Руководство любым делом – это прежде всего руководство людьми, осуществлять которое без знания и учёта особенностей людей, всё равно, что управлять современным сверхзвуковым самолётом без знания и учёта аэродинамики, его динамических возможностей и органов управления и органов управления.
Тонких Ф.П.
Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности.
Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Однако, такие факторы как бессистемность методических мероприятий, отсутствие обоснованного планирования, ограниченность и традиционность используемых форм, снижают уровень педагогического мастерства педагогов, не дают им возможность проявить себя.
В связи с этим методист или старший воспитатель ДОУ, в первую очередь должен помнить и соблюдать основные функции управленческой деятельности:
- диагностико-аналитическая: связана с познанием и само познанием личности и профессионально-педагогической деятельности, её результатов, социально-психологического климата в педагогическом коллективе с целью его оптимизации и реализации творческого потенциала, индивидуального стиля деятельности педагогов и др.;
- проектно-конструктивная: проявляется в планировании работы дошкольного учреждения, проектировании развития педагогического коллектива, его сотрудничества с родителями, определении близких, средних, дальних его перспектив, путей преодоления трудностей, роста профессионального мастерства педагогов, самосовершенствование и др.;
- изыскательно-инновационная: связана с отбором, поиском новых прогрессивных психолого-педагогических идей, эффективных методов и приёмов дошкольного воспитания, методической работы и внедрением их в практику;
- организационно-регулирующая: проявляется в организации деятельности педагогического коллектива, его сплочении, в регулировании системы отношений в педагогическом коллективе и создании благоприятного социально-психологического климата в нём; нахождении наилучшего практического применения способности каждого члена педагогического коллектива; сотрудничестве и сотворчестве с родителями; в организации и саморегуляции своей профессиональной деятельности;
- стимулирующая: выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях её совершенствования, формирования потребности в профессиональном самовоспитании и т.п.;
- информационно-нормативная: проявляется оперативном информировании педагогического коллектива о новых достижениях в области психологии и педагогики дошкольного воспитания, передового опыта общественного и семейного воспитания; о документах, связанных с охраной прав ребёнка, изменениях в функциональных обязанностях педагогов и т.п.
Наряду с этим методисту или старшему воспитателю ДОУ не следует забывать и о стиле руководства коллективом. Всем давно известно, что ни авторитарный, ни либеральный (попустительский) стили руководства ни приведут коллектив к вершинам профессионального мастерства, т.к. при них нет возможности педагогам раскрыть свой собственный творческий потенциал и как следствие коллектив в целом не способен работать с полной отдачей.
Идеальный стиль управления коллективом, по праву считается – демократический. Он больше всего даёт возможность раскрыть воспитателям и специалистам ДОУ (как впрочем, и другим коллективам, не только педагогическим) свои резервы.
Лучше всего, если в коллективе существует ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО – как элемент демократического стиля управления.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО – это взаимосвязанная совместная деятельность участников педагогического процесса, направленная на достижение единой для них общественно значимой цели.
Определить существует ли в коллективе подобное сотрудничество можно по следующим признакам:
- осознание цели деятельности каждым участником процесса;
- чёткое разделение и кооперация труда между её участниками;
- личный контакт между участниками процесса с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем и т.д.;
- наличие положительных межличностных отношений.
Сотрудничество участников педагогического процесса способствует демократизации всего стиля педагогической деятельности в дошкольном учреждении.
В педагогическом процессе, бесспорно на первый план выходит педагог, воспитатель и от того насколько он грамотен, компетентен и подвижен в своей работе, напрямую зависит и качество его работы, и его профессиональный рост.
Профессиональная позиция педагогов в образовательном процессе – величина не постоянная. При правильном руководстве педагогическом коллективом, а так же при демократическом стиле и сотрудничестве она может меняться в лучшую сторону, и наоборот.
Различают четыре позиции педагогов:
- Педагог-исполнитель: педагог, который использует в своей работе готовые программы и методики обучения, не добавляя в них собственных оригинальных изменений и дополнений.
- Педагог-конструктор: педагог, обеспечивающий реализацию потенциальных возможностей ребёнка (его самореализацию), учитывающий в своей работе индивидуальные особенности и интересы детей (варьирующий готовые, разработанные другими программы и методики обучения, выбирающий из них те, которые больше всего подходят данному ребёнку или группе детей).
- Педагог развивающего стиля: педагог, использующий в своей работе программы и методики нового поколения, направленные на развитие интеллекта, личности, на физическое развитие, вносящий в них при необходимости коррективы.
- Педагог-исследователь: педагог, использующий в работе собственные оригинальные программы и методики обучения детей. Педагог склонен к постоянному изучению, анализу фактов педагогической деятельности. Он многократно проверяет себя, создаёт свои модели решения проблем.
Руководителю ДОУ или старшему воспитателю, которые знают своих педагогов как никто другой, легко определить, к какой профессиональной позиции они склонны. И в их силах изменить (при необходимости) ситуацию в лучшую сторону.
Это, по моему мнению, сделать можно в два этапа:
1 этап: выяснить, что мешает или ограничивает возможности педагогов повышать свой профессиональный уровень, развивать творческий потенциал и перейти на другую более качественную профессиональную позицию. Для этого можно использовать личные беседы с педагогом, наблюдение, методические объединения и другие формы методической работы, но как показывает практика в нашем дошкольном учреждении, очень проста и эффективна форма анкетирования (см. Приложение 1).
Анализ анкет поможет руководителям ДОУ наметить пути повышения педагогического мастерства и развития творческого потенциала педагогов и специалистов ДОУ.
2 этап: наметить пути и направления методической работы, которые бы побуждали и стимулировали педагогов совершенствовать своё педагогическое мастерство и профессионализм.
Одним из таких путей наиболее эффективным, на мой взгляд, является уход от традиционных педсоветов и консультаций и использование в методической работе новых форм с воспитателями таких как: деловые игры, недели профессионального мастерства, мастер - классы и т.п.
Вниманию коллег предлагаю вариант известной среди руководителей и методистов ДОУ деловой игры “Педагогический пробег” тема: “Современные подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ”. На мой взгляд, эта форма работы помогает определить уровень знаний и готовность педагогов ДОУ по определённой теме, даёт возможность педагогам продемонстрировать творческий подход к проблеме и повысить своё профессиональное мастерство (см. Приложение 2).
Уверена, что в практике всех дошкольных образовательных учреждений найдётся не мало методов и приёмов повышения качества работы педагогов, развития их творческого потенциала и повышения профессионального мастерства, и буду очень рада, если опыт работы нашего ДОУ в этом направлении будет полезен коллегам.