Цели урока: формировать и углублять знания учащихся по составлению описания государства, расширение и конкретизация географических знаний учащихся и формирование у них интереса к географии, развитие у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся, образно-логического мышления.
Задачи урока: определять географическое положение территории, устанавливать зависимость между рельефом и тектоническим строением по физической и тектоническим картам. Определять климатические условия территории по климатической карте и диаграммам. Определять типы почв и их размещение по почвенной карте, выявлять многообразие растительного и животного мира по картам и дополнительной литературе. Определять основные черты природных комплексов, характеризовать хозяйственную деятельность населения по комплексной карте.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод: частично поисковый.
Форма проведения: групповая творческая работа.
Оборудование: физическая и политическая карта Южной Америки, атласы, картосхема, дидактический материал (знаки растений, животных, климатограммы, термины, даты), фотографии, рисунки, музыка, стихи, инструктивные карточки, план описания государства.
Ход урока:
“На далёкой Амазонке не бывал я
никогда…”
Урок-путешествие по Бразилии.
“Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний”. К.Г. Паустовский.
Наверное, нет на Земле человека, который не любил бы путешествовать. Путешествовать можно по-разному (пешком, автостопом, на яхте). Но можно отправиться в путешествие и не покидая школьного кабинета географии, используя подручные источники знаний (карту, справочные материалы, стихи, музыку, фотографии) и умения и навыки работы с ними, полученные на предыдущих уроках.
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в воображаемое путешествие по Бразилии, во время которого будем исследовать природные особенности этой экзотической страны , жизнерадостного населения, индейских традиций и колоритной архитектуры.
В путешествии принято вести дневник. Наш коллективный дневник мы будем оформлять в виде карты-схемы. Для работы над созданием образа Бразилии вы объединились в группы-специалистов, получили инструктивные карточки-задания, подготовили дидактический материал. А теперь, юные искатели приключений, в путь.
Далёкая и прекрасная Бразилия! Что нам известно о ней? Ну, во-первых, что там достаточно тепло и располагаются прекрасные пляжи, что там водится много диких обезьян. Во-вторых, эту страну невозможно представить без футбола, кофе и карнавала. В-третьих, что туда очень хотел попасть знаменитый комбинатор всех времён и народов – Остап Бендер. Вот пожалуй и всё.
Наше путешествие мы начинаем стихами Киплинга (в переводе Маршака).
На далёкой Амазонке
Не бывал я никогда.
Только “Дон” и “Магдалина” –
Быстроходные суда –
Только “Дон” и “Магдалина”
Ходят по морю туда
Плывут они в Бразилию, Бразилию, Бразилию
И я хочу в Бразилию, к далёким берегам!
Никогда вы не найдёте
В наших северных лесах
Длиннохвостых ягуаров, броненосных черепах.
Но в солнечной Бразилии, Бразилии моей
Такое изобилие невиданных зверей!
Увижу ли Бразилию, Бразилию, Бразилию
Увижу ли Бразилию до старости моей?
Создавать образ страны мы будем придерживаясь плана.
- Визитная карточка и географическое положение
- История открытия и развития государства
- Рельеф и полезные ископаемые
- Климатические особенности
- Внутренние воды
- Растительный и животный мир
- Население и его хозяйственная деятельность, традиции
- Крупные города
Слово предоставляется специалистам, по мере выступления которых мы заполняем картосхему.
Инструктивные карточки-задания.
№1 Картограф
Картограф определяет географическое положение страны.
1.Определить географическое положение Бразилии по плану:
- На каком материке и в какой его части расположена страна, её столица
- Размеры государства
- Положение относительно экватора и нулевого меридиана, тропиков
- Положение относительно океанов
- Пограничные государства
1.Составить и использовать визитную карточку (название государства, площадь, столица, численность населения, флаг, герб, государственный язык, денежная единица).
№2
Педре’ Кабрал.
