Деловая игра по физике

Разделы: Физика


Заглянем на любые обучающие курсы или семинары, где готовят специалистов для выполнения конкретных профессиональных операций. И мы увидим, что основная деятельность обучающихся проходит в самостоятельной работе, в тренингах, в деловых играх. Будущие специалисты оттачивают свои умения так, чтобы стать компетентными в своей области деятельности.

Так и на уроках физики мы можем хотя бы имитировать элементы работы для некоторых профессий. А это важно для активной и неформальной профориентационной работы школы.

Например, так может выглядеть деловая игра в рамках деятельностного подхода на уроке физики в качестве подведения итогов темы “Тепловые явления”.

Название деловой игры - “Работает институт тепловых явлений”.

Серьезные научные расчеты помогут в формировании научной экологической компетентности. Форму защиты расчетов обучающихся учитель подбирает сам с учетом возможностей школьного коллектива и кабинета. Вполне возможны и презентации ребят.

Задания для групп:

1.Лаборатория метеоритной опасности.

Задача

Метеороид – ледяная глыба – влетела в атмосферу Земли при температуре минус 270 град.С. В результате трения о воздух при большой скорости он нагрелся, расплавился, полученная вода закипела, и образовавшийся пар создал взрыв. Мощность взрыва была оценена в 100 млн. МВт. по разрушительному эффекту. Оцените массу влетевшего метеороида, считая длительность всего процесса в 1 секунду.

Предложите идеи защиты человечества от метеоритной и астероидной опасности.

2. Лаборатория тепловой опасности.

Задача

На земном шаре покровные льды сосредоточены в основном поровну в Антарктиде и Гренландии. Оцените, какое количество теплоты, полученное Землей от Солнца и парникового эффекта, может растопить эти холодные льды? Какие будут последствия на Земле после этого? (Для оценки используйте географические карты Земли).

Подсказки:

  • Считайте толщину льдов порядка 1 км. Оцените площадь льдов по карте. Найдите объем льдов.
  • Используя знание физических формул, найдите количество теплоты.
  • Оцените, распределив полученную воду по всей поверхности Земли, высоту подъема воды.

3. Лаборатория экологии по борьбе с тепловыми двигателями.

Задача

Оцените, на сколько градусов нагреют атмосферу Земли все автомобили за один год, если их средний коэффициент полезного действия составляет 30 %. Какие последствия могут быть?

Подсказки:

  • Cчитать, что за одну секунду топливо в цилиндре при сгорании выделяет 1000 Дж.
  • Оценку числа автомобилей на Земле произведите сами, используя знания по географии и математике.
  • Оцените массу атмосферы сами, взяв нужные параметры из таблиц.

4. Лаборатория жизнедеятельности человека.

Задача

Какая доля энергии потребляемой пищи идет на подогрев человека в течение дня?

Подсказки:

  • Пусть человек условно состоит полностью из воды.
  • Считать нормальной температурой человека 36,6 град.С, а средней температурой воздуха 20 град.С.
  • Из-за разницы температур тело человека должно непрерывно остывать. Рассмотрите t для вашей средней массы.

Кому нужно больше потреблять пищи: жителям Севера или Юга?

Что же должны получить ребята из расчетов? Приведем примеры ответов двух лабораторий.

Например, лаборатория тепловой опасности дает следующее:

Покровные льды на земном шаре в основном сосредоточены в Антарктиде и Гренландии.

SГ=2.2 * 106 км2 – площадь Гренландии,

SА=14 * 106 км2 – площадь Антарктиды.

S= SА + SГ

Будем считать толщину льдов – h=1 км, тогда

V=h*S

V=16.2*106км3

m=14.6 * 1018 кг

Q=m*

Q=4.8 *1024 Дж

Это количество теплоты соизмеримо с “запасом холода” вод мирового океана, то есть льды просто так растаять не смогут. Но, допустим, процесс таяния льдов произошел. При этом образуется лишний объем воды, равный V=16.2*106км3 .

Зная, что площадь поверхности земного шара S = 4* R2 , S=5 * 10км2

Разделим объем на площадь, получим высоту столба воды, распределенной по всей поверхности Земного шара. Высота воды оценивается: h=32 м.

Это будет выглядеть так: огромные территории будут затоплены водой. Среди них окажутся как плодородные сельскохозяйственные земли, так и экономически значимые портовые города, жилые районы Европы, Азии, Америки. А это – катастрофа для жителей Земли.

Лаборатория экологии по борьбе с тепловыми двигателями должна бороться не напрасно. Ребята из приблизительных расчетов-оценок получают следующее:

одна из причин изменения климата – нагрев атмосферы Земли выхлопными газами тепловых двигателей. Вспомним задачу:

На сколько градусов нагреют атмосферу Земли все автомобили за один год, если их средний коэффициент полезного действия составляет 30%.

Пусть m=V*p – Масса атмосферы, а Q = c * m * T к , где V – объем атмосферы, p – плотность атмосферы, с – удельная теплоемкость воздуха, к – число автомобилей.
Тогда, - формула, позволяющая оценить объем атмосферы.
m = 6.8 * 1018 кг – масса атмосферы, и в итоге,
Q = 1.58 * 1019 Дж/год – количество теплоты, выделяемой автомобилями в атмосферу за год.

Рассчитаем изменение температуры за год - T: T = , T=0,002

А за 100 лет атмосфера нагреется на 0,2 градуса, - это уже опасно!

В СМИ приводятся сведения, что за ХХ век температура повысилась приблизительно на 1 градус.