План:
Этап |
Содержание |
Время |
Примечание |
1. Презентация педагогического опыта | Краткое обоснование основных идей опыта | 5 мин. | Слайды |
2. Определение основных приёмов работы | Раскрытие особенностей методических приёмов | 5 мин. |
Слайды |
3. Имитационная игра | Занятие со слушателями, на котором демонстрируются технологические этапы разработки учебного проекта с использованием конкретного инструмента. | 10 мин. | Слайды «Алгоритм создания учебного проекта» |
4. Моделирование | Организация самостоятельной деятельности слушателей по разработке собственного учебного проекта | 10 мин. | Памятки, шаблон визитной карточки проекта |
5. Рефлексия | Самоанализ | 5 мин. | Демонстрация результатов |
Перед началом конкурса и перерывами между его этапами среди учителей проводится анкетирование.
Вопросы анкеты
1. Знакомы ли вы с программой Intel «Обучение для будущего»?
А) Очень хорошо знаю эту программу и применяю технологию программы в своей педагогической деятельности.
Б) Наслышан.
В) Не знаком .
2. Применяете ли Вы метод проектов в учебной деятельности?
А) Довольно часто.
Б) Иногда.
В) Не применяю.
3. Знакомы ли Вы с учебными проектами учителей и учащихся Вашей школы?
А) Да.
Б) Нет.
В) Затрудняюсь ответить.
4. Хотели бы вы создать учебный проект со своими учениками?
А) Да, если бы владел технологией проектной деятельности.
Б) Нет, меня устраивают другие формы работы.
В) Затрудняюсь ответить, но стоило бы попробовать.
1. Прежде чем раскрыть секрет своего педагогического мастерства, я предлагаю вам решить такой пример:
- Загадайте число.
- Прибавьте столько же.
- Прибавьте 10.
- Разделите на два.
- Отнимите задуманное.
В результате у всех должно получиться число 5.
Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит
некий алгоритм. Результат был известен только
мне, но посредством направления ваших действий,
мы все пришли к одному ответу. При чём вначале
никто об этом даже не догадывался. Также
происходит и в проектной деятельности учащихся.
Используя алгоритм работы, и зная конечный
результат, учитель «ведёт» детей по
неизведанному ими пути к верному ответу. Весь
путь от «старта» до «финиша» и есть проектная
деятельность учащихся.
Сегодня многие из вас приняли участие в
анкетировании, и я хочу познакомить вас,
уважаемые коллеги, с результатами (слайд с
результатами анкеты). Таким образом, я пришла к
выводу, что тема моего мастер-класса совсем не
случайна.
Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
В систему работы входят: организация проектной деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий; оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм урочной и внеурочной деятельности для развития творческого мышления учащихся методом проектов; использование современных информационных технологий на уроках и во внеурочное время.
Новизна опыта заключается в применении метода проектов в учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения; расширении зоны ближайшего и актуального развития в процессе самостоятельного исследования проблемы; в выходе проектов учащихся за рамки учебной деятельности и их применении в образовательной деятельности другими участниками педагогического процесса.
Результативность. Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу в сочетании с групповой организацией деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему); внедрение компьютерных технологий в педагогическую деятельность; повышение качества обучения школьников.
С помощью метода проектов возможно обучить:
- выявлять и формулировать проблемы;
- проводить их анализ;
- находить пути их решения;
- работать с информацией;
- находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
- применять полученную информацию для решения поставленных задач.
2. Эпиграфом к проектному методу обучения может служить пословица «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».
В нашей школе проектный метод обучения используется в основном в старших классах. Два года назад, когда группа учащихся создала первый проект, я поняла, что ведущей технологией в школе должна стать технология проектного обучения, ибо она позволяет направить деятельность учащихся на результат при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Используя проектную деятельность с поддержкой средств информационно-коммуникационных технологий, я увидела большие преимущества перед традиционной методикой. Прежде всего, данная технология позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. В-третьих, она дает возможность обеспечить содержательное единство тем проектов по предмету. В-четвертых, можно оказать помощь другим учителям и учащимся, которые могут воспользоваться готовыми проектами в своей работе. И, наконец, это положительные результаты в учебно-воспитательном процессе.
За два года применения данной технологии
качество знаний учащихся по информатике
возросло на 15%, повысилась познавательная
мотивация учащихся, вырос интерес к урокам
информатики, вырос уровень внеклассных
мероприятий, ученики приобрели опыт участия в
областных и районных конкурсах, успехи отдельных
учащихся стимулируют познавательную активность
других учеников, что для меня крайне важно. (слайд
с мониторингом обучения учащихся МОУ
Берёзовской СОШ)
Факты, конечно вещь неоспоримая, но что думают о
проектной деятельности сами учащиеся?
