Урок-путешествие по Бразилии "На далекой Амазонке…"

Разделы: География


Цели урока: формировать и углублять знания учащихся по составлению описания государства, расширение и конкретизация географических знаний учащихся и формирование у них интереса к географии, развитие у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся, образно-логического мышления.

Задачи урока: определять географическое положение территории, устанавливать зависимость между рельефом и тектоническим строением по физической и тектоническим картам. Определять климатические условия территории по климатической карте и диаграммам. Определять типы почв и их размещение по почвенной карте, выявлять многообразие растительного и животного мира по картам и дополнительной литературе. Определять основные черты природных комплексов, характеризовать хозяйственную деятельность населения по комплексной карте.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод: частично поисковый.

Форма проведения: групповая творческая работа.

Оборудование: физическая и политическая карта Южной Америки, атласы, картосхема, дидактический материал (знаки растений, животных, климатограммы, термины, даты), фотографии, рисунки, музыка, стихи, инструктивные карточки, план описания государства.

Ход урока:

“На далёкой Амазонке не бывал я никогда…”
Урок-путешествие по Бразилии.

“Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний”. К.Г. Паустовский.

Наверное, нет на Земле человека, который не любил бы путешествовать. Путешествовать можно по-разному (пешком, автостопом, на яхте). Но можно отправиться в путешествие и не покидая школьного кабинета географии, используя подручные источники знаний (карту, справочные материалы, стихи, музыку, фотографии) и умения и навыки работы с ними, полученные на предыдущих уроках.

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в воображаемое путешествие по Бразилии, во время которого будем исследовать природные особенности этой экзотической страны , жизнерадостного населения, индейских традиций и колоритной архитектуры.

В путешествии принято вести дневник. Наш коллективный дневник мы будем оформлять в виде карты-схемы. Для работы над созданием образа Бразилии вы объединились в группы-специалистов, получили инструктивные карточки-задания, подготовили дидактический материал. А теперь, юные искатели приключений, в путь.

Далёкая и прекрасная Бразилия! Что нам известно о ней? Ну, во-первых, что там достаточно тепло и располагаются прекрасные пляжи, что там водится много диких обезьян. Во-вторых, эту страну невозможно представить без футбола, кофе и карнавала. В-третьих, что туда очень хотел попасть знаменитый комбинатор всех времён и народов – Остап Бендер. Вот пожалуй и всё.

Наше путешествие мы начинаем стихами Киплинга (в переводе Маршака).

На далёкой Амазонке
Не бывал я никогда.
Только “Дон” и “Магдалина” –
Быстроходные суда –
Только “Дон” и “Магдалина”
Ходят по морю туда
Плывут они в Бразилию, Бразилию, Бразилию
И я хочу в Бразилию, к далёким берегам!
Никогда вы не найдёте
В наших северных лесах
Длиннохвостых ягуаров, броненосных черепах.
Но в солнечной Бразилии, Бразилии моей
Такое изобилие невиданных зверей!
Увижу ли Бразилию, Бразилию, Бразилию
Увижу ли Бразилию до старости моей?

Создавать образ страны мы будем придерживаясь плана.

    1. Визитная карточка и географическое положение
    2. История открытия и развития государства
    3. Рельеф и полезные ископаемые
    4. Климатические особенности
    5. Внутренние воды
    6. Растительный и животный мир
    7. Население и его хозяйственная деятельность, традиции
    8. Крупные города

Слово предоставляется специалистам, по мере выступления которых мы заполняем картосхему.

Инструктивные карточки-задания.

№1 Картограф

Картограф определяет географическое положение страны.

1.Определить географическое положение Бразилии по плану:

  • На каком материке и в какой его части расположена страна, её столица
  • Размеры государства
  • Положение относительно экватора и нулевого меридиана, тропиков
  • Положение относительно океанов
  • Пограничные государства

1.Составить и использовать визитную карточку (название государства, площадь, столица, численность населения, флаг, герб, государственный язык, денежная единица).

№2

Педре’ Кабрал.

