Цели:
- повторить и закрепить основные устройства компьютера;
- развивать логическое мышление учащихся;
- развивать межпредметные связи
Задачи:
образовательные:
- повторение и закрепление знаний
учащихся об устройстве персонального
компьютера;
-формировать у школьников умение анализировать,
сравнивать, обобщать, исключать лишнее;
развивающие:
- развивать логическое мышление
учащихся:
- развивать познавательный интерес учеников;
воспитательные:
- повышение мотивации учащихся за счет
игровых технологий;
- воспитание у ребят дружеского отношения друг к
другу, умение работать в коллективе;
- развивать творческие способности школьников.
Возраст учащихся: II класс
Место занятия в учебном плане: занятие проводится в конце второй четверти после изучения темы “Устройства компьютера” (УМК “Перспективная начальная школа”) Бененсон Е.П., Паутовой А.Г. “Информатика. 2 класс”
Оборудование и материалы:
- аудиозапись фантастической музыки;
- таблички “нолик”, “единица”;
- микрофон (или аудиозапись голоса компьютера);
- листочки и фломастеры для команд;
- мультимедийный проектор, экран;
- презентация, подготовленная в Microsoft PowerPoint;
- карточки с заданиями
Литературные и электронные источники, используемые при подготовке:
- Журнал “Информатика и образование” №2-2006 год
- Газета “Информатика” №22-2006, №13-2007, №19-2007
- Хадиева А.В. “Информатика для младших классов”. Казань, издательство “Мастер Лайн”, 2000 г.
- Информатика в начальном образовании. Приложение к журналу “Информатика и образование” №4 – 2001
Ход мероприятия
Под звуки компьютерной музыки ученики входят в музыкальный зал.
Ведущая: Героем нашей сегодняшней встречи будет удивительный объект.
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает
И дает прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайтесь, что за гений?
Ну, конечно же … (компьютер)
Демонстрируется слайд:
Каким бы умным не был компьютер, он умеет работать только с 0 и 1. Поэтому команды нашего КВН так и называются “Нолик” и “Единица”. Прошу членов команд занять свои места.
Члены команд занимают место за столиками
За работой КВН будет следить уважаемое жюри.
Представление членов жюри.
И, конечно же, команды будут опираться на поддержку болельщиков. Поприветствуем болельщиков. Поприветствуем наших дорогих гостей. Самым главным гостем на нашем празднике, конечно же, будем считать Его Величество Компьютер.
Голос Компьютера: Внимание! Провожу проверку запуска программы КВН. Доложить о готовности! Команды? Болельщики? Гости? Жюри? Так как все системы работают нормально, работу программы КВН можно начинать.
Звучит песня о компьютере:
1. Отложу я учебник:
Мой приятель - волшебник
Приглашает опять и опять
Электронным потоком
На стекле синеоком
Бесконечные тексты писать.
ПРИПЕВ:
До чего же энергичный
Электронный человек -
Мой попутчик симпатичный 2 раза.
В двадцать первый век.Ученик: Оглянись, дружок, вокруг!
Вот КОМПЬЮТЕР – верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит!Ученица: Может он ребят учить,
Может он станок включить
Папе, дедушке и тете
Он поможет на работе.
Ведущая: Задание командам.
Перечислите, где можно применить компьютер? Кому
он может помочь в работе? Время – 2 мин.
Задание болельщикам. Все вы знаете, что компьютер
сейчас работает и с числовой, и с текстовой, и с
графической, и со звуковой и с видео информацией.
Но первый компьютер был создан как
вычислительная машина. Поэтому он так и
назывался ЭВМ – электронно-вычислительная
машина. Перед вами карточки с изображением
вычислительных “приборов”. (Пальцы, счеты,
калькулятор, компьютер). Расположите их в порядке
появления.
Демонстрируется слайд
Проверка заданий болельщиков и команд.
Ведущий: Действительно, в настоящее время трудно представить жизнь без компьютера. И все же – что же такое компьютер? Как он работает? Из чего состоит?
Ученик: На верху машины там
Размещается экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Все возможные картинки.
