У.Посмотрите вокруг. Прочитайте слова, которые являются родственными или однокоренными и назовите их.

Докажите правильность своего ответа.

(В классе на карточках развешаны группа слов, среди которых есть родственные слова: лес, лесник, лесом, лесок, лесной).

Д.- (находят родственные слова, доказывают правильность своего выбора)

Д.- лес, лесник, лесок, лесной.

У.- Почему вы выбрали именно эти слова?

Д.- Так как у них есть общая главная часть слова. Это корень - лес-. Эти слова близки по значению:

лес - место, где растёт много деревьев

лесник - профессия человека работающего в лесу

лесок - маленький лес

лесной - воздух, житель

У.- Какое слово лишнее среди этой группы слов?

Д.- Это слово - лесом. Так как это форма слова лес.

2. Работа в группах.

У.Предлагаю закрепить новые знания. Для этого организуем работу в группах.

- Вам нужно:

  1. Взять пакет с заданием.
  2. Прочитать задание.
  3. Выполнить задание.
  4. Подготовить отчёт по плану.
  5. Представить отчёт группы.

На выполнение этого задания даётся 4 минуты.

Задание для группы № 1.

Ребята!

  1. Прочитайте группу слов.
  2. По каким признакам эти слова объединены в одну группу и как они называются?
  3. Докажите правильность своего ответа.
  4. Подготовьте отчёт о работе по плану.

 

Слова для наблюдения в группе №1:

город, городской, городок, пригородный

 

Задание для группы № 2.

Ребята!

  1. Прочитайте текст.
  2. Найдите родственные слова.
  3. Докажите правильность своего ответа
  4. Подготовьте отчёт о работе по плану.

 

Текст для наблюдения для группы № 2:

Грибники.

Осенью ребята часто ходят в лес за грибами. Иногда они соревнуются, кто больше найдёт грибочков. В наших лесах много опят, лисичек, подосиновиков. С полными корзинами грибники возвращаются домой. Ох, и вкусный будет грибной суп!

 

Задание для группы № 3.

Ребята!

1. Соберите из пазлов картинку и наклейте её на картон.

2. Рассмотрите её и прочитайте слова.

3. Найдите родственные слова.

4. Подготовьте отчёт о работе по плану.

 

Слова для наблюдения в группе №3:

море, морской, моряк, заморский

 

2. Отчёт групп - проверка выполнения задания.

План отчёта группы № 1.
  1. Мы работали с группой слов (назвать слова).
  2. У этих слов схожее _____________________.
  3. Во всех словах есть общая часть ____________.
  4. Эта общая часть называется - ____________. Мы выделили её- ______.

Вывод: слова имеющие общую часть и схожее значение называются

_________________________________.

 

План отчёта группы № 2.

  1. Мы работали с текстом и нашли слова, имеющие схожее значение и общую часть (назвать слова).
  2. У этих слов схожее _____________________.
  3. Во всех словах есть общая часть ____________.
  4. Эта общая часть называется - ____________. Мы выделили её- ______.

Вывод: слова имеющие общую часть и схожее значение называются

_________________________________.

 

План отчёта группы № 3.
  1. Мы работали с пазлами и нашли на картинке слова, имеющие схожее значение и общую часть (назвать слова).
  2. У этих слов схожее _____________________.
  3. Во всех словах есть общая часть ____________.
  4. Эта общая часть называется - ____________. Мы выделили её- ______.

Вывод: слова имеющие общую часть и схожее значение называются

_________________________________.

 

VII. Зрительная гимнастика.

Упражнение на расслабление глазодвигательных мышц.

 

VIII. Выполнение конкурсного задания.

1. Фронтальная устная работа с проговариванием и фиксацией на доске.

У.- Ну а теперь вернёмся к началу урока.

- На какие вопросы мы нашли ответы?

Д.- Мы узнали что такое корень. Корень - это главная часть слова.

- Мы сможем выделить корень в словах и обозначить его с помощью обозначения: ...

У.- Значит мы теперь сможем выполнить конкурсное задание?

Д.- Да.

Д.- Выделите корень в словах: звонок, звонить, звонкий, перезвон.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Заполнение листа самооценки.

(По времени: "Волшебная лестница знаний") или 2 вариант:

У.- Теперь возьмите листочки голубого цвета.

Анализ индивидуальной деятельности на уроке русского языка

по тема "Корень слова"

Фамилия _____________________ Имя ____________________

Я знаю

да

нет

не знаю

что такое корень      
что такое родственные слова      

Я умею

     
находить корень слова в группе родственных слов      

X. Обсуждение домашнего задания.

1 вариант:

У.- Сегодня у вас будет творческое задание. Я предлагаю вам сочинить сказку о корне слова.

2 вариант:

- Какое домашнее задание вы бы хотели выполнить после изучения данной темы? (собрать группу родственных слов; найти текст с родственными словами, сочинить стихотворение, сказку о корне слова и т. п.)

XI. Итог урока.

У.- Какую тайну русского языка мы открыли?

Д.- У слов есть корень.

- Для того чтобы найти корень в слове, необходимо подобрать группу родственных слов, близких по значению.

У.- Как вы думаете, почему общую часть родственных слов назвали корнем? Для чего мы изучаем эту тему?

Д.- Корень - это главная часть слова. В нём заключено значение слова. Чем больше мы будем знать таких родственных слов, тем ярче будет наша речь.