Я, Педре Кабрал, португальский мореплаватель. В 1500 году большая экспедиция под моим командованием отчалила от Лиссабона в Индию. Мы хотели добраться до сказочных берегов этой страны. Я решил двигаться на юг, не приближаясь к африканским берегам. Посмотрите на карту – какие океанские течения пришлось преодолеть нашим кораблям (Канарское, Южно-Пассатное). Но на 17(Ю.Ш.) параллели наши каравеллы подхватило Бразильское течение, которое вынесло нас к неизвестным берегам – это случилось 22 апреля 1500г. Эти земли я провозгласил владениями Португалии. В то время мы не знали, что до нас в этих местах оказывается, уже побывали испанцы Висейте Пинсон и Диего Лепе. Их экспедиция еще в январе 1500 года обнаружила устье Амазонки, но встретив ожесточенное сопротивление индейцев, они покинули опасное побережье. Мы же основали первое поселение – Порту-Сегуру, оставили там 2-х каторжников. А через 2 года на месте будущего города Сан-Сальвадора возникла колония “Терра да Санта Круш” (Земля святого креста).

Историк.

Первые переселенцы не нашли здесь ни золота, ни драгоценных камней. Их внимание привлекло небольшое дерево пау-бразил, из которого они научились делать ярко-красную краску. От названия этого дерева и произошло название страны Бразилия, так объясняет происхождение названия наука топонимика. C XVII в. Эта территория стала именоваться Бразилией. В 1808 году в Бразилию, спасаясь от Наполеона, эмигрировал король Португалии. Бразилия стала королевством. После возвращения на родину короля, его сын Педро провозгласил независимость Бразилии – 7 сентября 1822 г., а 15 ноября 1889 г. Бразилия была провозглашена республикой – Соединенные Штаты Бразилии. За 5 веков, прошедших с начала португальской колонизации, эта страна раздвинула свои пределы от первых прибрежных поселений на тыс. км. в глубь континента и сменила несколько столиц, которые менялись вслед за освоением огромных пространств – Баия (Сальвадор), Рио-де-Жанейро (1763г.), Бразилиа (1962г.)

№3 Геоморфолог

Геоморфолог изучает историю развития рельефа, происхождение, формы рельефа. Данные геоморфологии используются при поиске полезных ископаемых.

  1. По карте определить главные черты рельефа. Основные формы рельефа.
  2. Чем объясняется преобладание этих форм. Установить соответствие тектонического строения и рельефа.
  3. Какими породами сложена поверхность.
  4. Составить схему строения рельефа.
  5. Полезные ископаемые и их размещение.

Вопросы учителя к геоморфологу:

  1. Почему Бразильское плоскогорье и Амазонская низменность, находясь в пределах Южно-Американской платформы, имеют неодинаковую высоту над уровнем моря и разный характер поверхности?
  2. Какие полезные ископаемые преобладают?

№4. Климатолог.

Климатолог изучает климатические особенности данной территории.

  1. Определить в каких климатических поясах находится государство.
  2. Составить диаграмму для каждого типа климата и с их помощью описать климатические условия.

№5. Гидролог.

Гидролог занимается изучение рек, озер, болот.

  1. Какие речные системы находятся в Бразилии.
  2. К бассейну какого океана они относятся.
  3. Охарактеризовать речную систему Амазонки по плану:
    • географическое положение(исток, устье)
    • крупные притоки, площадь бассейна, длина реки, основной тип питания
    • зависимость направления и характера течения от рельефа
    • зависимость питания и режима реки от климата
    • хозяйственное использование
  4. Характеристика Параны.
  5. Какой знаменитый водопад находится в этой стране. Его характеристика.
  6. Сведения о реках зафиксируйте в таблице.
Название

реки

Крупные

притоки

Площадь

бассейна

Длина

реки

Основной

тип питания

Срок

половодья

Амазонка          
Парана          

Дополнение учителя к гидрологу:

Бразильцы различают 2 типа рек и называют их по цвету воды. Мутные реки несущие глинистые частицы и по этой причине либо белые, либо желтоватые, носят название риос бланкос – белые реки. Эти реки протекают по зонам, где поверхностный слой почвы легко сносится, поэтому русла их изменчивы. Риос негрос – черные реки, наоборот, отличаются чистейшей водой, но черный или темно-зеленый оттенок придают разлагающиеся органические вещества. Реки Топажос, Негру – все это риос негрос и текут они по твердым породам, образуя пороги. Разница в цвете воды особенна бывает заметна при слиянии 2-х разных рек. Например, после впадения Риу-Негру в Амазонку, воды обеих рек самостоятельно текут много километров прежде чем начинают смешиваться.

Очевидцы та отзываются о водопадах Игуасу: “Грандиозное зрелище небывалой красоты, поражающее всех, кому посчастливилось его увидеть.”

№6. Биолог.

Биолог занимается изучением распространения растений и животных, закономерностей их изучения.

