Цели.
- Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах.
- Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
- Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.
Предварительная работа:
- Чтение сказок П.П. Бажова “Серебряное копытце”, “Огнивушка-поскакушка”, “Малахитовая шкатулка”.
- Беседы по прочитанному из детской энциклопедии
“Почемучка”:
- Что такое подземные богатства?
- Из чего делают железо?
- Что внутри шахты?
- Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр:
“Рыболов”, “Магнитная геометрическая мозаика”, “магнитная касса цифр и букв”, “Подбери предмет”, “Четвёртый лишний”.
Методические приёмы:
- демонстрация опытов воспитателем;
- объяснение воспитателя;
- фронтальный опыт детей;
- индивидуальная работа с детьми;
- подведение итогов занятия;
- мотивация “Лаборатория доктора Зная”;
- сюрпризный момент “Подарок доктора Зная”.
Оборудование и материалы:
- магниты полосовые (каждому ребёнку),
- различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки и т другие),
- лоскутки ткани, меха,
- предметы из резины, пластмассы,
- штатив с гвоздём, висящим на нитке,
- лист бумаги,
- стекло,
- толстая книга,
- картон (на каждого ребёнка),
- железные опилки,
- подковообразный магнит.
Ход занятия
- Ребята, проходите в группу. Посмотрите вокруг себя, скажите, вы догадались, куда мы сейчас попали?
- Сегодня мы снова приглашены в лабораторию дедушки Зная.
- Напомните мне, пожалуйста, где мы с ним познакомились?
- Садитесь поудобней. Ребята, как ведут себя учёные в лаборатории (тихо, внимательно, аккуратно)? Дедушка Знай предлагает нам продолжить знакомство вот с этим предметом.
- Вспомните, как он называется?
Этот предмет обладает очень интересными свойствами, подскажите мне каким? (притягивает к себе железные предметы).
- А теперь посмотрите на мой стол. Здесь стоит штатив с подвешенным на нитке гвоздём.
Подскажите мне, что произойдёт, если приблизить к нему магнит? Давайте проверим. (Нитка с гвоздём отклонится).
Почему это произошло? (Магнит притягивает к себе гвоздь).
Вывод: Нитка с гвоздём отклонилась от своего первоначального положения потому, что гвоздь притягивается к магниту.
Всегда ли магнит притягивает, то есть примагничивает металлический стержень?
А если между ними поместить другой предмет. Притянется ли стержень к магниту?
Ребята, помогите мне повторить опыты.
Дети по одному проводят опыты с листом бумаги, стеклом, толстой книгой.
Скажите, всегда ли магнит сохраняет свою волшебную силу притяжения?
Вывод: магнит притягивает к себе гвоздь, когда находится на близком расстоянии, и когда между ними нет других толстых предметов.
- Сейчас мы с вами вспомним опыты, проделанные нами в прошлый раз. У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руки и внимательно рассмотрите.
Какой он на ощупь? (Холодный, твёрдый, тяжёлый).
Перед вами находится поднос с различными предметами из разного материала.
- По очереди поднесите его к этим предметам. Те предметы, которые притянутся к магниту, положите в оранжевый поднос, а которые не притянутся – в зелёный поднос, а я пойду посмотрю на вас во время опыта. На рабочем столе учёных порядок, а в лаборатории – тишина.
Молодцы, справились с заданием. А теперь перечислите те предметы, которые притягиваются к магниту. (Металлические)
А на какие предметы не действуют силы магнита? Из какого материала они сделаны?
Ребята, сядьте правильно, отодвиньте подносы на край стола.
(Рассказ на фоне демонстрации).
- А теперь продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно
цепочка не разорвалась. Проделайте этот опыт самостоятельно. Работайте тихо, не мешайте друг другу делать опыт. Вы сейчас учёные, а они работают, аккуратно и помогают друг другу. Молодцы, вы у меня настоящие учёные – умело справились с опытом. Почему скрепки не распались? Что с ними произошло?
Вывод. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами
Посмотрите друг на друга – все убрали магниты от скрепок и положили на стол.
А сейчас мы дружно встанем, выйдем все ко мне в кружок. Будем делать по порядку нашу бодрую зарядку.
Физминутка.
Хомка-хомка-хомячок, полосатенький бочок,
Хомка рано встаёт, щёчки моет, ушки трёт,
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
1-2-3-4-5 – хочет Хомка сильным стать.
А ребята хотят стать тоже сильными, умными, воспитанными.
- А теперь присядем на места.
Продолжим наши эксперименты с магнитом. Поможет нам в этом наш друг – опыт.
Цепочка из скрепок сохраняется недолго, она распадается.
Подумайте, почему это так бывает? (Скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время).
А теперь возьмите на столе картон, положите на него скрепки, а снизу к листу поднесите магнит и двигайте его в разных направлениях.
- Что происходит со скрепками? (Скрепки как будто “танцуют”)
Почему двигаются скрепки?
Вывод. Магнит оказывает своё волшебное действие через картон.
- Посмотрите ещё один опыт с магнитом. Подношу полосовой магнит к железным опилкам на подносе, а потом круглый.
- Ребята, у меня на подносе железные опилки (сравнение рисунка между двумя магнитами) – чем отличаются рисунки опилок на подносе? (Форма, размер, количество опилок)
Вывод: правильно, сила круглого магнита больше, чем полосового, так как он больше размером (сила ребёнка - взрослого).
- Ребята, обратите внимание на окраску вашего магнита. В какие цвета он окрашен? (Синий и красный). Приложите магниты друг к другу красными концами, синими концами.
Что происходит с ними?
А теперь приложите красным и синим концами. Что произошло с магнитами?
Вывод. Разноокрашенные концы магнита притягиваются, а одинаково окрашенные – отталкиваются.
- Ребята, подскажите мне, а мы встречаемся с магнитом в группе, где видим его волшебные свойства (д.и. “Магнитная мозаика”, “Магнитная азбука”, “Рыболов”, зажим на шкафчики, крепления картин к доске).
- Я хочу попросить вас посмотреть дома, где используется магнит и рассказать мне об этом.
На этом лаборатория дедушки Зная заканчивает свою работу. А нам нужно вспомнить, что нового и интересного мы узнали сегодня о магните.
Итог. Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
Волшебная сила магнита действует сильнее, если магнит большего размера.
Магниты не только притягивают предметы и сами друг к другу, но и одинаково окрашенные концы отталкиваются.
Молодцы, хорошо потрудились сегодня ребята-учёные. Наши гости педагоги из школы увидели, как вы хорошо работали и с удовольствием продолжат с вами проводить более серьёзные опыты в школе, а дедушка Знай преподносит вам в подарок игру, где присутствует наш добрый друг – магнит. (Дидактическая игра “3 в одном: шашки, шахматы, нарды на магнитной доске”). Свойства магнита широко используют в жизни человека, и в этом мы ещё не раз убедимся.