Я, Педре Кабрал, португальский мореплаватель. В 1500 году большая экспедиция под моим командованием отчалила от Лиссабона в Индию. Мы хотели добраться до сказочных берегов этой страны. Я решил двигаться на юг, не приближаясь к африканским берегам. Посмотрите на карту – какие океанские течения пришлось преодолеть нашим кораблям (Канарское, Южно-Пассатное). Но на 17(Ю.Ш.) параллели наши каравеллы подхватило Бразильское течение, которое вынесло нас к неизвестным берегам – это случилось 22 апреля 1500г. Эти земли я провозгласил владениями Португалии. В то время мы не знали, что до нас в этих местах оказывается, уже побывали испанцы Висейте Пинсон и Диего Лепе. Их экспедиция еще в январе 1500 года обнаружила устье Амазонки, но встретив ожесточенное сопротивление индейцев, они покинули опасное побережье. Мы же основали первое поселение – Порту-Сегуру, оставили там 2-х каторжников. А через 2 года на месте будущего города Сан-Сальвадора возникла колония “Терра да Санта Круш” (Земля святого креста).
Историк.
Первые переселенцы не нашли здесь ни золота, ни драгоценных камней. Их внимание привлекло небольшое дерево пау-бразил, из которого они научились делать ярко-красную краску. От названия этого дерева и произошло название страны Бразилия, так объясняет происхождение названия наука топонимика. C XVII в. Эта территория стала именоваться Бразилией. В 1808 году в Бразилию, спасаясь от Наполеона, эмигрировал король Португалии. Бразилия стала королевством. После возвращения на родину короля, его сын Педро провозгласил независимость Бразилии – 7 сентября 1822 г., а 15 ноября 1889 г. Бразилия была провозглашена республикой – Соединенные Штаты Бразилии. За 5 веков, прошедших с начала португальской колонизации, эта страна раздвинула свои пределы от первых прибрежных поселений на тыс. км. в глубь континента и сменила несколько столиц, которые менялись вслед за освоением огромных пространств – Баия (Сальвадор), Рио-де-Жанейро (1763г.), Бразилиа (1962г.)
№3 Геоморфолог
Геоморфолог изучает историю развития рельефа, происхождение, формы рельефа. Данные геоморфологии используются при поиске полезных ископаемых.
- По карте определить главные черты рельефа. Основные формы рельефа.
- Чем объясняется преобладание этих форм. Установить соответствие тектонического строения и рельефа.
- Какими породами сложена поверхность.
- Составить схему строения рельефа.
- Полезные ископаемые и их размещение.
Вопросы учителя к геоморфологу:
- Почему Бразильское плоскогорье и Амазонская низменность, находясь в пределах Южно-Американской платформы, имеют неодинаковую высоту над уровнем моря и разный характер поверхности?
- Какие полезные ископаемые преобладают?
№4. Климатолог.
Климатолог изучает климатические особенности данной территории.
- Определить в каких климатических поясах находится государство.
- Составить диаграмму для каждого типа климата и с их помощью описать климатические условия.
№5. Гидролог.
Гидролог занимается изучение рек, озер, болот.
- Какие речные системы находятся в Бразилии.
- К бассейну какого океана они относятся.
- Охарактеризовать речную систему Амазонки по плану:
- географическое положение(исток, устье)
- крупные притоки, площадь бассейна, длина реки, основной тип питания
- зависимость направления и характера течения от рельефа
- зависимость питания и режима реки от климата
- хозяйственное использование
- Характеристика Параны.
- Какой знаменитый водопад находится в этой стране. Его характеристика.
- Сведения о реках зафиксируйте в таблице.
Название реки |
Крупные притоки |
Площадь бассейна |
Длина реки |
Основной тип питания |
Срок половодья |
Амазонка | |||||
Парана |
Дополнение учителя к гидрологу:
Бразильцы различают 2 типа рек и называют их по цвету воды. Мутные реки несущие глинистые частицы и по этой причине либо белые, либо желтоватые, носят название риос бланкос – белые реки. Эти реки протекают по зонам, где поверхностный слой почвы легко сносится, поэтому русла их изменчивы. Риос негрос – черные реки, наоборот, отличаются чистейшей водой, но черный или темно-зеленый оттенок придают разлагающиеся органические вещества. Реки Топажос, Негру – все это риос негрос и текут они по твердым породам, образуя пороги. Разница в цвете воды особенна бывает заметна при слиянии 2-х разных рек. Например, после впадения Риу-Негру в Амазонку, воды обеих рек самостоятельно текут много километров прежде чем начинают смешиваться.
Очевидцы та отзываются о водопадах Игуасу: “Грандиозное зрелище небывалой красоты, поражающее всех, кому посчастливилось его увидеть.”
№6. Биолог.
Биолог занимается изучением распространения растений и животных, закономерностей их изучения.
- В каких природных зонах располагается государство.