  1. В каких природных зонах располагается государство.
  2. Рассказать о наиболее типичных представителях растений и животных каждой зоны.
  3. Используя дидактический материал, нанести на картосхему видовой состав растений и животных.
  4. Охактеризовать органический мир Амазонки.

Учитель:

Как же выглядит знаменитый лес? Насколько хватает взгляда, земля покрыта девственным лесом. Глухая, почти беспросветная чаща. То там, то здесь её прочерчивают реки. Озера, в черной глади которых отражаются облака. Царство природы в ее первозданном виде. Леса Амазонии – это страна лиан. И самая страшная опасность – заблудиться в лесу. Ни один индеец не рискнет отправиться в глубь леса, не оставив за собой нити Ариадны – отметки на деревьях. Что же ждет этот лес?

№7. Эколог.

Эколог изучает взаимодействие природы и общества, влияние хозяйственной деятельности человека на природу.

  1. Используя диаграмму хозяйственного использования земель Амазонии, сформулировать наиболее узловые проблемы, вызванные хозяйственной деятельностью человека.
  2. Предложить меры по их урегулированию.

№8. Этнограф.

Этнограф изучает происхождение, расселение, быт, культуру различных народов.

  1. Дать характеристику численности населения, его размещения.
  2. Объяснить причины изменения плотности населения.
  3. Охарактеризовать этнический состав.
  4. Традиции и обычаи.

Учитель:

“Лицо” Бразилии – Рио-де-Жанейро (Январская река - португальская экспедиция, когда вошла в бухту, то приняла её за устье реки.) Это город праздник, расположенный на берегу самого красивого в мире залива Гуанабара. Именно здесь в 1840 г. состоялись первые карнавальные шествия. 5 дней, с 12 по 16 февраля, не утихая ни на минуту, гремели барабаны, звучала музыка. Карнавальные мелодии – это традиционная самба, ламбада, которые широко известны за пределами страны. Бразильская музыка – это смешение африканского фольклора (всевозможные барабаны), индийского (флейта и свирели), португальского (гитара, скрипка, аккордеон ). Визитная карточка города – огромная статуя Христа спасителя (30 м. фигура из белого мрамора весом 1200 т.) расположенная на 700- м. вершине горы Корковадо, который взирает оттуда на знаменитые песчаные пляжи Копакобаны, небоскрёбы, роскошные отели. У входа в бухту высится ещё один символ города – скала “ Сахарная голова” 395 м (Пау–ди–Асукар) с идущей на её вершину канатной дорогой. Интересно посетить Ботанический сад с его знаменитой пальмовой аллеей, в котором собрано более 7000 растений со всего света. Бразилию немыслимо представить без футбола, без таких футболистов как Пеле, Рональдо, Ромарио. Именно в Рио находится известный стадион “ Маракана ” на 200000 мест. Поле отделено от зрителей глубоким сухим рвом – 2 м. ширины. Главный промышленный центр страны – Сан – Паулу – город труженик . Здесь развито автомобилестроение , судостроение , тракторостроение , производятся минеральные удобрения , пластмассы , выплавляют металл . Бразилиа – новая столица , возникла всего за 3 года буквально на пустом месте. Когда подлетаешь к столице стюардессы говорят “ посмотрите в иллюминатор ” и это стоит сделать , где ещё увидишь город , напоминающий в плане самолет. И это символично по замыслу Бразилия должна была стать символом устремлённости страны в будущее. Но город – символ не оправдал этих надежд. Поблизости от широких проспектов ,выросли такие же , как и в Рио , бедные кварталы – фавелы. В Манаусе – великолепный памятник архитектуры “ Оперный театр ” , который построили во времена “ каучуковой лихорадки ” . Современный Манаус – город с развитой электронной промышленностью , здесь выпускают телевизоры , калькуляторы. Значительная часть населения занята в с \ х. По комплексной карте и с помощью дидактического материала определили эти виды деятельности и отметили на схеме. Итак , Бразилия – южноамериканский гигант , обладающий богатыми природными ресурсами. Одна из наиболее развитых стран мира.

Домашнее задание:

  1. Составить краткое описание маршрута туристического путешествия, учитывая, что маршрут должен:
    • а) показать разнообразие природных условий
    • б) включать не более пяти объектов или достопримечательностей
    • в) Указать рекомендуемое время года и средство передвижения
  2. Придумать каким может быть сувенир, который с удовольствием увез бы на память каждый, и который не нанес бы вреда окружающей природе.