Цели:
- обобщить материал и проверить знания и умения учащихся по курсу “Наглядная геометрия”;
- активизировать деятельность учащихся;
- побуждать учеников к самоконтролю и взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности;
- формировать умение работать в команде.
Оборудование:
- карточки с заданиями,
- конверты,
- клей,
- листы
- бумаги,
- ножницы,
- лист Мёбиуса,
- плакаты с рисунками к задачам, лабиринтам, кроссворду,
- игрушка-свистулька,
- карточки с мимическим выражением лица,
- оценочные листы,
- полоски бумаги различного цвета,
- танграм,
- рамка и карточки с заданиями для зашифрованной переписки.
Ход урока
Сегодня мы с вами повторим всё то, что изучили по наглядной геометрии за этот год. Посмотрите на мимические выражения лица, которые лежат перед вами. Какой из рисунков соответствует вашему настроению сейчас?
Итак, ребята, у вас сегодня хорошее настроение, приступим к работе. На доске написаны слова: лист Мёбиуса, пентамино, графы, узлы, стомахион, площадь, объем, многогранники, шифровка, топология, единицы длины. Они знакомы вам? Где вы встречали эти слова?
Обо всем этом мы говорили в курсе наглядной геометрии. Чтобы узнать, на каком острове пройдет наш очередной урок, я предлагаю разгадать кроссворд.
Кроссворд.
- Гнущийся многогранник, который обладает замечательной способностью внезапно менять свою форму и цвет.
- Четырехугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны.
- Отрезок, соединяющий противолежащие вершины четырехугольника.
- Игра, содержащая 12 фигурок, каждая из которых составлена из одинаковых квадратов.
- Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр окружности.
- Единица объема.
- Правильный многогранник.
- Две прямые, пересекающиеся под прямым углом.
- Старинная единица длины.
- Сегодня у нас очередной урок на острове “Геометрия”. У каждого из вас на парте лежат оценочные листы. Попрошу вас поставить перед собой цель сегодняшнего урока и отметить её в оценочных листах
- Перед вами на парте лежат полоски различного цвета, цвет полосок соответствует словам, написанным на доске. Какое слово останется, исключая по 1 слову? Какое слово вы исключите первым? (После того, как удаляются слова, учащиеся каждый раз поясняют, почему они это слово убрали.)
РОМБ
КВАДРАТ
ДРОБЬ
ПРЯМОУГОЛЬНИК
КРУГ
ТРАПЕЦИЯ
- А сейчас я вас приглашаю на игру “Угадай, что получится”(Класс с начала урока сидит в группах по 4 человека, в одной 5. На каждом этапе игры учащиеся оценивают свои знания.)
ПЕРВЫЙ ТУР.
Сколько различных по величине углов можно увидеть на этой картинке?
Назовите все правильные многогранники.
Ребята расшифровывают вопрос “Как называется прямоугольный параллепипед, у которого все ребра равны”. Ребята отвечают на этот вопрос.
Ребята расшифровывают вопрос: “Какие виды треугольников вы узнали из курса наглядной геометрии? Назовите”
Почтальон Печкин разнес почту во все дома деревни, после чего зашел с посылкой к дяде Федору. На рисунке показаны все тропинки, по которым походил Печкин, причем, как оказалось, ни по одной из них он не проходил дважды. Каков мог быть маршрут почтальона Печкина? В каком доме живет дядя Федор?
Посыльному надо срочно доставить девять пакетов в пункты, отмеченные на плане звездочкой. Он посмотрел на план и быстро сообразил, как ехать. Посыльный вручил пакеты, объехав пункты, ни разу не проехал дважды одним и тем же путем. Какой маршрут он выбрал?
(Ребята выбирают категорию и фигурку с заданием. Группа, которая решит задание, нажимает резиновую игрушку. Решение дает не сразу, давая другим возможность решать задание. В это время члены этой группы выстраивают свой ответ. Если решение правильное, то им предоставляется право выбрать категорию и задание. В противном случае дает решение группа, которая была следующей. Не обязательно, чтобы были решены все задания из первого тура. Учитель ориентируется по времени.)
ВТОРОЙ ТУР.
Сложите фигурки, изображенные на рисунках.
В танграме среди его семи фигур уже имеются треугольники трех различных размеров, но можно сложить ещё один треугольник, используя четыре фигуры. Выберите и сложите треугольник.
Приготовьте два кольца: одно простое, одно перекрученное. Склейте их, как показано на рисунке, а затем оба разрежьте вдоль. Каков результат разрезания?
Возьмите солдатика и отправьте его вдоль пунктира, идущего по середине листа Мёбиуса. В каком виде солдатик вернется к месту старта?
Из спичек построен дом. Переложите две спички так, чтобы дом перевернулся другой стороной.
Из 9 спичек выложите 3 квадратика. Уберите одну спичку и сделайте из оставшихся спичек один квадрат и два ромба.
ТРЕТИЙ ТУР.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.
(У каждого учащегося в конверте лежат геометрические фигуры различной формы: квадраты, треугольники, трапеции, прямоугольники, параллелограммы, ромбы. К данному заданию учитель подходит дифференцированно)
- Вам нужно вычислить площадь фигуры, которая досталась. Предварительно измерьте все величины, которые вам нужны. На каждой фигуре написано число - номер задания. Получив ответ, вы увидите, какой букве он соответствует (на доске наглядно показано это соответствие)
К | Е | О | П | Б | У | ,! | Р | А | В | И | М | З | Я | С | Т |
48 | 20 | 24 | 30 | 67 | 54 | 36 | 25 | 18 | 28 | 40 | 32 | 16 | 49 | 42 | 27 |
После чего выйдите к доске и напротив своего задания напишите эту букву.
№ задания | буква | № задания | буква | |
1 | С | 14 | Б | |
2 | П | 15 | Я | |
3 | А | 16 | Т | |
4 | С | 17 | К | |
5 | И | 18 | И | |
6 | Б | 19 | , | |
7 | О | 20 | З | |
8 | В | 21 | А | |
9 | А | 22 | У | |
10 | М | 23 | Р | |
11 | , | 24 | О | |
12 | Р | 25 | К | |
13 | Е | 26 | ! |
Если все учащиеся правильно измерили величины фигуры и правильно вычислили их площади, то получается фраза: “Спасибо вам, ребятки, за урок!”.
- Попрошу посчитать свои баллы и выставить оценку.
от 40 до 60 б. – “3”
от 60 до 70 б. – “4”
от 70 до 80 б. – “5”
(Оценочные листы, фигуры и решения индивидуального задания каждый учащийся вкладывает в свой конверт и сдает учителю)
“Спасибо вам, ребята, за урок”,-
Так говорю, бывает, я вам часто.
Работали сегодня хорошо,
Трудились целый год вы не напрасно.
И я вам всем решила подарить
Вот эти маленькие скромные подарки.
Они помогут геометрию любить
И трудные задания все решить.