(Видео-слайды)
3. Сегодня я хотела бы привлечь вас к разработке своего учебного проекта, который наверняка будет востребован вашими учениками. Это лишь начало, но я искренне верю, что вы доведёте его до логического завершения.
Наша работа будет построена следующим образом:
На первом этапе нам нужна группа учителей из 5
человек (приглашаются добровольцы из зала).
Представьтесь, пожалуйста!
Ваша задача – в процессе работы заполнить
«визитную карточку» проекта с учётом структуры и
этапов (раздаются бланки «визитной карточки»).
Остальным слушателям я предлагаю поработать с
раздаточным материалом.
Далее объяснение сопровождается демонстрацией слайдов.
1. Внесите в «визитную карточку» сведения о себе.
2. Определите, какие из преподаваемых Вами учебных тем охватит Ваш проект. Запишите 5–6 учебных тем.
3. Какие дидактические цели преследует Ваш проект?
Под дидактическими целями понимается цель учебного процесса, который включает в себя проект, как метод достижения цели. Например, задачей в проекте «Информационные процессы» является формирование информационной культуры учащихся.
4. Отметьте, какие компетентности формирует ваш проект:
– в сфере самостоятельной деятельности;
– основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
– в сфере гражданско-общественной деятельности;
– в сфере социально-трудовой деятельности;
– в бытовой сфере;
– в сфере культурно-досуговой деятельности;
– другие варианты
5. Решите, какие методические задачи Вы ставите в своём проекте?
Под методическими задачами проекта понимаются
задачи, связанные с формированием у учащихся
определённых знаний, умений и навыков.
Например, методическая задача в проекте
«Информационные процессы» – научить выявлять
свойства информации, классифицировать
информацию по видам; научить приводить примеры
информационных процессов в природе, обществе и
технике, научить выбирать наиболее удачную форму
представления информации.
6. Далее Вам предстоит определить, какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы Вы ставите перед учащимися. Это очень важный этап проекта и мы остановимся на нём поподробнее.
Обычно ученик, если ему не заданы интересные
основополагающих вопросы и у него нет,
соответственно, цели ответить на них, вынужден
выполнить ряд не связанных между собой учебных
заданий, результатом чего является слабое
понимание значения ключевых терминов, идей,
понятий, процессов и явлений. Обучение без
необходимости поиска школьниками ответов на
проблемные вопросы легко сводится к рутинному
пересказу «изученного» или составлению так
называемых «рефератов».
Одним из решений может стать формулирование вами
основополагающих вопросов, ответы на которые
выявляют действительное понимание учениками
содержания предмета, в отличие от заучивания ими
готовых «ответов», взятых из школьных учебников.
Какие вопросы могли бы лежать к основе преподавания и побуждать учащихся докапываться до сути, лежащей и основе каждой изучаемой темы?
Не все вопросы являются основополагающими. Рассмотрите приведенные ниже вопросы и решите, чем они отличаются от типичных вопросов, содержащихся в учебниках и часто задаваемых на уроках.
- Действительно ли история – это история прогресса?
- Искусство отражает культуру или формирует ее?
- Математические идеи – это изобретения или открытия?
- Должен ли рассказ иметь начало, середину и конец?
- Когда закон несправедлив?
- Явление гравитации – факт или теория?
- Чего мы боимся?
На эти вопросы нельзя ответить одним предложением. Чтобы достичь глубокого понимания сути дела, мы должны использовать неординарные и многослойные вопросы, отражающие богатство и сложность изучаемого предмета. Такие вопросы называют «основополагающими», так как они затрагивают ключевые идеи изучаемой дисциплины.
Характеристики основополагающих вопросов
- Уходят вглубь учебной дисциплины. Основополагающие вопросы можно найти в наиболее исторически важных и спорных проблемах и темах, в различных областях науки. Арифметика была изобретена или открыта? Всегда ли история субъективна?
- Возникают снова и снова на протяжении обучения. Одни и те же важные вопросы могут задаваться снова и снова. Наши ответы могут усложниться, постановка вопросов может приобрести новые нюансы, но мы периодически возвращаемся к ним.
- Побуждают задавать другие важные вопросы. Основополагающие вопросы обнажают новую тему с ее сложностями и загадками, они скорее толкают на плодотворное исследование, нежели ведут к немедленным ответам.
Кроме основополагающих вопросов, в проектной деятельности необходимо выделять ещё проблемные вопросы конкретной темы учебной программы. Вопросы учебной темы более конкретны в отношении изучаемого предмета и таким образом оказывают направляющее влияние на усвоение содержания темы.