- Рассказать о наиболее типичных представителях растений и животных каждой зоны.
- Используя дидактический материал, нанести на картосхему видовой состав растений и животных.
- Охактеризовать органический мир Амазонки.
Учитель:
Как же выглядит знаменитый лес? Насколько хватает взгляда, земля покрыта девственным лесом. Глухая, почти беспросветная чаща. То там, то здесь её прочерчивают реки. Озера, в черной глади которых отражаются облака. Царство природы в ее первозданном виде. Леса Амазонии – это страна лиан. И самая страшная опасность – заблудиться в лесу. Ни один индеец не рискнет отправиться в глубь леса, не оставив за собой нити Ариадны – отметки на деревьях. Что же ждет этот лес?
№7. Эколог.
Эколог изучает взаимодействие природы и общества, влияние хозяйственной деятельности человека на природу.
- Используя диаграмму хозяйственного использования земель Амазонии, сформулировать наиболее узловые проблемы, вызванные хозяйственной деятельностью человека.
- Предложить меры по их урегулированию.
№8. Этнограф.
Этнограф изучает происхождение, расселение, быт, культуру различных народов.
- Дать характеристику численности населения, его размещения.
- Объяснить причины изменения плотности населения.
- Охарактеризовать этнический состав.
- Традиции и обычаи.
Учитель:
“Лицо” Бразилии – Рио-де-Жанейро (Январская река - португальская экспедиция, когда вошла в бухту, то приняла её за устье реки.) Это город праздник, расположенный на берегу самого красивого в мире залива Гуанабара. Именно здесь в 1840 г. состоялись первые карнавальные шествия. 5 дней, с 12 по 16 февраля, не утихая ни на минуту, гремели барабаны, звучала музыка. Карнавальные мелодии – это традиционная самба, ламбада, которые широко известны за пределами страны. Бразильская музыка – это смешение африканского фольклора (всевозможные барабаны), индийского (флейта и свирели), португальского (гитара, скрипка, аккордеон ). Визитная карточка города – огромная статуя Христа спасителя (30 м. фигура из белого мрамора весом 1200 т.) расположенная на 700- м. вершине горы Корковадо, который взирает оттуда на знаменитые песчаные пляжи Копакобаны, небоскрёбы, роскошные отели. У входа в бухту высится ещё один символ города – скала “ Сахарная голова” 395 м (Пау–ди–Асукар) с идущей на её вершину канатной дорогой. Интересно посетить Ботанический сад с его знаменитой пальмовой аллеей, в котором собрано более 7000 растений со всего света. Бразилию немыслимо представить без футбола, без таких футболистов как Пеле, Рональдо, Ромарио. Именно в Рио находится известный стадион “ Маракана ” на 200000 мест. Поле отделено от зрителей глубоким сухим рвом – 2 м. ширины. Главный промышленный центр страны – Сан – Паулу – город труженик . Здесь развито автомобилестроение , судостроение , тракторостроение , производятся минеральные удобрения , пластмассы , выплавляют металл . Бразилиа – новая столица , возникла всего за 3 года буквально на пустом месте. Когда подлетаешь к столице стюардессы говорят “ посмотрите в иллюминатор ” и это стоит сделать , где ещё увидишь город , напоминающий в плане самолет. И это символично по замыслу Бразилия должна была стать символом устремлённости страны в будущее. Но город – символ не оправдал этих надежд. Поблизости от широких проспектов ,выросли такие же , как и в Рио , бедные кварталы – фавелы. В Манаусе – великолепный памятник архитектуры “ Оперный театр ” , который построили во времена “ каучуковой лихорадки ” . Современный Манаус – город с развитой электронной промышленностью , здесь выпускают телевизоры , калькуляторы. Значительная часть населения занята в с \ х. По комплексной карте и с помощью дидактического материала определили эти виды деятельности и отметили на схеме. Итак , Бразилия – южноамериканский гигант , обладающий богатыми природными ресурсами. Одна из наиболее развитых стран мира.
Домашнее задание:
- Составить краткое описание маршрута туристического путешествия, учитывая, что маршрут должен:
- а) показать разнообразие природных условий
- б) включать не более пяти объектов или достопримечательностей
- в) Указать рекомендуемое время года и средство передвижения
- Придумать каким может быть сувенир, который с удовольствием увез бы на память каждый, и который не нанес бы вреда окружающей природе.