Демонстрируется слайд
Ведущий: Называется эта часть компьютера МОНИТОР.
Задание командам: составить слова из букв этого слова. Какая команда составит больше слов?
Ученица: Монитор еще называют ДИСПЛЕЕМ.
На экране дисплея,
Как усы Бармалея,
Строй нестройно устроенных строк.
И прямою наводкой -
Текстовой обработкой
По ошибкам
Бьет курсор-стрелок
Ведущий: Задание болельщикам. Я называю слово, у которого “пропала буква”, а ученики называют исходное слово, например: “стол” – “ствол”.
Демонстрация слайда (предлагается слово, после отгадывания – проверочное слово)
Проверка выполнения задания командами. Листочки с ответами команды отдают жюри.
Ведущий: Всеми органами тела
Управляет мозг умело.
И в компьютере, надеемся,
Мозг конечно же имеется?Ученик: Есть в компьютере и главный блок:
Там бежит электроток.
Он читает, он считает,
Сотни слов запоминает!
Он мыслитель хоть куда!
Демонстрация слайда
Ученица: Этот вот системный блок
Для компьютера – как Бог.
Он решает все проблемы
И содержит микросхемы.Ученица: Ум компьютера – процессор.
Как заправский эрудит,
Вычислительным процессом
Он легко руководит.Ученик: Всем командуем процессор –
Самый главный элемент.
Он в машине служит мозгом
И его важнее нет.Ученица: Говорю я не для рифмы
Эти важные слова:
Знает он всего две цифры,
Переводит в них слова.Ученик: Человеческий язык
Понимать он не привык.
Наших слов не разбирает,
Буквы в цифры превращает.Ученица: Вмиг в нули и единицы
Что набрали превратится.
Вот тебе теперь известно,
Как работает процессор.
Ведущий: Теперь держи по ветру нос.
Я буду задавать вопрос.
Когда ответить надо “Да”,
Ты единицу ставь всегда.
А если нет, тогда изволь
В ответ поставить цифру ноль.
1. Зимой вода замерзает?
2. Сказку о Золотой рыбке написал А.С. Пушкин?
3. Приспособление для счета с косточками на прутиках называется арифмометром?
4. Сегодня пятница?
5. В радуге восемь цветов?
6. За декабрем наступит январь?
Демонстрируется слайд
Ведущий: Каким бы ни был умным компьютер, он работает так, как записано в его программе. Программу пишет человек, компьютер мыслить и рассуждать не умеет. Попробуем доказать, что мы смышленее компьютера.
Логические задачи
- Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
- Приходите все на чай!
Сколько чаек? Отвечай.
- Ква! Ква! Бре-ке-кекс!
- Два мальчика играли в прятки 3 часа. Сколько часов играл каждый из мальчиков? (3)
- Хоть и крошка осьминог,
Но имеет 8 ног.
Сколько нужно пар сапог,
Чтоб обулся осьминог. (4) - Из клетки взяли 3 цыплят и посадили в нее 3 кролика. Как изменилось число ног в клетке? (Увеличилось на 6. Каждый кролик взамен цыпленка дает лишнее две ноги).
- У Гали и Кости 8 игрушек. Гале подарили еще 2 игрушки. Сколько стало игрушек у Гали и Кости вместе? (10 игрушек. Если первое слагаемое увеличить, а второе не менять, то сумма увеличиться на 2)
Испекла я нынче кекс.
Пять подружек пригласила,
Комарами угостила.
Всем по комару досталось.
Сколько же кексов осталось? (1)
Ведущий: Хорошо работает наш системный блок: наши команды. Но что это?
Танец Вирусов.
Ведущий: Посмотрите, что случилось?
От чего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось кувырком?
Нам сейчас, как не крутись,
Без взрослых здесь не обойтись!
Уважаемые взрослые, что случилось с нашим компьютером? Кто напал на него? (Вирусы). Как помочь ребятам? (Включить антивирусную программу, которая должна быть установлена на каждом компьютере и периодически обновляться). Итак, включаем антивирусную программу.
Дети, выполнявшие танец, “застывают” на своих местах.