Основополагающий вопрос: | Проблемные вопросы учебной темы: |
Уходят вглубь учебной дисциплины. | Являются конкретными предметными и тематическими предпосылками к формированию ответов на основополагающие вопросы. |
Возникают снова и снова на протяжении обучения. | Не имеют однозначного правильного ответа. |
Побуждают задавать другие важные вопросы. | Намеренно провоцируют учащихся и поддерживают их интерес. |
Характеристика проблемных вопросов учебной темы
Являются конкретными предметными и тематическими предпосылками к формированию ответов на основополагающие вопросы. Вопросы учебной темы формируют конкретный ряд знаний; они предназначены для того, чтобы обозначить и раскрыть основополагающие вопросы в рамках определенных тем и предметов.
Не имеют однозначного правильного ответа. Ответы на вопросы учебной темы не являются правильными сами но себе. Такие вопросы открывают и предлагают важные многочисленные направления для исследований и обсуждений; они скорее раскрывают присутствующие в обсуждаемых темах парадоксы, чем скрывают их. Подобные вопросы служат скорее для напуска обсуждения, постановки проблемы, а не предполагают прямых ответов, ожидаемых учителем.
Намеренно провоцируют учащихся и поддерживают их интерес. Вопросы учебных тем включают приемы, которые активизируют мыслительный процесс и поддерживают познавательный интерес учащихся. Они должны быть достаточно общими для вовлечения учащихся с разнообразными интересами и способностями и должны предполагать широкий диапазон разнообразных ответов.
Важно отметить, что между основополагающими вопросами и вопросами учебной темы (проблемными) нет четкой разницы. Главное не в том, каким является вопрос, а в том, как сосредоточить внимание учащегося на главных целях обучения, связать конкретные вопросы с более общими, направить исследование и процесс раскрытия важных понятий в нужное русло.
7. Укажите творческое название вашего проекта. (Возможны несколько вариантов).
8. Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в Вашем учебном проекте? Укажите конкретные темы исследований.
9. Определите, каким пунктам тематического
учебного плана школьного предмета соответствует
проект?
Необходимо указать перечень учебных тем, к
которым Ваш учебный проект имеет отношение.
10. Укажите предметные области, в рамках которых проводится учебный проект.
11. Выберите ту возрастную категорию, на которую рассчитаны цели учебного проекта.
12. Как вы предполагаете оформить результаты проекта?
13. Напишите краткую аннотацию проекта, которая
включает в себя: описание основных изучаемых
теоретических положений и краткое объяснение
того, как практические занятия и самостоятельные
исследования помогут учащимся соответствующего
возраста ответить па проблемные вопросы и
вопросы темы учебной программы.
Планируя необходимое для проведения проекта
время, следует напомнить себе о том, что под
учебным проектом понимается организационная
форма работы, которая, в отличие от занятия или
учебного мероприятия, ориентирована па изучение
законченной учебной темы или учебного раздела и
составляет часть стандартного учебного курса
или нескольких курсов. Например, 8 академических
часов (по 45 минут) в классе, 2 недели, 1 месяц, 1
четверть и т. д.
14. Определите программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта.
15. Опишите условия проведения контроля. Разработка критериев, процедур и инструментов оценивания успеваемости учащихся. Контроль может проводиться посредством: опросов, наблюдения, анализа письменных работ, тестов и итоговых творческих заданий. Оценка может проводиться учителем, другими учащимися и самим учеником.
16. И, наконец, укажите ключевые слова, которые включают в себя наиболее важные термины и понятия, названия тем и разделов, отражающие содержание учебного проекта.
На втором этапе каждому «учителю» предлагается из зала выбрать двух «учеников», которые будут участвовать в «учебном проекте». «Учителю» необходимо помнить одно правило: не раскрывать содержание «визитной карточки», а путём обсуждения, наводящих вопросов, ввести «учащихся» в суть проекта. «Учитель» при этом является консультантом, куратором. В процессе работы «ученикам» необходимо заполнить «Лист планирования учебного проекта».
Пока наши «учителя» с «учениками» разрабатывают проекты, я хочу вам продемонстрировать учебные проекты учеников Берёзовской школы.
Демонстрируются проекты учащихся.
А теперь, я прошу «учителей» и «учеников» поделиться результатами своей работы и представить свои учебные проекты.
Рефлексия
Вопросы «учителям» | Вопросы «ученикам» |
1. С какими трудностями в процессе
разработки проекта Вы столкнулись? 2. Достигли ли вы результата? 3. Считаете ли Вы данную технологию перспективной в работе с учащимися |
1. Понятна ли вам была идея проекта
предложенная «учителем»? 2. С какими трудностями в процессе разработки проекта Вы столкнулись? 3. Появился ли у Вас интерес к проектной деятельности? |
Уважаемые коллеги, пусть Ваш проект пока ещё только на бумаге, но Вы, ещё может даже пока и не осознавая, вошли в новую интерактивную технологию. Я надеюсь, что эти проекты Вы обязательно реализуете со своими учениками. Спасибо за внимание!