Ведущий: Чтобы до конца вылечить наш компьютер, мы должны показать, что владеем различными видами информации. Вопросы каждому члену команды. За правильный ответ – 2 балла, если помогает зал – 1. “Спасенный” занимает свое место за столом.
Вопросы:
- Сколько букв в английском алфавите? (26)
- Сколько гласных букв в английском алфавите? (6)
- Какое устройство компьютера объединяет все устройства в единое целое? (Системная плата)
- Что такое информация? (Сведения об окружающем нас мире)
- Какое сегодня число, месяц, день недели?
- Как зовут директора нашей Прогимназии?
- Сколько ты знаешь нот? Назови их.
- Каким ключом нельзя открыть дверь?
- Какие буквы есть в татарском алфавите, в отличие от русского.
- Назови татарского поэта. Прочитай его стихотворение.
Голос компьютера: Благодарю, вы спасли меня. Можно без риска продолжить работу нашей программы.
Демонстрируется слайд
Ученик: В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть МЫШКА!
Эта “мышка” не простая,
Эта “мышка” вот какая:Ученица: “Мышкой” можно указать,
“Мышкой” можно приказать –
И компьютер наш умело
Сразу примется за дело!
Демонстрируется слайд
Айрат: Это вот – клавиатура
Вот где пальцам физкультура
И гимнастика нужны!
Пальцы прыгать тут должны
Голос компьютера: Некоторые дети, к сожалению, очень много времени проводят за компьютером, забывая о своем здоровье. Задание командам: придумайте физкультуру для засидевшихся перед компьютером. Вам дается 2 минуты.
Ведущая: Пока команды готовятся, мы с вами тоже проведем физкультминутку.
На каждый вопрос дети отвечают хором: “Вот так!” - и жестом показывают нужное движение (действие).
- Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец)
- Как идешь? – Вот так! (“Шагают двумя пальцами по ладони.)
- А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.
- Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них голову).
- Как берешь? – Вот так (Делают руками хватательные движения.)
- А даешь? – Вот так (Делают руками движения, как будто дают что-то.)
- Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
- А грозишь? – Вот так! (Грозят пальчиками своему соседу.)
Ведущий: А теперь посмотрим, какие упражнения покажут нам команды.
Выступление команд.
Голос компьютера: Спасибо, что не разочаровали меня. Надеюсь, мы с вами будем дружить всю жизнь!
Ведущий: Ребята, вы принимаете предложение компьютера. Да? Давайте вспомним, с какими устройствами компьютера мы познакомились.
Демонстрация слайда. Разгадывание кроссворда.
- Устройство для ввода символов (букв, цифр, знаков препинания, …)
- Устройство, с помощью которого можно подключиться к сети Интернет.
- Устройство для хранения информации.
- Устройство для ввода информации.
- Устройство вывода информации на экран.
- Устройство ввода в компьютер рисунков, фотографий.
Ведущий: Следующее задание для болельщиков. Разгадайте ребус, составьте слово из первых букв названий картинок, назовите еще одно устройство компьютера.
Демонстрация слайда
Ученик: Да, пока еще компьютер
Не умеет говорить.
Может только на экране
Сообщенья выводить.
Принтер рядышком стоит,
Ничего не говорит.
По бумаге чем-то водит,
Информацию выводит.
Ведущий: Действительно, принтер – очень нужный инструмент. На принтер выводят результат работы на компьютере. А результат нашего КВН подведет жюри.
Слово жюри.
Ведущий: Игра – есть игра. В ней бывают и победители и побежденные. Нужно уметь с честью выигрывать и с достоинством проигрывать. И все-таки, итог нашей работы есть, мы показали, что знакомы с компьютером и хотим с ним дружить. Я права?
Звучит заключительная песня
По дискетам разложит,
Через принтер размножит
Электронные файлы услуг
Инструмент "на все руки",
И лекарство от скуки,
И учитель, и преданный друг.
ПРИПЕВ:
До чего же энергичный
Электронный человек -
Мой попутчик симпатичный | 2 раза.
В двадцать первый век. |